Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.
Организационный момент. Слайд 1
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Прозвенел звонок весёлый,
Приглашает на урок.
Встали все у парт спокойно,
Начинаем ровно в срок.
Тихо сядем, не нарушим тишину,
И тихонечко, тихонько
Я сейчас урок начну.
- На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!
2. Речевая разминка.
(На экране скороговорка). Слайд 2.
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
- Прочитаем хором.
- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
(Дети читают).
- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)
3. Введение в тему.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.
3.
2.
1.
Р
К
О
4.
____________________________________________________________
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
3. Что можно увидеть с закрыты-
ми глазами?
4. Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле,
Да не птица.
2. Белый дед – белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимает. Весна придёт - Он сам уйдёт.
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения . (Слайд 3)
Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (Слайд 4)
5. Биография поэта.
Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».(Слайд 5-6).
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы. (Слайд 7)
Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».( стр.72.)
- Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.
6.Прослушивание стихотворения в записи.
7.Беседа по содержанию:
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и тд. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.
8. Словарная работа в парах. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ) (Слайд 8-13)
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,Шарф завязан?Всё в порядке!Раз – присесть, снежок лепи,На четыре и на пять,Начинай снежки бросать!
9. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на стр 72.
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
- А где происходило событие?
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
Ученица. “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..”
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Дети. Да, конечно!
Читаем дальше.
- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)
- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14)
- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердитоВетер злой поет”?
Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.– А еще очень складно...– “Складно да ладно”.– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
Дети. – О плавной и красивой...– О тихой и приятной...– О правильной, ровной, связной.
10.Физминутка для глаз (Слайд 15 – 16)
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Дети. – Но ведь это же во сне!– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабкиСказки я просить...”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
Учитель. А как надо эти слова понимать?
Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
5. Подведение итогов:
Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
- Ребята, спасибо за урок,
Домашнее задание: На выбор выучить1, 2 или 3 часть стихотворения.
Ребята, спасибо за урок! Давайте поаплодируем друг другу в знак благодарности за плодотворное сотрудничеств
.
15