Конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием технологии индивидуализации по теме Фонетика. Гласные звуки.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием технологии индивидуализации.
Сенчукова Юлия Сергеевна учитель русского языка и литературы Одоевской средней школы Шарьинского муниципального района Костромской области
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Цель деятельности учителя Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;
иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование Компьютер.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока.
Основные понятия Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.
Сценарий урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Вступительное слово.
- Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.
Какие звуки передают грохот, раскаты грома?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… (г, р)
- Сегодня у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
и пробное учебное действие
- Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)
- Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.)- Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.) Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Выявление места и причины затруднения
- Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )
- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)
- Графика?( Обозначение звуков буквами.)
- Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)
- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)
Ответ-стихотворение ( слайд)
Сколько на свете звуков?
Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу – снежинок,
Сколько струек у речки.
Сколько в дождике – дождинок.
Сколько в песке – песчинок.
- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Закричал охотник: «Ой!»
Двери гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)
В этой сказкеНет порядка:Что ни слово -То загадка!Вот чтоСказка говорит:Жили-былиКОТиКИТ.КОТ - огромный, просто страшный!КИТ был маленький, домашний.КИТ мяукал.КОТ пыхтел.КИТ купаться не хотел,как огня воды боялся.КОТ всегда над ним смеялся!Время так проводитКИТ:Ночью бродит,Днем храпит.КОТплывет по океану.КИТИз блюдца есть сметану.ЛовитКИТМышей на суше.КОТНа море бьетБаклуши!КИТЦарапался, кусался,Если ж был неравен спор -От врагов своих спасался,Залезая на забор.Добрый КОТНи с кем не дрался,От врагов уплыть старался:Плавниками бьет волнуИ уходитВ глубину...КИТЛюбил залезть повыше.НочьюПесни пел на крыше.Позовешь его:- Кис, кис! -Он охотноСпрыгнет вниз. Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.
Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом).
Упражнение 262. На магнитной доске схема:
Звуки речи
∕ \
Гласные Согласные
/ \ / \
ударные безударные твердые мягкие
/ \
глухие звонкие
- Послушайте стихотворение Б. Заходера ( слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.
Тридцать три родных сестрицы,Писаных красавицы,На одной живут странице,А повсюду славятся!К вам они сейчас спешат,Славные сестрицы, -Очень просим всех ребятС ними подружиться!А, Б, В, Г, Д, Е, ЖПрикатили на еже!3, И, К, Л, М, Н, ОДружно вылезли в окно!П, Р, С, Т, У, Ф, XОседлали петуха, -Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -Вот и все они, друзья!Познакомьтесь с ними, дети!Вот они - стоят рядком.Очень плохо жить на светеТем, кто с ними не знаком! Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями).
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
ФИЗ.МИНУТКА
6. Самостоятельная работа с самопроверкой - Наша работа будет продолжена в группах.
1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123.
2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова.
3. Заполните таблицы:
№ 1 .
Раздел науки о языке Что изучает
Фонетика Звуки речи
Орфоэпия Правила произношения
Графика Обозначение звуков буквами
№ 2.
Звуки речи Буквы
Гласные [а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6 а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10
№ 3.
Глухие -10 Звонкие -11
Согласные [к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч] [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й]
№4
Всегда мягкие [ч,ш,й]
Всегда твердые [ж,ш,ц]
Шипящие [ж,ш,щ,ч]
Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению.
(Слайд)
Практика под руководством учителя:
Устное выполнение упр. 263, 266.
Упр. 265, 267. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
Физ.минутка Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
7.Рефлексия деятельности.
- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?
-Что понравилось на уроке?
- Кто был самым активным?
- А самым грамотным? УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
8. Домашнее задание.
§50-51.
Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков
Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)