Методическая разработка МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ МБОУ Платово — Ивановская ООШ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ:
"УГОЛОК БОЕВОЙ СЛАВЫ"
Ф. И. О. разработчика - Мамаева Лариса Сергеевна
Место работы - МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"
Должность - учитель истории, химии и биологии
Адрес - Ростовская область,
Родионово - Несветайский район,
с. Аграфеновка, ул. Ленина, д. 37.
ВВЕДЕНИЕ
Краткая история создания уголка Боевой Славы
Уголок Боевой Славы является центром военно-патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы. Он расположен в школьной рекреации МБОУ "Платово - Ивановская ООШ". Митинги, торжественная линейка, уроки Мужества проводятся на базе Уголка Боевой Славы.
Уголок Славы функционирует 10 лет. Он был организован 25 августа 2005 года преподавателями школы и учителем истории - Костенко Надеждой Александровной. Знать свою историю - это знать историю своей малой Родины, своей страны. В настоящее время это очень важно для подрастающего поколения.
Силами учащихся МБОУ "Платово - Ивановская ООШ" и учителей была организована помощь ветеранам ВОв . В настоящее время в нашем селе не осталось в живых ни одного ветерана.
Наша главная задача - задача учителей истории, - донести до нынешнего поколения историю военных лет, хронику тех исторических событий, которые мы забыть не вправе, историю войны и историю Великой Победы, которую ковали наши земляки - деды и прадеды.
С 2015 года руководителем комнаты Боевой Славы является учитель истории - Мамаева Лариса Сергеевна.
РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ДАННОЙ ТЕМЫ
«Чем дальше в будущее смотрим,
тем больше прошлым дорожим».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данной разработки вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный Уголок Боевой Славы, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Уголок создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный Уголок Боевой Славы является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.
Ценой дорогих утрат и невероятных испытаний был оплачен день Победы. Мы свято помним тех, кто не вернулся с поля битвы, чей бессмертный подвиг навечно занесен в героическую летопись Великой Отечественной войны 1941—1945годов, и тех, кто проявил героизм на полях войны. Навязанная нам агрессия была беспощадным экзаменом на жизненность социалистического строя, на крепость многонационального Советского государства, на силу патриотического духа советских людей. И этот экзамен огнем и мечом был нами выдержан.
Мы гордимся выстоявшими ценой невероятных усилий в жестокой битве, отстоявшими честь, свободу и независимость нашей Родины, теми, кто одержал Победу над злейшим врагом всего человечества и вернулся живым.
2. Цели:
обогащение Уголка Боевой Славы новыми документами, экспонатами;
широкая пропаганда знаний о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу нашей Родины, не жалея своей жизни;
систематизация уже имеющихся материалов;
разработка новых экскурсий, выставок, уроков;
привлечение учащихся к работе: поисковой, экскурсионной, шефской, оформительской;
развитие навыков исследовательской деятельности учащихся;
3. ЗАДАЧИ:
Увековечение в памяти народа имена славных сынов Отечества, защитивших интересы государства.
Проведение цикла встреч, лекций, классных часов, экскурсий в школьный уголок об участии в указанных событиях наших земляков.
развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье.
4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССАХ
Уголок Боевой Славы – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного уголка. Митинги, торжественные линейки, уроки Мужеств, мероприятия посвященные к празднованию дня Великой Победы проводятся на базе Уголка Боевой Славы. Данные мероприятия являются важным фактором патриотического воспитания.
5. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НА КОТОРЫХ РАССЧИТАН МАТЕРИЛ
Уголок Боевой Славы позволяет прикоснуться обучающимся 1 - 9 классов к фронтовым событиям истории нашей малой Родины, села Плато - Ивановка. Возраст обучающихся на которых рассчитан материал - от 7 - до 15 - 16 лет.
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Целевая установка Уголка Боевой Славы - создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании музееведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Уголок Боевой Славы является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
7. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
• лекции • экскурсии • исторические игры, викторины• проектная и исследовательская деятельность • использование интернет – технологий • создание видеопрезентаций • посещение школьного Уголка Боевой Славы и музеев Ростовской области• оформление выставок, обновление экспозиций 8. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1)  словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
2) наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
3) поисковый – сбор информации по заданной теме;
4) исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.
РАЗДЕЛ № 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР УГОЛКА БОЕВОЙ СЛАВЫ
А) создание стендов:
"Наши герои - полководцы".
" Сталинградский фронт",
"Дорогами войны"
"Победоносный 45"
Стенд, посвященный уроженцу Украины с. Горловка Донецкой области Моженко Василию Федотовичу, погибшему за освобождение села Плато - Ивановка
Б) Фотовыставка 1941 - 1945 гг.
1) Воспоминания фронтовиков о суровых буднях войны 1941 - 1945 гг.
2) Книга памяти малой Родины
3) Книга памяти Российской Федерации Ростовской области 1995 года.
4) Книга памяти Российской Федерации Ростовской области 2000 года.
5) Книга памяти Российской Федерации Ростовской области 2015 года.
6) Награды земляков, сражавшихся за Родину.
7) Альбомы о ветеранах войны села Плато - Ивановка "Они сражались за Родину"
8) Историческая летопись "Освобождению села посвящается..."
9) Экспозиция "Эхо войны" - штыки, солдатские каски, гильзы винтовок и залповых орудий.
10) Разработки классных часов о ВОв, викторины, игры и др.
11) Школьные сочинения о годах ВОв.
3. КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В течение года проводятся экскурсии по уголку Боевой Славы, уроки Мужества.
Ученики МБОУ "Платово - Ивановская ООШ" не прекращают и поисковую работу. Ребята записывали воспоминания ветеранов войны, тружеников тыла, жителей поселка и оформили весь материал в альбомы "Они сражались за Родину". На каждого ветерана времен ВОв есть боевой альбом воспоминаний.
Фонд уголка пополняется фактами героических событий отечественной истории. Для этого организуются книжные выставки, библиографические обзоры, презентации книг, викторины. Работа по реализации программы по патриотическому воспитанию ведется активно и планомерно. 
Ребята ведут общественную работу, шефствуют над памятником погибшим землякам. Силами учителей и обучающихся были созданы стенды: "Наши герои - полководцы", "Сталинградский фронт", "Дорогами войны", "Победоносный 45". Особую роль играет стенд, посвященный уроженцу Украины с. Горловка Донецкой области Моженко Василию Федотовичу, погибшему за освобождение села Плато - Ивановка. Ребятами была составлена историческая летопись "Освобождению села посвящается...". С помощью родителей, учителей и ребят были собраны осколки мин со времен ВОв, штыки, солдатские каски, гильзы винтовок, залповых орудий и многое другое. Так в Уголке Боевой Славы был сформирована экспозиция "Эхо войны".
В настоящее время, до юбилея - дня празднования 70 - летия Победы ВОв ни один из ветеранов не дожил, но мы помним их имена, они у нас в сердце. Мы преклоняемся перед всеми, кто защищал свое Отечество, кто добивался свободы для нас, живущих в XXI веке. У нас остались памятные воспоминания наших земляков о военных буднях фронта, которые активно используются на классных часах.
4. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Передовые технологии работы :
1) создание компьютерных презентации;
2) обзоры книжных выставок с последующим написанием библиографического списка книг о войне;
3) поисковая работа.
5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Расширение диапазона мероприятий для школьников.
2) Сохранение и пополнение фонда Уголка Боевой Славы.
3) Создание условий для развития творческих способностей у учащихся.
4) Написание учащимися исследовательских работ.
5) Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием
РАЗДЕЛ № 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
1. В обучающей сфере - в ходе обучения обучающиеся приобретают глубокие знания по истории нашей Малой Родины, с. Плато- Ивановка, Родионово - Несветайского района, Ростовской области и страны, выработают умения свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 2. В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 3. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю уголка – выработка этих умений в процессе поиска, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Литература для учителя 1.Архивные материалы газеты «Известия – Тур».
2.Бушланов М.М «Сказание о Ростовской области» г. Ростов - на - Дону,1986 г.
3. Вопросы экскурсионной работы под ред. М.А. Казарина.- М., 1973г.
4. Креин А. 3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969 г.
5. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсии. – М., Профиздат, 1965. Литература для детей
Литература для детей
1.Камкин А.В. «Истоки» М.,2002г.
2.Новосёлов А.И. «Здесь начиналась Родина». Ростов - на - Дону
4.«Русская старина».Екатеринбург, 1997 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
№ мероприятия Предмет Наименование мероприятия Класс Ответственный Сроки проведения
1. История Внеклассное мероприятие
"Моя семья и Великая Отечественная война" 5 Костенко Н. А. 27 .09. 2014 года
2. обществознание "Что значит быть патриотом?" Анкетирование "Что я знаю о войне?" 6 Костенко Н. А. 13.10. 2014 года
3. биология Путешествие во времени о героях ВОв в честь которых названы сорта сирени 6 Мамаева Л. С. 20.11. 2014 года
4. литература Анализ произведения К. Симонова "Атака" 8 Куценко Л. Н. 3.12. 2014 года
5. Классный час Классный час. Как мы понимаем фразу: "Я - патриот" 9 Ушанева И. М. 15 .01 2015 года
6. история Внеклассное мероприятие на тему: "Парад исторических личностей. Полководцы ВОв" 5 - 9 Костенко Н. А. 19.02. 2015 года
7. музыка Праздничный концерт "Фестиваль военной песни" 1 - 9 Карпенко Н. А. 22.02. 2015 года
8. Общешкольное мероприятие "Урок Мужества" 1 - 9 Жукова Н. И.
Классные руководители
Костенко Н. А. 25.02.2015 года
9. история Викторина на тему: "Мои земляки" 6 - 9 Костенко Н. А. 14.03.2015 года
10. Обновление стендов Учителя, родители, ученики Апрель - май 2015 года
11. Парад - митинг "70 - летия Победы" 1 - 9 Жукова Н. И.
Ковалева Л. И. 09.05.2015 года
Рекомендательный библиографический список книг
«Блокадный Ленинград:
Живы! Выдержим! Победим!»
1. Великая Отечественная в письмах/Сост. в.Г.Гришин.- 2-е изд., доп.- м.6 Политиздат, 1982.-351 с.
В эту книгу вошли письма о Великой Отечественной войне, опубликовавшиеся в «Правде» с 23 июня 1941 года по 1980 год включительно. Некоторые из них даются с незначительными сокращениями; часть писем восстановленные по оригиналу. Расположены письма по тематическим рубрикам.
2. Герои седой Балтики / Сост. Н.А.Бадеев и др.- Лениздат, 1965.
Сборник содержит 22 очерка о Героях Советского Союза – моряках Балтийского флота, удостоенных этого высокого звания за ратные подвиги в дни Великой Отечественной войны, в незабываемые дни битвы за Ленинград.
3. До последней минуты…: Ленинградским писателям, павшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и во время блокады./ Сост. З.Л.Дичаров.- Л.: Лениздат,1983.- 286 с.
В сборник вошли воспоминания о ленинградских поэтах, прозаиках, драматургов павших на фронтах Великой Отечественной войны и погибших в годы блокадного Ленинграда.
4.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Борьба за Ленинград. В 3 т.- 1- изд., доп.- М.6 Изд-во «Новости», 1990.-384 с., ил.
5.Книга Памяти: В 8 т.Т.1/Сост. А.Александров и др.- Владимир: Золотые Ворота,
1994.-536 с.6 фотоил.
В первый том областной Книги Памяти включены сведения о вкладе воинов-фронтовиков и тружеников тыла Владимирской области в достижение победы над фашизмом, материалы и списки погибших по городам Владимиру, Суздалю и Суздальскому району.
6.Книга Памяти: В 8 т.Т.8/Сост. А.Александров и др.- Владимир: Золотые Ворота, 1995.-528 с.
В восьмой том областной Книги Памяти включены материалы о ратных и трудовых делах жителей города Мурома, Муромского и Меленковского районов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также списки павших воинов, мобилизованных с этих территорий. Помещен также дополнительный список погибших в годы войны, не вошедших в ранее изданные тома.
7.Солдаты Победы: книга о фронтовиках Владимирской области – ветеранах Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Т.1/ Адм. Владимирской обл.; редкол.: Завьялова и др.; сост. Е.И. Селиверстов и др.- Владимир: Фолиант, 2005.-496 с., 24 л.фот.: ил.
В первом томе издания «Солдаты Победы» помещены научные, документальные, военно-исторические и публицистические статьи о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., воспоминания фронтовиков и другие материалы.
Публикуются краткие сведения о наших земляках, вернувшихся с победой, удостоенных за подвиги в годы войны звания Героя Советского Союза, ставших полными кавалерами ордена Славы, а также поименные списки ныне здравствующих ветеранов.
8.Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет/ Сост. Ю.Н.Афанасьева.- М.: Сов. Россия, 1985.- 480 с.- (Школьная библиотека)
В сборнике собраны и расположены в хронологическом порядке лучшие публицистические статьи и очерки виднейших литераторов о героизме нашего народа в Великой Отечественной войне.
Художественные произведения
1.​ Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т.3. Подвиг Ленинграда/ Сост. П.Карелин.- М.: Современник, 1987.-606 с., фотоил.
В третьем томе широко представлены произведения прозы, поэзии и художественной публицистики о героической обороне Ленинграда и разгроме фашистских войск на Неве. Антология смогла вместить в свой состав только фрагменты всего богатства литературы о ленинградской битве. Тем не менее в них воплотились достоинства лучших книг о войне – широта охвата картин блокады, искренность и правдивость повествования, многообразие имен, творческих манер и стилей.
2. Берггольц Ольга. Избранные произведения в двух томах.- Л.: Художественная литература, 1967.
В своих стихах и прозе Ольга Берггольц рисует картины тяжких мук, перенесенных ленинградцами, напряжение их великого и трагического подвига. Она создавала свои лучшие стихи и поэмы и записывала речи для выступления по радио, а в часы обстрелов и бомбежек вместе со всеми дежурила на крышах. Голос ее звучал как вечевой колокол, она стала подлинным трибуном блокадного Ленинграда.
3. Чаковский А. Блокада: роман.- Лениздат, 1975.
Роман известного писателя Александра Борисовича Чаковского, посвящен обороне Ленинграда в Великой Отечественной войны. Действие первой книги «Блокады» начинается накануне войны, вторая книга охватывает события июля и августа 1941года, когда идут тяжелые бои на подступах к Ленинграду. В третьей и четвертой книгах романа «Блокада» автор развертывает широкую панораму событий сентября-ноября 1941 года. Подвиг ленинградцев в один из наиболее тяжелых периодов обороны города А.Б.Чаковский изображает на фоне героической борьбы народа против фашистских захватчиков. Пятая книга является завершающей широкоизвестного романа.
4. Тихонов Николай Ленинградские рассказы. В железных ночах Ленинграда.
5. Ахматова Анна Клятва. Мужество. «А вы, мои друзья последнего призыва!»
6. Инбер Вера Эта страшная зима. Трамвай идет на фронт.
7. Лифшиц Владимир Баллада о черством куске.
8.Адамович Алесь, Гранин Даниил Безвестный прохожий (Из «Блокадной книги»)
9. Смирнов Сергей Таня Савичева «Из поэмы «Дневник и сердце»)
10. Фадеев Александр В блокадном Ленинграде.
11. Алигер Маргарита Весна в Ленинграде.

Использованные источники.
100 великих битв. М:1998.
100 великих полководцев. М:1998.
Алексеев с. Подвиг Ленинграда. М:2010.
Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне. М:2010.
Бородина В.А. Школа летнего чтения: заочная творческая лаборатория. М: РШБА. 2011.
Военная энциклопедия. М:2010.
Всё обо всём. Оружие. М:2005.
Высоцкий В. Он не вернулся из боя. Братские могилы. Сыновья уходят в бой. Сборник стихов.
Карасёва В. Так и было. Киев:1985.
Малкова Ю. Умный читатель. Сер.: «Через игру к совершенству». М: Лист. 1999.
Митяев А.В. Рассказы о Великой Отечественной войне. М:2005.
Ножкин М. Последний бой. Сборник стихов.
Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. М: 1967.
Пальгуева Г.М. Чтение-дарение. Уроки - «предпочтения: на лесенке у книжных полок. М: РШБА. 2011.
Полководцы Великой Отечественной. М:1988.
Рождественский Р. Я сегодня до зари встану. Сборник стихов.
Рябинин Б. Сильва. В кн. Чудеса в решете. М:1979.
Стихи и рассказы о войне. М:2010.
Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя. Часть 2. Растим читателя-творца. М: РШБА. 2009.