Проектирование и экспертиза теста по разделу Человек в экономических отношениях 7 класс


Блохина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3»
Проектирование и экспертиза теста по разделу Человек в экономических отношениях
7 класс
1. Проектирование кодификатора теста.
Код элемента содержания
Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки Распределение заданий по вариантам теста
знания учебные действия I вариант II вариант
1. Человек в экономических отношениях (13 часов)
1.1 Экономика и ее основные участники Понятие экономика формы хозяйствования, цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель.Описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки;
Определять верность суждений по предложенной теме 1.1.1 экономика, производство, обмен, распределение, потребление, 1,2 1,2
1.1.2 Натуральное и товарное хозяйство. 10 9
1.1.3 производитель, потребитель 3,4 4
1.2 Золотые руки работника квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты, производительность труда Описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки, приводить примеры 1.2.1 Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. 11 11
1.2.2 Заработная плата и стимулирование труда. Производительность труда 3
1.3 Производство: затраты, выручка, прибыль роль производства в экономике, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным;
Давать определения предложенным понятиям,
Осуществлять поиск и решать познавательные и практические задачи 1.3.1 издержки, выручка, прибыль 8,9,12 7,12
1.4 Виды и формы бизнеса почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь, прибыль; в каких формах можно организовать бизнес; термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции. Определять верность суждений по предложенной теме,
Давать определения предложенным понятиям 1.4.1. Виды бизнеса, формы бизнеса 9 10
1.5 Обмен, торговля, реклама. как обмен решает задачи экономики; зачем люди и страны ведут торговлю; для чего нужна реклама товаров и услуг; термины: обмен, торговля, реклама, услуги. Давать определения предложенным понятиям 1.5.1 Товар, услуга, стоимость, цена товара, обмен, торговля, реклама 9 9
1.6 Деньги и их функции объяснять понятия: деньги, инфляция.
Описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки 1.6.1 Эквивалент, основные виды денег. 5, 5
1.6.2 Функции денег. 6 9
1.7 Экономика семьи что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи; значения понятия «бюджет»; термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки;
Выбрать верное из предложенных вариантов;
Устанавливать соответствие, определять общие черты и различия, объяснять взаимосвязь 1.7.1 семейный бюджет, формы семейного бюджета 7 6,8
2. Спецификация теста.
Назначение теста – оценить уровень подготовки обучающихся 7 класса по разделу «Человек в экономических отношениях». Тест охватывает основное содержание тем данного раздела. Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к формированию умений, способов познавательной деятельности о важнейших экономических понятиях и явлениях. Задания теста различаются по форме и уровню сложности. Выполнение заданий теста предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, классификация, систематизирование, сравнение, конкретизация, применение знаний, объяснение. Тест в 7 классах проводится в течении 30 минут.
Характеристика структуры и содержания.
Тест состоит из 12 заданий, представлен в 2 вариантах. В каждом из вариантов 6 заданий с кратким ответом. К ним предложено 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Два задания в тесте направлены на определение верности суждений. Одно задание составлено с целью проверить знание определений. Одно задание направлено на проверку умения приводить примеры по предложенной теме. Одно задание на установление соответствия. А также в тесте есть познавательная, практическая задача.
Система оценивания.
Правильно выполненная работа оценивается 24 баллами. Каждое правильно выполнено задание с выбором ответа из четырех предложенных (№1,2, 3, 5, 6, 7) оценивается 1 баллом. Задание на определение верности суждений (4,10) оценивается 2 баллами. Полностью выполненное задание № 9 на знание определений оценивается в 8 баллов (2 балла за каждое). За задание №11на приведение примеров можно набрать максимум 2 балла, если приведены 5 примеров. Или 1 балл в случае приведения 3-4 примеров. В задании №8 на установление соответствия можно набрать максимум 2 балла. При допущенной 1 ошибке – 1 балл. Правильно решенная задача (№12) оценивается 2 баллами.
№ задания Максимальный балл за выполненное задание
1 1
2 1
3 1
4 2
5 1
6 1
7 1
8 2
9 8
10 2
11 2
12 2
итого 24
Шкала оценки
Кол-во баллов Оценка
23-21 5
20-15 4
14-9 3
8 и менее 2
3. Тест по вариантам:
Вариант 1
Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека- это
Философия 2) социология 3) история 4) экономика
Какое проявление экономики приведено: «На заводе было принято решение подарить несколько новых автомобилей ветеранам»?
Производство 2) обмен 3) распределение 4) потребление
Кто рискует ради получения прибыли?
Потребитель 2) акционер 3) рантье 4) предприниматель
Верны ли суждения?
А. Потребитель изготавливает и продает товары, предоставляет услуги.
Б. В роли потребителя может выступать человек или фирма.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5. Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом товаров и услуг,- это
1) драгоценные металлы 2) деньги
3) инфляция 4) сбережения
6. Международный банк предоставил кредиты странам А и Р, страны В и Т перечислили банку проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство платежа 2) средство обмена
3) средство накопления 4)мировые деньги
7. Что из перечисленного ниже относится к расходам семьи?
1) дедушкина пенсия по старости
2) процент на банковский вклад
3) оплата жилья и коммунальных услуг
4) прибыль семейной фирмы
8. Установите соответствие
Примеры Затраты
А) Плата за аренду помещения
Б) расходы на сырье
В) расходы на электроэнергию
Г) оплата труда управляющего персоналом
Д) сдельная оплата труда рабочих 1) постоянные затраты
2) переменные затраты
9. Дайте определение понятиям: бюджет, цена, бизнес, выручка
10. Верны ли следующие суждения о натуральном хозяйстве?
А) Натуральное хозяйство характеризуется обязательным обменом продукта труда на рынке
Б)  При натуральное хозяйстве используются в основном примитивные орудия производства, простые технологии
1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
11. Приведите 5 примеров высококвалифицированного труда
12. Решите задачу. Предприниматель открыл завод по производству сока в литровых упаковках. На аренду помещения и зарплату он потратил 1 млн руб в месяц. Расходы на зарплату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн. в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра сока, чтобы он мог получить прибыль, если известно, что за месяц завод производит 100 000 литров сока.
Вариант 2
1.Экономика как наука изучает
Формы государственного устройства
Закономерности поведения людей
Развитие общества в целом
Теоретические основы хозяйствования
2.Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»?
Производство 2) обмен 3) распределение 4) потребление
3.Количество предметов труда, произведенных за определенное время
Стоимость 3) затраты производства
производительность труда 4) экономика
4.Верны ли суждения?
А. Производителем может являться и отдельный гражданин и фирма, и государство.
Б. Предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли..1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5.Верны ли суждения?
А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги.
Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
6.Что из перечисленного ниже относится к доходам семьи?
Приобретение продуктов питания 3) оплата коммунальных услуг
Содержание автотранспортного средства 4) прибыль от своей фирмы
7. Что относят к постоянным затратам производства?
1) расходы на транспорт 2) сырье
3) электроэнергию 4)оплата аренды помещения
8. Установите соответствие
Примеры Ресурсы семьи
А) электричество
Б) квартира
В) одежда
Г) зарплата членов семьи
Д) стипендия 1) материальные ресурсы
2) финансовые ресурсы
3) энергетические ресурсы
9. Дайте определение понятиям: бартер, натуральное хозяйство, банк, ассигнация
10. Верны ли суждения об индивидуальном предприятии:
    а) индивидуальный предприниматель несет личную ответственность за успех
      или неудачу предприятия;
   б) индивидуальное предприятие — наиболее распространенная форма бизнеса?
   1) верно только а  2) верно только б   3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны
11. Приведите 5 примеров низкоквалифицированного труда
12. Задача: Владелец фирмы пропустил часть записей о затратах производства. Известно, что расходы на аренду помещения – 25 тыс руб, зарплата рабочих- 50 тыс руб, расходы на покупку сырья – 75 тыс , транспортные расходы – 20 тыс. Известно, что постоянные расходы производства составили 100 тыс руб. Найди общие и переменные затраты.

4. Ключ к тесту.
№ Вариант 1 Вариант 2
1 4 4
2 3 1
3 4 2
4 2 3
5 2 3
6 4 4
7 3 4
8 12212 31122
9 Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. 
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара
Бизнес (предпринимательство) – деятельность , направленная на получение прибыли.
Выручка – денежная сумма, которую производитель получает, продав свою продукцию. Бартер - обмен товарами напрямую, без участия денег. 
Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей , а не на продажу.
Банк – финансовое учреждение, собирающее и накапливающее денежные средства, предоставляющее кредиты, осуществляющее денежные расчеты, операции с золотом, иностранной валютой.
Ассигнация – историческое название бумажных денег, выпускавшихся в России с 1769 по 1849 г., сохранилось в известной степени до настоящего времени как неофициальное обозначение бумажных денег.
10 2 3
11 Например, хирург, стоматолог, учитель, юрист Например, дворник, продавец, домохозяйка
12 Общие затраты составили 1 млн + 2 млн= 3 млн3 млн: 100 000 л = 30 руб- минимальная стоимость литра сока
Ответ: цена одного литра должна быть больше 30 рубПоскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затратам , то, сложив остальные, можно найти переменные затраты
50 000+ 75 000 + 20 000= 145 000- переменные затраты
145 000+ 100 000= 245 000- общие затраты