Специфические ошибки при дисграфии. Буклет-памятка для родителей. 
«Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
I.  Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов: 
1. Пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес); 
2. Перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила); 
3. Недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); 
4. Наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); 
5. Искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька); 
6. Слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала); 
7. Неумение определить границы  
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сургута
Учитель – логопед Гайфуллина А. Д.
araiam@mail.ru
предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер.Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером». 
8. Замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);  
9. Нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь). 
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: 
1. Аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят). 
2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге». 
III. Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно - пространственного восприятия, зрительно – моторной координации: 
1. Увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п-т, и- ш, л – м и т. д. 
2. Замена второго не сходного элемента: и- у, б – д, и – ц 
3.  Замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п- и.. 
4. Зеркальное письмо: Е – З, У – Ч.  
   Если Вы обнаружили в тетрадях своего ребенка подобные «нелепые» ошибки, учитывайте тот факт, что такие ошибки лучше всего поддаются исправлению тогда, когда ребенок учится во втором или в третьем классе. Не упустите время!
Памятка для родителей
2016 г.  
15