Формирование универсальных учебных действиях на занятиях физической культуре в дошкольном учреждение


к.п.н, доцент кафедры человековедения и физическая культура Фирсин С.А. Формирование универсальных учебных действиях на занятиях физической культуре в дошкольном учреждение Формирование предпосылок УУД в ДОУ Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.Что же такое универсально учебные действия? Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.  Личностные УУД Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил. Предпосылками личностных УУД являются:умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;формирование познавательной и социальной мотивации; формирование адекватной самооценки; формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;формирование способности учитывать чужую точку зрения;воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.) Регулятивные УУД Целеполагание – умение сохранять заданную цель;Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; Предпосылками регулятивных УУД являются:умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;умение сохранять заданную цель;умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;умение контролировать свою деятельность по результату;умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук. Познавательные УУД Ориентировка в пространстве и времени;Умение применять правила и пользоваться инструкциями; Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; Умение работать по заданному алгоритму; Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.Информационные Умение работать по книге; Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;Умение работать по иллюстрациям. Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).ЛогическиеКлассификация ; Анализ; Синтез; Сравнение; Обобщение; Сериация; Сернация; Исключение лишнего; Подбор подходящего; Установление причинно-следственных связей и др. ; Использование знаково-символических средствМоделирование. Предпосылками познавательных УУД являются:навыки сформированности сенсорных эталонов; ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями;умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;умение выделять существенные признаки объектов; умение устанавливать аналогии на предметном материале; умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; умение производить анализ и синтез объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи. ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.); умение пользоваться простейшими инструментами. Коммуникативные УУД Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;Умение вести монолог, отвечать на вопросы;Владение невербальными средствами общения; Предпосылками коммуникативных УУД являются:потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;строить монологичное высказывание и диалоговую речь; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;ориентация на партнера по общению;умение слушать собеседника.умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; Виды заданий для формирования универсальных учебных действий Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое; Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;синтез – объединение отдельных компонентов в целое;сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;знаки и символы – умение работать со знаками и символами;работа со схемами, составление схем-опор;решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»; Виды заданий для формирования универсальных учебных действий Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;«ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей. Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий: «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;«выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД; «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию. Выводы: Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Способы формирования УУД Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способностии навыки самоконтроля;Акцентировать внимание на деятельности дошкольника иее эффективности, а не на достижениях;А также, Дошкольнику требуется личный контакт с ним;Атмосфера успеха;Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;Доброжелательное и уважительное отношение к его личности. Поощрение и похвала.Принятие его таким, какой он есть;Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.). Портрет выпускника ДОУ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.Любознательный, активный (личностные результаты). Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.Эмоционально отзывчивый (личностные результаты). Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо».Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты). Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.  Спасибо за внимание!!!