Урок — экскурсия по теме Специфические свойства концентрированной серной кислоты


Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 49
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
« СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОЛТЫ.
КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЛЬФАТ-ИОНА. ПРИМЕНЕНИЕ.
( УРОК – ЭКСКУРСИЯ ) Учитель химии Азарян В.В.
2017г.
Тема. Специфические свойства концентрированной серной кислоты. Качественное определение сульфат-иона. Применение.
Цель: создать условия для самостоятельной работы по получению информации о свойствах концентрированной серной кислоты, промышленного применения и значения ее и ее производных
Развивающая: содействовать развитию умений проводить химические эксперименты, наблюдать, анализировать, составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнения химических реакций
Воспитательная: воспитывать личные качества, обеспечивающие успешную работу в коллективе, умения слушать, уважать мнение других, высказывать свои предложения, уверенность в себе
Метапредметная : - применение основных методов познания (системно-информационного анализа); использование основных интеллектуальных операций; формирование навыков, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выявления причинно -следственных связей; формирование регулятивных УДД, постановка цели, работа по алгоритму.
Тип урока : урок – путешествие, получение новых знаний.
Формы работы : работа в паре, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование и реактивы : периодическая таблица Д.И. Менделеева, ряд напряжения металлов, таблица растворимости, ряд электроотрицательности , компьютер, видео опыты, презентации, химические реактивы : концентрированная H2SO4, лучина, сахар лакмус. Растворы H2SO4, BaCl2, Na2SО4,металлы цинк, медь, вода .Методы обучения : репродуктивный, частично поисковой, проблемный, исследовательский.
I.Организационно-мотивационный:
настрой на работу;
мотивация работы на уроке;
сообщение темы, постановка целей (учащихся вместе с учителем);
определение правил работы
.
II. Актуализация знаний:
решение тестовых заданий, с последующим фиксированием на доске.
III. Изучение нового материала.
знакомство с маршрутом урока-путешествия;
презентация опережающих заданий;
при изучении химических свойств : - демонстрация опытов (учителем):
- просмотр видео опыта; - работа со схемами; - проведение лабораторной работы учащимися;
- составление уравнений химических реакций (молекулярных, ионных, сокращенных ионных, окислительно - восстановительных)
физкультминутка;
работа по получению, применению серной кислоты. Экологические проблемы и пути их решений.
IV. Рефлексия.
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Учитель.
Садитесь поудобнее, выпрямите спину, глубоко вдохните, освободитесь от всего, что вас волнует , настройтесь на позитив, улыбнитесь…и у вас все получится!
(На доске, на магните крепит улыбающегося бумажного смайлика). У нас сегодня урок-путешествие.
Великий китайский философ Конфуций в 450 г. до н.э. сказал :
“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я, может быть, запомню.
Вовлеки меня , и я пойму”.
Вовлекая в сегодняшнюю работу, я призываю вас изучить тему : “Специфические свойства концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Качественное определение сульфатов”.
Каждая работа предусматривает цель. ( Вместе с учащимися записываем цель по теме).
- изучить свойства концентрированной серной кислоты;
- экспериментально отследить различные окислительные свойства концентрированной серной кислоты;
- продолжить формирование умений составлять окислительно-восстановительные реакции.
Для успешной работы мы должны расшифровать запись. (работа в паре), решить тестовые задания. Учитель предлагает учащимся получить задание и в течение 1 минуты ответить на вопрос и записать буквенный ответ на доске.(Предполагаемый ответ)
Д
О
Б
РЫПУ
Т
Й
Ь
!
В

Элементы неМе расположены в П.С. А) в 1-2 группе, главной подгруппе; Б) в побочной подгруппе каждой группы В) с 4 по 8 группы, главной подгруппы;
2. У элементов неМе на внешнем энергетическом уровне находится от:
В) от 1е до 3е:
Г) от 1е до 4е:
Д) от 4е до 8е:
3. Галогены находятся в периодической системе : Н) в V группе, главной подгруппе;
О) в VII группе, главной подгруппе;
П) в VII группе, побочной подгруппе.
4. Самым химически активным у галогенов является : Б) фтор;
В) хлор;
Г) йод;
5. Среди перечисленных х.э. наибольшую электроотрицательность имеет
П) сера ( сульфур )
Р) кислород ( оксиген )
С) азот (нитроген)
6. Кислород проявляет положительную степень окисления в соединении : В) SO3
Б) H2O
Ы) OF2
7.Бинарные соединения серы с металлами называется : З) сульфаты:
И) сульфиты;
Й) сульфиды;
8. Летучие водородные соединения имеют кристаллическую решетку : О) атомную:
П) молекулярную:
Р) ионную.
9. Степень окисления сульфура +4 у вещества : У) SO2
Ф) H2SO4
Х) H2S
10. Восстановительные свойства у сульфура со степенью окисления +6 проявляются в веществе:
Р) H2S
С) H2SO3
Т) SO3
11. Формула серной кислоты : Щ) H2S
Ь) H2SO4
Ъ) H2SO3
12. Раствор серной кислоты взаимодействует:
.) Со всеми металлами !) с Ме в ряду активности до H2;
?) с Ме в ряду активности после H2.
НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Учитель.
Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие, изучая свойства концентрированной серной кислоты. Ознакомьтесь с маршрутным листом, который лежит у вас на столе ( приложение №1 ). Побывав на каждой станции, вы должны оставить записи в тетради, отметить моменты, которые вам понравились, вызвали вопросы, а также оценить подготовку учащихся по данной теме.
Во время путешествия будьте внимательными и активными. Говорят “дорогу осилит идущий” – это притча. Приглашаю старшего экскурсовода из числа учеников класса ,она рассказывает притчу и ведет экскурсию по станциям. При объявлении каждой станции к улыбающемуся смайлику прикрепляет на магните лепесток цветика - семицветика.)Старший экскурсовод: « Станция “Что, где, когда, кем”.» (исторические сведения об открытии серной кислоты слайды, опережающие задания) Прикрепляется лепесток красного цвета.
Старший экскурсовод: « У северных народов есть такая традиция : что вижу, о том пою. Станция “Визуально-информационная.” (учащиеся рассказывают о физических свойствах концентрированной серной кислоты. Слайды. Опережающие задания ) Прикрепляется лепесток оранжевого цвета.
Старший экскурсовод- “Опыт – основа познания”. Станция «экспериментально-доказательная.» Прикрепляется лепесток желтого цвета.
1. Опыт (демонстрирует учитель, помогают ученик)
2. Опыт (видео и работа с таблицами, опережающее задание ученикам)
3. Опыт (теоретическое изучение темы, работа с дополнительной литературой)
4. Лабораторная работа – работа учащихся с реактивами. Приложение №2.
Взаимодействие концентратов серной кислоты с органическими веществами.
H2SO4 + лучина – обугливание лучины.(C6H10O5)n+H2SO4(конц.) – 6nC+5nH2O
H2SO4 + сахар – обугливание сахара.C6H12O11 + H2SO4 (конц.) – 12C + H2SO4 * nH2O
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами.(Видео опыт) Учащиеся смотрят видео опыт ,идет обсуждение увиденного.
Изучение теоретического материала, работа с таблицей.
Алюминий, железо и хром с H2SO4 (конц) в нормальных условиях не реагируют, из-за пассивации. В горячей кислоте металлы растворяются.
С платиной и золотом H2SO4 (конц) не реагирует вообще.
Со всеми другими металлами кислота взаимодействует, образуя различные продукты, в зависимости от активности металла и концентрации
Работа с таблицей.
Металл Продукты
Li – Al H2S, соль, вода
Mn, Zn S, соль, вода
Fe – PbSO2, соль, вода
Cu - Hg SO2, соль, вода
Рассмотрим примеры реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами на примере магния, цинка, и меди. Реакции рассмотреть с позиций ОВР.
Учащиеся решают уравнения у доски по рядам:
1 ряд
4Mg + 5H2SO4 (конц) – 4MgSО4 + 4H2O + H2S ↑
Mg0 – 2e → Mg+2 | 4 восстановитель, окислится
S+6 + 8e – S-2 | 1 окислитель, восстановится.
2 ряд
3Zn + 4H2SO4 (конц) → 3ZnSO4 + 4H2O + S ↓
Zn0 – 2e → Zn +2 | 3 восстановитель , окислится
S+6 + 6e → S0 | 1 окислитель, восстановится.
3 ряд
Cu + 2H2SO4 (конц) → CuSO4 + 2H2O + SO2 ↑
Cu0 – 2e → Cu +2 | 1 восстановитель , окислится
S+6 + 2e → S+4 | 1 окислитель, восстановится.
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с неметаллами. (теоретический блок изучения свойств).
Серная кислота (конц) окисляет некоторые неметаллы (которые проявляют восстановительные свойства), как правило, до максимальной – высшей степени окисления (образуется оксид этого неметалла). Сера при этом тоже восстанавливается до SО2 :(работа разбирается дома)
C + 2H2SO4 (конц) → CO2 ↑ + 2H2O + 2SO2 ↑
C0 - 4e → C+4 | 1 восстановитель окисляется
S +6 + 2e → S +4 | 2 окислитель, восстанавливается
2P + 2H2SO4 (КОНЦ) → 2H3PO4 + 2H2O + 5SO2 ↑
P0 - 5e → P+5 | 2 восстановитель окислится
S+6 + 2e → S +4 | 5 окислитель восстановится
2H2 SO4 (конц) + S → 3SO2 ↑ + 2H2O
S0 – 4e → S+4 | 1 восстановитель окислится
S +6 + 2e → S+4 | 2 окислитель восстановится
Обсуждение результатов наблюдений химических свойств концентрированной серной кислоты, составление схемы (вывод)
H2SO4 (конц)
взаимодействует


неорганическими веществами

Органическими веществами


неМе
Ме
Учитель. Двое химиков в лаборатории готовят реактивы для опытов.
- Вась, а Вась ! Опусти руку в стакан.
- Ну, опустил.
- Что-нибудь чувствуешь?
- Нет.
- Значит, серная кислота в другом стакане.
Учащиеся реагируют на анекдот, а учитель спрашивает : “Что делали химики не по правилам”. Учащиеся отвечают, что с серной кислотой необходимо вести себя осторожно, так как она является сильным окислителем и определить ее можно только с помощью индикатора и качественной реакции с хлоридом бария.
4.Лабораторная работа «Распознавание кислоты и определение сульфат-иона»
На столах у учащихся стоят реактивы для определения кислоты и качественного определения сульфата-иона.
Проделывают лабораторный опыт, записывают в тетради наблюдения и уравнение химической реакции, составляют ионное уравнение.
Старший экскурсовод:- В настоящее время, если пассажиры устали, им предлагают расслабиться . Станция “Спортивно-развлекательная” (экскурсовод – ученик из класса проводит физкультминутку) Прикрепляется к смайлику лепесток зеленого цвета.
- Старший экскурсовод: “Едва найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота”. Д.И. Менделеев.
Станция «промышленно-практическая» (уч-ся готовят опережающее задание, слайды, рассказ). Прикрепляется к смайлику лепесток голубого цвета.
Итог презентации : “О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит”. Д.И. Менделеев.
Старший экскурсовод: “В печи для обжига пирит
В потоке воздух кипит,
Получается серный газ.
Его очистят много раз,
Потом добавят кислород.
И газовая смесь пойдет.
Контакт? Готово, есть контакт!
Так получают кислоту.”Старший экскурсовод: Станция «эколого-протекторная» (учащиеся сообщают об экологических проблемах, возникающих при получении кислоты и путях их решения) Прикрепляет к смайлику лепесток синего цвета.
Старший экскурсовод: Уж скоро прозвенит звонок
И наш закончится урок
Смогли мы знанья обрести,
Итог нам нужно подвести.
Старший экскурсовод: станция “Рефлексивно-оценочная” (урок продолжает вести учитель) Прикрепляет к смайлику лепесток фиолетового цвета и получается улыбающийся смайлик в лепестках цветика - семицветика.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
1.было ли вам интересно на уроке
2.какие эмоции у вас вызывает улыбающийся смайлик, окруженный лепестками цветика - семицветика (позитивные)
3.Допишите одно из предложений.
- На уроке я узнал(а) новое…
- На уроке самым интересным было…
- Я буду вспоминать о…
- Теперь я хотел(а) бы узнать о…
- Мне было интересно, потому что….
Выставление оценок учащимся с комментариями.
Домашнее задание: 1.Проработать конспект,параграф21.
2.Закончить уравнения ОВР(по рядам).
3.Подготовить 1 творческое задание (рассказ, стих, т.д.)
Приложение №1
Маршрутный лист
«Дорогу осилит идущий»
1 .Станция “Что, когда, где, кем ?”
2. Станция “Визуально-познавательная”.
3. Станция “Экспериментально-доказательная”:
А)Взаимодействие с органическими веществами.
Б) взаимодействие металлов с конц. H2SO4.
В) взаимодействие неметаллов с конц. H2SO4.
Г) составить схему химических св-в H2SO4.
Д) лабораторная работа “качественное определение сульфат-иона”.
4. Станция “Спортивно-развлекательная”.
5. Станция “Промышленно-практическая”.
6. Станция “Эколого-протекторная”.
7. Станция “Рефлексивно-оценочная”.
А) соответствует ли наш девиз содержанию урока?
Б) получили ли вы положительные эмоции?
В) допишите одно из предложений
- На уроке я узнал(а) новое…
- На уроке самым интересным было…
- Я буду вспоминать о…
- Теперь я хотел(а) бы узнать о…
- Мне было интересно, потому что…
Выставление оценок учащимися с комментариями.
Домашнее задание.
1.Проработать конспект, параграф 21.
2. Закончить уравнение ОВР (по рядам)
3.Подготовить 1 творческое задание (рассказ, сочинение, стих, коллаж, кроссворд…).