Проект-исследование «ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ» Пугачевской СОШ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пугачевская средняя общеобразовательная школа
Оренбургского района»
ПРОЕКТ:
«ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ»


Выполнили:
Мухамбетова А. и учащиеся 9 класса
Руководитель:
учитель географии
Аракбаева Алия Тилагусовна

П. Пугачевский, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ61.1 Итоги Всероссийской переписи населения - 20106
1.2 Итоги Всероссийской переписи населения в Оренбургской области9
1.3 Демографическая политика в РФ10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПУГАЧЕВСКОЙ СОШ14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………......................................................................................29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ30
ПРИЛОЖЕНИЕ32

ВВЕДЕНИЕВ октябре 2010 года в стране проводилась перепись населения, в которой участвовало большинство жителей Российской Федерации.
В связи с этим мы решили исследовать данную проблему на примере родной школы.
Нам захотелось узнать:
кого в школе больше - мальчиков или девочек;
дети, каких национальностей учатся в нашей школе;
кто где родился;
сколько детей в семьях наших учеников, сколько многодетных семей;
любимый школьный предмет;
любят ли ребята ходить в школу.
Опрос мы провели среди учащихся 1-11 классов в декабре 2014 года. Всего приняли участие в опросе 124 ученика, среди них 65 девочки и 59 мальчика. Проводился опрос с использованием переписных листов.
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим и социальным проблемам в России на примере школьной переписи.
Гипотеза
Демографические процессы, происходящие в России, зеркально отражаются на демографической ситуации в нашей школе.
Цель нашего исследования: составить социально-демографический портрет Пугачевская СОШ и сравнить его с общероссийской демографической ситуацией.
В процессе достижения поставленной цели исследования мы решаем следующие задачи:
Проанализировать современную демографическую ситуацию в России
Провести школьную мини-перепись
Изучить численный и половой состав школьников;
Узнать чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время, какие любят школьные предметы, любят ли ходить в школу;
Привлечь внимание учащихся к выбору будущей профессии.
В настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они. В своей работе мы затронули не только демографические проблемы нашей школы, но и социальные, так как именно они зачастую являются главными.
Объект исследования: учащиеся школы.
Методы:
сравнительный анализ литературы;
метод анкетирования;
статистический
исследовательский
Были сформированы группы:
группа – Исследователи - собирают материал об истории переписи в России, в Оренбургской области; итоговый материал представляют в виде презентации;

группа – Аналитики- анализируют и обобщают материал, знакомят с результатами переписей в России и в Оренбургской области, обобщают данные школьной переписи; итоговый материал представляют в виде презентации;

группа -  Журналисты - готовят вместе с аналитиками переписные листы и  освещают ход школьной переписи ; итоговый материал представляют в виде буклета;
группа – Художники - вместе с журналистами освещают этапы переписи в виде     стенгазет и плакатов; итоговый материал представляют в виде стенгазеты;
группа – Переписчики -  проводят анкетирование учащихся, вместе с аналитиками подводят итоги переписи; итоговый материал представляют в виде буклета;
План работы над проектом «Перепись в школьной стране»
1. «Мозговой штурм»  (определение проблемных вопросов) (1 неделя)
История переписей населения.
2. Деление на группы и работа в группах по заданным направлениям ( 2 недели)
«Исследователи»- соберут материал об истории переписи в России, в Оренбургской области;
«Аналитики»- познакомят с результатами переписей в России и в Оренбургской области, обобщат данные школьной переписи;
«Журналисты»- подготовят вместе с аналитиками переписные листы и будут освещать ход школьной переписи ;
 «Художники»- вместе с журналистами будут освещать этапы переписи в виде     стенгазет и плакатов;
«Переписчики»- будут проводить анкетирование учащихся.
3. Составление переписного листа.
Подготовка участников проекта к переписной работе:
разработка графика проведения школьной переписи;
4. Проведение школьной переписи населения.
5.  Подведение итогов работы в группах . (1 неделя)
6.  Оформление результатов работы (диаграммы, анализ   анкетирования  и     интервьюирования, презентация) . (1 неделя)
7. Итоговое обсуждение проекта с приглашением всех  участников проекта.
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РФ1.1 Итоги Всероссийской переписи населения - 2010Всероссийская перепись населения 2010 года — мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации.
По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011, население России составило 142 905 200 человек. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).

За время, прошедшее с переписи 2002 года, Россия перешла по численности населения с 7 на 9 место в мире. Подведение окончательных итогов переписи запланировано в четвёртом квартале 2013 года.
В России 2010 г. – 66,2 млн. мужчин и 76,7 млн. женщин (46,3% и 53,7%). Для сравнения: 2002 г. – мужчины составляли 46,9%, женщины – 53,1%.

Это говорит о том, что тенденция на увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в России продолжает иметь место.
Урбанизация практически не изменилась. Городское население России составляет 73,7 % от общей численности населения (в 2002 году – 73,3%).В 1900 г. городское население России составляло 15%.
Итоги по семейному, национальному, возрастном составу и естественному приросту населения ещё не подведены.
Совершенно очевидно: демографический вопрос – острейший вопрос для России. Его решение может быть связано только с экономическим ростом и выходом России на создание настоящего социального государства. Как только мужчины смогут не только прокормить, но и дать достойный уровень жизни своей семье; как только государство будет платить настоящие деньги молодым мамам; как только семейные приоритеты будут рассматриваться, как наиважнейшие, только тогда повысится рождаемость. Но ведь у нас и смертность – огромная. А тут – прямая связь со стоимостью лекарств, размером пенсий, стоимостью коммунальных услуг... Словом, это такой клубок проблем, что ради их разрешения надо работать годы и годы.
Убыль населения России можно посмотреть по следующим цифрам:

Каждый год мы теряем практически 500 тыс. человек населения. А в других странах оно растёт.
У нас экономически активного населения – около 70 млн., а из них 6-9 млн. безработных. А кто будет создавать ВВП, из чего будет формироваться пенсионный и другие фонды?
1.2 Итоги Всероссийской переписи населения в Оренбургской областиВ настоящее время в Оренбургском регионе демографическая ситуация продолжает оставаться очень сложной. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, которые подвел территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, в нашем регионе проживает 2033,1 тысячи человек. По сравнению с 2002 годом численность населения сократилась на 146,4 тысяч человек.
В области, как и прежде, наблюдается преобладание женского населения над мужским:
 
  2010 г. Доля в общей
 численности
населения,  %
Все население,
человек в том числе мужчины женщины 2002 г. 2010 г.
Все население в возрасте 2):          
  моложе трудоспособного 354010 182181 171829 19,9 17,4
  трудоспособном 1245958 639881 606077 60,6 61,3
  старше трудоспособного 432321 122745 309576 19,4 21,3
Городское население в
     возрасте:          
  моложе трудоспособного 196186 101012 95174 17,8 16,2
  трудоспособном 764625 384650 379975 63,3 63,0
  старше трудоспособного 252357 68896 183461 18,7 20,8
Сельское население в
     возрасте:          
  моложе трудоспособного 157824 81169 76655 22,8 19,2
  трудоспособном 481333 255231 226102 56,9 58,8
  старше трудоспособного 179964 53849 126115 20,3 22,0
По сравнению с переписью 2002 года этот показатель незначительно, но увеличился.
1.3 Демографическая политика в РФСовершенно очевидно: демографический вопрос – острейший вопрос для России. В России сокращается численность населения, идёт сокращение людей трудоспособного возраста, а, по мнению специалистов, в последнее время всё больше определяющее значение имеет «человеческий фактор». Без решения демографической проблемы не добиться успехов в экономике общем подъёме России. Государство проводит демографическую политику.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении
Изменение численности, состава и качества населения возможно путём воздействия на механическое движение и естественное движение населения. Механический прирост уменьшается. В России предпринимаются меры для привлечения мигрантов. С 1 января 2007 года вступил в силу закон о правовом положении иностранных граждан. Достаточно заполнить специальный бланк, приложить чек с оплаченной госпошлиной и отправить на адрес ФМС.
Для людей переехать в Россию на постоянное место жительства упрощенно оформление документов и будет выдаваться единовременное пособие на обустройство. Гораздо сложнее решить вопрос естественного движения внутри самой России.
РФ страна I типа воспроизводства. Как и для большинства стран этого типа для неё характерна низкая рождаемость, высокая смертность, низкий естественный прирост. Причин такой ситуации много: позднее вступление в брак, много людей преклонного возраста, много не вступивших в брак, много люде не имеет детей, семейные устои, материальное положение общественное положение и т.д.
Если сравнить РФ с другой страной I типа воспроизводства, в России демографические показатели гораздо хуже. Поэтому одна из главных проблем современной России – демографическая.
Одна из вызывающих особую озабоченность проблем – высокая смертность населения. В 2005 году коэффициент смертности составил 16,1 умершего на 1000 населения, по сравнению с 2004 годом умерших увеличилось на 7,7 тыс. человек. Более 30% умерших составляли граждане в трудоспособном возрасте.
Несмотря на некоторое снижение числа умерших от случайных отравлений алкоголем, самоубийств, убийств, транспортных и иных травм, смертность граждан в трудоспособном возрасте по этим причинам остаётся достаточно высокой – 34%.
В 2005 году смертность от случайных отравлений алкоголем составила 35,9 тыс. человек, из которых больше половины – лица в трудоспособном возрасте.
В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают около 40 тыс. человек, более четверти погибших в авариях составили люди в наиболее трудоспособном возрасте.
Влияние миграционных процессов на формирование численности населения Российской Федерации постоянно уменьшается. Показатель миграционного прироста в 2005 году составил 107,4 тыс. человек.
Но есть и позитивные явления. Начиная с 2000 года, в динамике показателей рождаемости наметились некоторые положительные тенденции. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) за пять лет повысился с 9,0 до 10,2 или на 13%. В 2005 году Российской Федерации родилось 1,46 млн. детей (10,2 на 1000 населения), что на 245,4 тыс. детей (на 20%) больше, чем в 1999 году.
Позитивным явлением в показателях смертности населения является снижение материнской и младенческой смертности. В 2004 году материнская смерть составила 23,4 на 100 000 родившихся живыми. Младенческая смертность снизилась с 13,3 на 1000 родившихся живыми в 2002 году до 11,0 на 1000 родившихся живыми в 2005 году. Вместе с тем указанные показатели существенно выше, чем в развитых странах.
Состояние здоровья населения в значительной мере характеризуется показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась до 65,27 года (в 2002 г. – 64,95 года, в 2003 г. – 64,85)
Для решения задач в РФ реализуется Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства от 24.09.2001 №1270-р. Концепцией определены цели, принципы и приоритеты демографического развития.
В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» организовало введение «родового сертификата» в деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. С 1 января 2007 года вводится материнский сертификат в размере 250 тыс. рублей на второго и последующего ребёнка.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПУГАЧЕВСКОЙ СОШДля того чтобы дать характеристику численного состава обучающихся школы, мы провели анкетирование и анализ ежегодных статистических отчетов.


Нам было интересно выяснить, какие показатели по стране и какие показатели по нашей школе.
Численность населения РФ
lefttop
110712-447114
Анализ цифровых данных таблицы и графики позволяют сделать вывод о количественном изменении численности обучающихся в МБОУ «Пугачевская СОШ» с 2002 по 2014 года. На диаграмме хорошо видны волны изменения численности учащихся: 2002 – 2005, 2006 – 2008 года – увеличение числа учеников.

Вывод: на данном этапе нашей работы численность учеников нашей школы за последние 10 лет увеличилось на 20 человек. Так как в последние годы произошла некоторая стабилизация численного состава и намечается демографическое увеличение численности населения школы. Этот прогноз мы делаем на основе данных о будущих первоклассниках.
В целом данный график подтверждает общероссийскую тенденцию на увеличение рождаемости, а как результат и численности населения, как страны, так и нашей школы.
Мальчики Девочки В процентах
М Ж
Российская Федерация Население в возрасте моложе трудоспособного 13452000 12870000 19,9% 16,6%
Школа Население в возрасте моложе трудоспособного 59 65 48% 52%


Данная диаграмма подтверждает общероссийские показатели полового соотношения мальчиков и девочек, где на 100 девочек рождается 105 мальчиков. В нашей школе общее количество мальчиков в исследованный нами период не превышало общее количество девочек. Вполне возможно эта тенденция изменится в будущем, т.к. по статистике за прошедший 2013 год в п. Пугачевском среди новорожденных опять лидируют мальчишки: их родилось на 5 больше, чем девочек.
Численность школьников сокращается и за счёт большого оттока девятиклассников.

Данная диаграмма наглядно показывает, что больше половины всех выпускников 9 класса уходит из школы. Мы выявили несколько основных причин, почему это происходит.


По данным Росстата, число семей только с одним родителем на данный момент составляет 30 %. Данная диаграмма показывает, что пусть хоть и на немного, но ситуация у нас в школе лучше, чем во всей стране.

Из данной диаграммы видно, что у нас преобладают семьи с двумя детьми (39%), что говорит о простом воспроизводстве населения. Количество семей с одним ребенком и многодетных примерно одинаковое (31% / 30%).

Так как Оренбургская область находится на границе с республикой Казахстан, то вполне естественно, что 50% учащихся являются казахами. Русские составляют 35%, 15% составляют учащиеся других национальностей.

Больше половины всех учеников нашей школы родились в п. Пугачевском . А процент (21%) не коренных жителей связан в первую очередь с тем, что в нашей школе учатся ребята из близлежащих деревень Джеланды и Паника. Кроме этого наш поселок расположен в близи от областного центра, а это способствует большому миграционному потоку.
Это сказывается и на динамике изменения численности учеников в течение года. Кроме выпускников и первоклассников (естественного движения), ежегодно в школе происходит и механическое движение приезжающих и уезжающих учеников.


Данная диаграмма показывает, что все-таки выбывающих учеников больше, чем прибывающих. Исключение не составляет и текущий год. Это тоже объяснимо. Некоторые родители переводят своих детей учиться в городские школы, считая, что там образование лучше, чем у нас (с чем мы можем поспорить). Другие вынуждены из-за материальных проблем переводиться на вечернее обучение и помогать родителям.


А общий естественный прирост, который мы определили, узнав разницу между выбывшими и поступившими, отражается на данной диаграмме. Из неё видно, что самый низкий уровень естественного прироста (–6) наблюдался в 2007-2008 учебном году.
На вопрос «Любите ли вы ходить в школу?» 56% ребят ответили что любят.

На уточняющий вопрос «Почему?» мы получили следующие ответы:

Настораживает, что 38% ребят в школу ходят без желания. На наш вопрос «Почему?» мы получили следующие ответы…

Основными любимыми предметами наших учеников являются физкультура(23%), математика(15%), география(10%) и русский язык(9%). Математика нравится в основном ученикам начальной школы, а в старшем звене с большим отрывом лидирует физкультура.
Результаты опроса любимых увлечений учеников нашей школы показали, что любимое занятие это увлечённость компьютером. Конечно, такая ситуация следствие всеобщей компьютеризации и информатизации. Без компьютеров сегодня нельзя представить будущего. Но очень жалко, что старая добрая книга перестала быть актуальной. Чтение как любимое занятие было отмечено только у 2% учеников. Большинство наших ребят открывают книгу все реже и реже.

Небольшая часть школьников, следуя зову сердца и творческому порыву, хотят стать врачами, полицейскими, водителями и парикмахерами. Присутствуют и нестандартные для нашей местности варианты: спортсмен, президент, писатель, дизайнер, археолог. Очень будет здорово, если все их желания осуществятся. 5% учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная исследовательская работа помогла увидеть демографические проблемы в нашей школе, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в Оренбургской области, в стране, по-другому посмотреть на роль семьи, отражающей демографические проблемы в стране.
В процессе работы над данным материалом мы поняли и доказали фактически, что в нашей школе, как и в России в целом наблюдается устойчивая депопуляция населения. Мы приобрели новые знания в реальной жизненной обстановке. Но в нашем поселке в ближайшие года будет наблюдаться естественный прирост.
Данный вид работы для нас совершенно новый и поэтому интересный. Нам было любопытно проанализировать полученные результаты нашей практической деятельности. Мы научились составлять анкеты, проводить социологические опросы, обрабатывать и систематизировать собранную информацию, оформлять её в виде гистограмм, графиков и диаграмм.
На основе полученных материалов о качественном и количественном составе нашей школы с 2002 по 2014 года, мы смогли сделать следующие выводы:
в последние десять лет наметилась явная тенденция на увеличение численности учеников нашей школы, как и в целом по России;
на динамику численности, кроме снижения рождаемости, влияет близкое расположение областного центра.
в нашей школе больше обучается девочек, чем мальчиков;
по национальному составу преобладают казахи, а вероисповедание-ислам;
Наше поколение с надеждой смотрит в будущее и уверено, что несмотря на существующие проблемы, нашей школе вымирание не грозит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДмитриев Г.Д. Многокультурное образование, Москва, «Народное образование» 2006г.
«Классный руководитель №4», Москва 2005г.
Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения. Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов).
С.Г. Плукин Ценностные ориентации.
Статистика: Учебное пособие (Харченко Л.П., Досиженкова В.Г., Ионин В.Г.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2001-384с.)
Энциклопедический словарь «народонаселения»
Статистика: Учебное пособие (Харченко Л.П., Досиженкова В.Г., Ионин В.Г.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2001-384с.)
Энциклопедический словарь «народонаселения»
Интернет-ресурсы: http:// www. perepis-2010.ru› Вопросы и ответы›Итоги переписиИнтернет-ресурсы: http:// www. perepis2002.ruАлексеев А.И., География России: учебник для 8-ого класса., 2005г
Интернет-ресурсы: http://publication.dvorec.ru/page
Интернет-ресурсы: http:// www. ru.wikipedia.org›wiki/Оренбургская_областьИнтернет-ресурсы: http:// www. CoolReferat.com›Демографическая_политикаИнтернет- ресурсы: http://www.newsru.com/Интернет-ресурсы: http:// www. oren.obl.ruИнтернет-ресурсы: http:// www. rg.ru