Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.
План-конспект урока
Тема: Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.
Жидков Алексей Михайлович
МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»
Педагог дополнительного образования, высшая категория
Кружок «Юный турист»
Дети 2 – го года обучения
Тема урока и номер урока «Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов»
Литература «Узлы» И.В. Балобанов. Москва АСТ 2006 (изд. седьмое, без изменений), «Узлы, простые забавные сложные» И.Н. Крайнёва. Санкт – Петербург 1997.
8. Цель урока: в результате изучения темы объяснить значение и практическое применение туристических узлов; формировать умения техники вязания туристических узлов.
9. Задачи:
Создать условия для изучения туристических узлов и их практического применения.
Формировать умения и навыки вязки узлов;
Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию;
Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.
10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, совершенствования навыков ранее изученных узлов.
11. Форма работы учащихся: фронтальная, групповая.
12. Материальное обеспечение: 2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося, несколько карабинов.
13. Учебно-наглядный комплекс:
карточки - схемы;
инструктивный материал по технике вязания узлов;
набор связанных туристических узлов.
14. Порядок работы:
назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;
предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;
проверить вязку узла у каждого ученика.
Называется узел и его применение. Педагог красиво, медленно, поэтапно, завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учеников на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается три узла, но техника вязания показывается на одном узле из группы.
Структура и ход урока
I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока. Исходя из темы и сформулируйте цель нашего урока.
«Где в вашей жизни можно использовать узлы?» (проблемная ситуация)
(Вступительное слово учителя) «Каждое утро ты стараешься завязать шнурки своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности. "Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!" Сейчас поговорим об узлах.
II. Объяснение нового материала. Техника вязания туристических узлов.
Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях. Давайте попробуем завязать узел который вы знаете. Можно два или три узла.
Эпиграф: «Хороший узел - это: когда его легко завязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать». Узлы используются и применяются для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел.
Классификация туриских узлов по их назначению.
Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: "прямой", "ткацкий", "встречный».
Узлы для связывания веревок разного диаметра: "академический", "брам-шкотовый", "Грейпваин".
Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): "простой проводник", "восьмерка", "австрийский пруссик", "двойной проводник", «Булинь», двойной беседочный узел.
Узлы для привязывания веревок к опоре: "удавка", "стремя – выблеичный» узел, привязочный узел
Вспомогательные узлы: "схватывающий", "стремя". Узел "стремя" может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.
Узел "двойная обвязка", или "заячьи уши". От бухты отмеряется 2/3 длинны разведённых в стороны рук, наступаем ногой на середину третьей длинны верёвки, делаем от стороны ноги две петли до уровня груди, держа две петли одной рукой к верху, другой рукой делаем петлю на уровне колена, куда продеваются в образовавшуюся петлю. В образовавшиеся две петли вставляют ноги, а третью петлю одевают через голову на плечи. Свободный конец ходовой части верёвки обводят во круг пояса и завязывают на контрольный узел.
Узел "стремя". Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется узел. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом. Если узел "стремя" используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре. Узел "стремя" может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее "проводника" и "восьмерки", потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.
Узел "булинь". Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю. Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел.
III. Закрепление. Игра:
1 вариант: Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем преподаватель раздает им эти узлы. Нужно определить его название. Преподаватель еще раз проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.
2 вариант: Игра «Спасение утопающего», узел «булинь»
IV. Итог урока. Мы на сегодняшнем уроке познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери веревку и вспоминай, как это делается. Всегда носи с собой в кармане небольшой кусок троса. И когда у тебя есть свободная минутка, достань его и завязывай узлы, которые ты знаешь. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.
VI. Домашнее задание.
Дома необходимо зарисовать узлы с карточки - схемы.
Повторить технику вязки изученных узлов.
Покажите родителям технику вязки изученных узлов
VII. Подведение итогов; Рефлексия. Для чего мы изучали узлы надо ли вам это пригодится ли в жизни сегодня мы узнали мы научились мы научим других.. мы применим узлы, где..
Приложение к плану-конспекту урока Таблица №1
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Время
1
Организационный этап
Мотивационно-ориентированный
компонент
Обеспечивает
благоприятный
настрой
Настраивает на работу
2 мин
2
Проверка
домашнего
задания
Организует обсуждение узлов
Отвечают на вопросы,
рассказ
4 мин
3
Актуализация
опорных знаний
Организует работу
Отвечают на оставленные вопросы, работают
5 мин
4
Этап мотивации (определение совместной цели деятельности)
Проблемная ситуация:
«Где в жизни можно использовать узлы?»
Пытаются ответить на вопрос, ставят перед собой цель, формулируют тему урока.
2 мин
5
Изучение нового материала
Операционно-исполнительный компонент
Организует практическую работу по группам
Выполняют работу в группах
7 мин
6
Физкультминутка
Упражнения для
спины
Выполняют упражнения
2 мин
7
Первичное применение знаний
Предлагается выполнить туристические узлы
Выполняют узлы по карточкам, по схемам, по фотографиям
2 мин
8
Контроль и самопроверка знаний
Рефлексивно-оценочный компонент
Предлагается завязать узлы, которые научились
Взаимопроверка
7 мин
9
Домашнего задания
Обсуждение домашнего задания
Запись в дневник, вопросы.
4 мин
10
Подведение итогов, рефлексия
Сегодня мы узнали: мы научились
Отвечают на вопросы учителя.
5 мин
13PAGE 15
13PAGE 14215
15