статья Школьный музей и патриотическое воспитание школьников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа с.Репное
Балашовского района Саратовской области















Школьный музей и патриотическое воспитание школьников.

Работу выполнила
Гилицкая Татьяна Юрьевна,
учитель истории МОУ сош с.Репное
Балашовского района Саратовской области


















2014г.

Содержание.

Введение 3- 4
Цели и задачи школьного музея.5-6
3. Социальные функции школьного музея... .7
4. Принципы работы школьного музея............................8
5. Формы работы в школьном музее............................9
6. Содержание программы..........................10
7.Учебно-тематический план к программе «Школьный музей».............................11
8. Программа курса «Школьный музей». 12-14
9.Ожидаемые результаты.....15
10. Список литературы.........16






























Введение

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
Я считаю, что с этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно - наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.




























Цели и задачи школьного музея.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;
-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев современных информационных технологий;
- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах различных уровней;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
-повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, рапространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства.
-укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам.
Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
















Социальные функции школьного музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.







Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
1)Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
2)Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
3)Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
4)Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.














Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее; - встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне музея;
- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее




















Содержание программы «Школьный музей»
Данная программа «Школьный музей» носит проектный характер. Её можно взять за основу, она предполагает обучение учащихся элементам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на один год обучения. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования.
Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
В процессе обучения учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса, добавлять что-то своё или что-то исключать Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.









Учебно-тематический план
к программе «Школьный музей»

№ п/п
Теоретические занятия
(кол-во часов)

1. Введение. Всероссийское туристско -краеведческое движение.
1

2. Наследие в школьном музее
1

3. Функции школьного музея
1

4-5. Родной край в истории государства Российского
2

6. Организация школьного музея
1

7-8. Моя семья и родной край
2

9-11.Комплектование фондов школьного музея
3

12. Наша школа в истории края
1

13-14. Учёт и хранение краеведческих материалов
2

15. Фонды школьного музея
1

16.Формы работы в школьном музее
1

17. Культурное наследие родного края
1

18.Учёт и описание музейных предметов
1

19-20. Военная слава земляков
2

21-22. Экспозиция школьного музея
2

23. Тексты в музейной экспозиции
1

24-25. Наше природное наследие
2

26-27. Экскурсионная работа в школьном музее
2

28-29.Конкурс «Хранители русской славы»
2

30.Анализ мероприятия
1

31-32.Разработка мероприятий к 70-й годовщине ВОВ
2

31.Подведение итогов работы за год
4

32.Итоговое заседание кружка
2









Программа курса «Школьный музей»

Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» (1 ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах

Тема 2. Наследие в школьном музее (1 ч)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»
Тема 3. Функции школьного музея (1 ч)
Функциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края.

Тема 4. Родной край в истории государства российского (2 ч) История заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Организация школьного музея (2 ч)
Школьный музей как учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Тема 6. Моя семья и родной край (2ч)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий.
Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (3ч)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 8. Наша школа в истории края (1 ч)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях (2ч)
Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.
Изучение формуляров полевых документов.
Тема 10. Фонды школьного музея (1 ч)
Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Тема 11. Культурное наследие родного края (1ч)
Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Ра Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.
Тема 12. Учет и описание музейных предметов (1ч)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Тема 13. Военная слава земляков (2 ч)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы.
Тема 14. Экспозиция школьного музея (2 ч)
Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 16. Тексты в музейной экспозиции ( 1 ч)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 17. Наше природное наследие (2 ч)
Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана. Экологические проблемы края. Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов.
Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее (2 ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
















Ожидаемые результаты.
Для музеев:
1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музеев;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
1) в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.




































Список литературы


1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2004.
5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2006








































13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 415