Конспект урока Ассоциативная композиция на тему огонь и вода
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детская художественная школа №1 им. Н.П.Шлеина»
Города Костромы
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании совета МБОУ ДОД Директор МБОУ ДОД
«Детская художественная школа №1» Детская художественная
« » 2015 г. школа №1»
----------------------------------------------- Кузьмичева Л.В.
------------------------------
Конспект урока «Ассоциативная композиция на тему огонь и вода»
Автор-составитель:
Матюшева Мария Алексеевна
Преподаватель первой
категории
ДХШ№1, им.Н.П. Шлеина,
города Костромы.
Матюшевой Марии Алексеевны
Город Кострома
2017 год
Тема урока « Ассоциативная композиция на тему огонь и вода»
Цели: Создание ассоциативной композиции на тему огонь и вода, используя такие декоративные средства выражения, как линия и цвет. Введение в лексикон учащихся термина- ассоциативная композиция, абстрактная композиция.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с новым понятием – ассоциативная и абстрактная композиция. Повторение декоративных средств выражения.
Развивающие: развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
Воспитательные: воспитываем аккуратность, усидчивость в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работы. Поиск гармоничной (яркой, красочной) палитры.
Материалы для учителя: наглядные пособия, детские работы из фонда учителя, карандаш, лист бумаги.
Материалы для учеников: лист бумаги формата А4, ластик, простой карандаш, краски гуашь, банка с водой, кисти, палитра.
План урока:
1 организационное начало урока: проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
2 объяснение нового материала
Четкая постановка целей и задач
Вводная беседа
Объяснения нового материала
3 Актуализация прошлого опыта
4 подведение итогов урока. Организационное завершение урока
Анализ работ
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятия по композиции, и я прошу вас проверить наличие материалов, нужных для нашей работы. У вас должны быть простые карандаши, гуашь, кисточки, ластик.
- Молодцы! Я вижу, что вы все готовы к уроку!
-Хотелось начать наше занятие такими строчками: Художник Кандинский утверждал:
«Цвет- это клавиши, глаз молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Мы свами, немного музыканты, немного поэты – потому что создать художественное произведение, которое бы нашло отклик у зрителя, без собственного внутреннего трепета, душевного порыва невозможно. Задача художника, а также юного художника, заставить зрителя вместе с нами переживать, радоваться, восхищаться, когда они будут рассматривать наши произведения. Согласитесь, что такая же задача и у поэта, и у музыканта – посредством слова, музыки, найти отклик в человеческой душе, заставить думать и сопереживать.
Тема сегодняшнего занятия: «Ассоциативная композиция на тему огонь и вода».
Мы познакомимся с «абстрактными образами», познакомимся с ассоциативной композицией. Пока не все непонятно, много новых слов. Но мы вместе с вами во всем постепенно разберемся.
Различные слова и понятия вызывают у нас разные впечатления, ощущения, ассоциации. Например, что вы себе представляете когда произносят слово космос? Не забудьте назвать цветовые признаки. Карнавал? Север? Счастье? Огонь?(ответы детей).
А можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки? (ответы детей)
Все это есть ни что иное, как абстрагирование.
Абстрагирование - один из способов нашего мышления (от лат. abstractio - "отвлечение") - мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. Например, в декоративном искусстве - это процесс стилизации природных форм. В своём крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве.
(Показ абстрактной живописи)
Мы с вами посмотрели работы художников. И мы можем сделать выводы, что картина – это не только точная передача предметного мира, но и передача эмоций, настроения, внутреннего состояния с помощью линий, цвета, пятна, такие работы похожи на цветной сон, что то нереальное, хотя художник передает вполне реальные мысли и чувства. Для абстрактных композиций характерно - отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника.
Такое средство передачи мысли художника можно так же назвать ассоциативным.
Ассоциативной композицией называется картина, написанная по ощущению, в которых нет реальных объектов. Т.е. художник изображает только абстрактные, фантастические формы, которые могут только лишь отдаленно напоминать что - либо из реального мира. Когда мы видим что – либо, и при этом на память приходят какие-либо образы или воспоминания – это называется ассоциацией. (показ ассоциативных композиций)
Давайте уточним: есть ли различие между абстрактной композицией и ассоциативной?
А есть ли общее между абстрактными и ассоциативными изображениями?
(ответы детей).
Для дальнейшей успешной работы давайте вспомним:
- Какие бываю линии? (ответы детей)
Существуют три вида линий:
Прямые: вертикальные, горизонтальные, наклонные Кривые: окружности, дуги Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы и их отрезки
Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания.
Линии передают:
Вертикальные- стремление вверх
Наклонные- неустойчивость, падение
Ломаные- переменное движение
Волнистые- равномерное плавное движение, качание
Спиральные- замедленное вращательное движение, ускоряющееся к центру
Круглые- замкнутое движение
Овальные- устремление формы к фокусам.
Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств.
Какими линями (пятнами) можно передать мягкие, звонкие, громкие, тихие звуки? (ответы детей в материале).
По-вашему, какими линиями, штрихом, пятном можно передать звук журчащего ручья; рев водопада, пламя огня? (ответы детей в материале)
Звуки разной силы можно передать соответствующими линиями: громкие звуки - толстой, жирной линией, тихие звуки - средней линией, едва уловимые звуки - тонкой линией. Линия запечатлевает неуловимое движение души, настроения художника.
Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
А богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Разнообразные точки, пятна помогают композиции быть выразительной, интересной.
Как с помощью линий можно передать динамику, движение, волнение? (ответы детей).
Как будут выглядеть варианты построения статичной композиции? (ответы детей).
Так как наше занятие посвящено Ассоциатиной композиции на тему огонь и вода, давайте с вами представим, что же из себя представляет огонь и вода, какими линиями и цветом их можно выразить.
Вот, например, огонь это что- то резкое, обжигающее и в тоже время согревающее, а иногда и разрушительная сила.. Здесь присутствуют резкие и ломаные линии, цвет яркий и насыщенный. Вода – она более тягучая, мягкая, бывает бурная и тихая. Линии будут более плавные, волнистые, иногда даже прямые. По своей цветовой гамме она значительно отличается от огня. Здесь присутствуют нежные холодные оттенки, сочетание темного и светлого тона.
И вот мы плавно переходим к нашему практическому заданию.
Сейчас я вам дам прослушать два музыкальных фрагмента. А вы в свою очередь на листке бумаги запишите и зарисуете увиденные вами цвета, и линии, которые вы будете использовать в своей композиции.
(Звучат два музыкальных фрагмента на тему огонь и вода)
Сейчас вы видели цветовые картинки в своем воображении, и старались передать цветом то, что вы слышали, чувствовали. И сейчас вашей задачей будет : создать ассоциативную живописную, уравновешенную композицию по прослушанным музыкальным фрагментам (на основе рисунка-эскиза).
Молодцы, ребята! Мы с вами узнали, что у нас уже достаточно богатый ассоциативный опыт, мы поняли, что в картине можно изобразить свои мысли, эмоции, настроение, не изображая реальный мир.
Я вижу, что вы все отлично справились с поставленной задачей. У всех получилось запечатлеть свое прочтение услышанного. А кто не успел доделать пусть не переживают, в следующий раз мы обязательно все сделаем!