Разработка-описание к презентации Ассоциативная связь цифр и творческое мышление

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
Макеевская общеобразовательная школа
І – ІІ ступеней №80
ДНР 86141, город Макеевка, Советский район улица Скнарева, дом 31 телефон: 3-49-19 E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Код ЄДРПОУ 30331583










Разработка – описание презентации
« Ассоциативная связь цифр и творческое мышление»








ОШ I-II ст. № 80 г. Макеевка
Учитель начальных классов: Соловьева О. В.




2016 г. Слайд 1
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. Возникает логичный вопрос: "Что же такое ассоциации?"

Слайд 2
Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками или свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах или звук.

Ассоциация - это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далеких.

Слайд 3
Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза): - создание новых оригинальных идей, - создание смысловых связей, - стимуляция воображения, - улучшение запоминания и вспоминания.

Слайд 4
Откуда берет начало теория об ассоциациях? В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.

Слайд 5
Виды ассоциаций.
Различают следующие виды ассоциаций (по Аристотелю):
 
- По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...
 
- По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции...
Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата...
 
- По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Слайд 6
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово "зима" вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно.

Слайд 7
Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Слайд 8
Польза от развития ассоциативного мышления очевидна, но иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей. Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем: У ребенка развивается воображение. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.


Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание
Слайд 9
Тренировки мышления положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой деменций и ряда других психических заболеваний.
.
Слайд 10
При первоначальном изучении цифр и числового ряда для достижения положительных результатов необходимо использовать метод ассоциаций и развивать творческое мышление

Слайд 11
Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения,
Слайд 12
поставить себе такие вопросы: "Что это напоминает?", "На что это похоже?",
Слайд 13
"Почему это так?", "Как получилось, что это так?", "Когда это бывает?",
Слайд14
"Где так бывает?", "Кто сказал, что это так?" и т.д.     Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Слайд 15
Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Слайд 16
Нужно учитывать, что чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал.

Слайд 17
Для этого используют различные виды творческих упражнений.
Например, упражнение «На что похожа твоя цифра?»
Важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления.
Слайд 18

Слайд 19
Упражнение 2. Как и предметы, цифры могут быть обладателями своего определенного цвета. 1. Мысленно представьте цифры в цвете. 2. Раскрасьте их так, как вам нравится.

Слайд 20
Упражнение 3. Подберите каждой цифре соответствующий ей фрукт, овощ или ягоду

Слайд 21
Упражнение 4. Подберите каждой цифре определенный рисунок животного.

Слайд 22
Упражнение 5. Найдите все цифры в одном предмете.



Так же очень интересен, рекомендуемый психологами, ассоциативный тренинг. В окружающей среде найти предметы похожие на определенные цифры.
Слайд 23
Давайте отправимся в цирк и постараемся найти там все, что связано с цифрой 0.
Когда мы заходим в гардероб, нам дают круглый номерок. Представление началось. На арену выходят эквилибристы. На колесе от велосипеда они выполняют такие трюки, что зрители открывают рты от удивления. Дрессированные львы и тигры красиво сидят на тумбах. Им предстоит прыжок в горящий обруч.

Слайд 24
Упражнение 6. Найдите двузначные числа, спрятанные в рисунках, данных ниже.

Слайд 25
Упражнение 7.Найдите трехзначные числа, зашифрованные в рисунке.

Слайд 26
Такие упражнения облегчают работу, возбуждая детский интерес к теме, делая учебу незаметной, красочной, наполняя ее игровыми моментами.

Слайд 27
Также упражнения подобного типа развивают метапредметные умения, которые учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Слайд 28 Ваши ученики всегда будут отличаться креативными решениями на своем жизненном пути!

Слайд 29