Статья Мультимедийные технологии в обучении русской литературе.


Мультимедийные технологии в обучении русской литературе.
Значение образования сегодня продолжает возрастать, так как мы вступили в информационную эпоху. Информационное общество определяет социальный заказ на подготовку выпускника школы к жизнедеятельности в условиях современной информационной среды. В настоящее время весьма актуальной задачей представляется использование компьютерной технологии в обучении.
Внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий стимулирует желание учащихся учиться, расширяет их зону активности, дает возможность реализовать себя индивидуально, обеспечивает их самообразование.
Изменилась роль учителя на уроке. Сегодня он не единственный источник знания, а организатор процесса получений знаний с помощью многих источников, в том числе компьютера.
Именно с этой позиции можно рассмотреть использование компьютерных технологий на различных этапах литературы не как цель, а как еще один инструмент обучения, как источник разнообразной информации, как способ самоорганизации труда и самообразования. Как возможность личностно-ориентированного подхода учителя к ученикам.
Этапы подготовки к уроку.
На этом этапе учитель-словесник может творчески использовать ресурсы, предоставленные ему компьютером, например, образовательные ресурсы сети Интернет. Владея элементарными навыками поиска информации в сети, учитель подбирает самый разнообразный материал к уроку. Существует множество образовательных сайтов, имеющих отношение к урокам литературы и русского языка, например: «Инфо-урок», «Продленка», «Методсовет», «45 минут» и т.д.
Этап усвоения новых знаний.
Одна из форм подачи нового материала в старших классах – лекция учителя, мультимедиалекция.
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учеников к содержанию излагаемого материала и повышает интересы к новой теме.
Основным способом подачи нового материала во время мультимедиалекций является презентация – заранее подготовленный учителем набор слайдов с расположенной на ней видеоинформацией, дополненная по необходимости звуковым сопровождением. В презентации могут быть обозначены самые выигрышные или самые важные моменты лекции, дана подборка портрета, репродукций картин, иллюстрации к произведениям писателей. На экране могут также появляться определения, цитаты, схемы, таблицы, которые ученики списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Очевидно, учитель эффективнее использует учебное время, увеличивает скорость подачи материала.
Этап усвоения знаний.
Одна из форм работы ученика на уроке, свидетельствующая об усвоении им знаний – мультимедиавыступление. Достаточно часто на уроке литературы ученики выступают с подготовленными сообщениями, докладами, творческими заданиями. Можно, применяя компьютерные технологии, сделать более творческим и интересным этот вид работы. Для этого достаточно помочь ученикам освоить навыки составления презентаций по теме их выступления. На слайдах, подготовленным учеником к выступлению перед аудиторией, он сам укажет тему выступления, основные тезисы, выводы. Поддержка выступления учащегося тезисами, цитатами, изображением и звуком позволяет организовать речь и помочь учащемуся, которому трудно выступать перед аудиторией.
Этап контроля над знаниями.
Сегодня одной из распространённых форм контроля над знаниями является тестирование. Тестирование – это достаточно мобильное, конкретное и объективная форма контроля. Конечно, результат тестирования во многом зависит от компетентности составителя задания, его умения сформулировать вопрос конкретно, логично, корректно. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами до сложных многоуровневых структур, где даны варианты ответов или предлагаются небольшие подсказки для слабоуспевающих учеников.
Можно организовать работу по подготовке тестов и творческих заданий (викторины, кроссворды) с самими учащимися. Дома с помощью персонального компьютера они готовят вопросы, задания, а на уроке, используя проекционную аппаратуру, представляет в виде тестов. Учитель оценивает знания учеников и творческий подход авторов к созданию тестовых заданий.
Таким образом, потенциал использования мультимедийных технологий на уроках огромен. Современное информационное пространство практически безгранично, и научить школьника постигать его, ориентироваться в нем – одна из главных задач современного учителя.
Литература.
1.Потапова Р.К. Проблемы и перспективы развития компьютерных обучающих систем. Знание языка и языкознание. М:Наука, 2011 год.
2.Мындыбаева А.К. Инновационные методы обучения. Алматы. 2009 год.