Урок окружающего мира в 1 классе Грибная грамота
Урок
окружающего мира
в 1 классе
по теме:
«Грибная охота»
разработала учитель начальных классов
МБОУ Фёдоровской СОШ Покорская Н.П.
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи:
Образовательная:
1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и
несъедобных грибов;
2) расширение кругозора учащихся.
Воспитательная:
1)воспитание бережного отношения к природе родного края;
2)воспитание уважения к мнению товарищей;
Развивающая:
1) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение
2 развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса;
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – игра.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя
- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.(звуки леса)
3.Постановка темы, цели урока.
- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами. Что вы хотите узнать о грибах?
4.Рассказ учителя о грибах.
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое - грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.
Богатый урожай собрали люди на полях, в садах и огородах. В лесах созрели ягоды и орехи.
Продолжается и «грибная охота». Главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы.
Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.
- Какие грибы вам известны?
5.Игра: «Узнай гриб по описанию».
-Настала пора познакомиться поближе с этими грибами. Однажды группа первоклассников отправилась в лес за грибами. Угадайте, какие грибы нашли ребята?
1. Название этого гриба начинается с буквы «Г». Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая. Его обычно солят (Груздь)
2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку. Его называют - царем грибов.(боровик)
3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят, варят.
4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» (мухомор)
5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно он желтоватого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. (лисички)
6. Загадки о грибах.
Лета первая примета
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подберезовик)
Ножка белая, прямая
Шляпа красная такая
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (мухомор)
Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов
Настоящий царь грибов (боровик)
Есть старуха вредная
У нее шляпа бледная
А ноги в ботинках
На чулке - пестринки (бледная поганка)
Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат
Что в земле скрываешься?
В чем ты виноват? ( груздь)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …(подосиновик).
7. -Теперь ребята, поиграем еще в одну игру«Съедобные- несъедобные» У вас на партах лежат карточки: зеленые- это съедобные грибы, а красные - это ядовитые грибы. Я буду называть гриб, а вы должны поднять нужную карточку.(боровик, мухомор, ложные опята, лисички, грузди, рыжики, сыроежки, бледная поганка и т.д.)
8. Закрепление нового материала
- А кто знает пословицу о съедобных и несъедобных грибах? (Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут)
- Как же отличить съедобный гриб от несъедобного? (“воротничок” на ножке и “мешочек” у основания).- Вот мы и нашли ответ на один из главных вопросов урока
-Ребята, мы разделили грибы на две группы: съедобные и несъедобные. Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая- ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить? (лекарство, красота, жилье и еда для насекомых). А что грибники берут с собой в лес? (корзину, палку, нож).Объясните, для чего нужны эти вещи? А нельзя разве гриб просто взять и сорвать? Почему?
9. Работа в рабочей тетради (с.10-11).
1)-Узнай грибы на лесной поляне.
-Объясни их название.
-Распределите грибы на две группы: съедобные и несъедобные.
2) Помогите Незнайке найти белые грибы.
10. Правила сбора грибов. Составление памятки.
Советы людям, которые собирают грибы.
-Не вырывать грибы вместе с грибницей.
-Не нарушать моховой ковёр под деревьями.
-Грибы надо аккуратно срезать ножичком.
-Не губить ядовитые грибы.
-Червивые грибы можно срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт кусочки и от спор появятся новые грибницы.
Ну, что ж, молодцы. Теперь вы друзья леса и всех лесных жителей, т.к. знаете, кА вести себя в царстве грибов.(раздать памятки)
11. Физминутка.
Гриша шел –шел- шел
Белый гриб нашел
Раз - грибок
Два - грибок
Три - грибок
Положи их в кузовок.
12.Что нужно сделать?
Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый
гриб или ложный?
а/ оставить его на месте;
б/ срезать и взять с собой;
в/ попытаться определить его на вкус;
г/спросить у друзей или родственников;
На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?
а/ пройду мимо;
б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека;
в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно;
г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано.
Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»13.Ознакомление с грибной грамотой.
- У нас получилась удачная грибная охота! Я перед вами ставлю следующую задачу: под каким деревом какой гриб растёт? У вас на партах лежит вот такой листочек. Называется он «Грибная грамота». Давайте посмотрим, какой гриб дружит с каким деревом. (Дети рассматривают и читают). Постарайтесь запомнить, какой грибок с каким деревом дружит.
- Сделайте вывод: где же растут грибы? А происходит это потому, что деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, а деревья, в свою очередь, быстрее и лучше растут, если рядом есть грибы.
14.Итог урока
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. На пользу человеку работают:
Грибы-хлебопёки
Грибы-сыровары
Грибы-маслоделы
- А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь!- Ну что, заинтересовала я вас? Много ещё интересного о грибах мы узнаем на следующем уроке.
- Ну, а теперь давайте заселим нашу полянку грибами:
Белый – всё понравилось, хочу узнать больше!
Лисички – всё понравилось
Мухомор – не интересна тема урока