Рабочая программа по осетинскому языку для 1 класса
по осетинскому языку
как второму
1 класс
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Разработка Программы по осетинскому языку как второму обусловлено необходимостью улучшения результатов обучения осетинскому языку в соответствии с целями и приоритетами многоязычного образования.
Основная цель обучения осетинскому языку в первом классе – формирование элементарной коммуникативной компетенции, то есть развитие способностей готовности школьников осуществлять элементарные общения на осетинском языке в рамках ограниченного часа наиболее распространенных в стандартных ситуациях, их воспитание и развитие в духе любви к Осетии и осетинскому языку и культуре.
Цели и задачи обучения осетинскому языку.
Цель обучения осетинскому языку вытекает из цели многоязычного поликультурного образования в условиях многонациональной республики и заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность свободного общения на осетинском языке в социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели, заключаются в формировании знаний, навыков и умений, которые должны давать им возможность:
Использовать осетинский язык в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорении, аудирование, чтение, письмо);
Овладеть приемами самостоятельной работы с языком;
Включиться в диалог культур, осознать себя представителями Республики Северная Осетия – Алания, гражданами России и членами мирового сообщества;
Взаимодействовать друг с другом в ходе решения различных коммуникативных задач;
Расширять общеобразовательный кругозор, творческий потенциал с целью формирования многоязычной поликультурной личности.
Содержание программы.
99 учебных часа (по 3 часа в течении 33 недель)
Коммуникативная компетенция
Сфера общения и тематика.
Учащиеся должны общаться со сверстниками и со взрослыми на осетинском языке в стандартных ситуациях в рамках следующей тематики:
Социально-бытовая сфера общения
Я и моя семья. Мой внешний вид. Знакомства. Семья, члены семьи, профессии. Мой дом, квартира. Помощь старшим. Прием гостей. Покупки. Еда. Одежда. Свободное время, увлечения. Праздники. Я и мои друзья. Игры. Дикие и домашние животные. Деревья. Ягоды. Цветы. Фрукты. Овощи.
Учебно-бытовая сфера общения.
Моя школа. Мой класс. Школьные и учебные принадлежности. Дежурство в классе.
Социально-культурная сфера общения.
Мир вокруг меня. Родной край. Города и села Осетии. Природа. Погода. Времена года.
Речевая компетенция.
Говорение. Диалогическая речь.
Приветствовать, отвечать на приветствия, поблагодарить, извинится, попрощаться. Назвать себя, назвать других в ситуации «Знакомство». Задавать вопросы, интонационно правильно их оформлять. Выразить просьбу, приглашение. Возражать, выражать несогласие. Вести элементарный диалог в ситуациях повседневного общения с опорой на образец и без него.
Говорение. Монологическая речь.
Описывать предмет, картину, фотографию, используя в качестве опор вопросы учителя. Делать короткое сообщение о себе, своей семье, своих увлечениях. Воспроизводить наизусть стихи, рифмовки, пословицы, песенки.
Аудирование.
Воспринимать и понимать речь учителя; понимать речь партнеров по общению. Понимать небольшие тексты диалогического и монологического характера, построенные полностью на знакомом языковом материале, в предъявлении учителя и в записи. Время звучания текста до 2 минут.
Чтение.
Соотносить графический образ слова со звуковым. Определять тему и основное содержание текста по заголовку. Полностью понимать при чтении про себя в содержании небольших текстов. Читать в слух тексты, соблюдать ударения в словах, фразах, соблюдать интонацию. Выделять основную мысль текста, выбирать главные факты из текста.
Письмо.
Овладеть графикой осетинского языка. Списывать текст. Вписывать в текст и выписывать из него слова, словосочетания. Писать короткие диктанты.
Языковая компетенция.
Графика и орфография.
Буквы осетинского алфавита. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов.
Фонетика.
Произношение и восприятие на слух всех звуков осетинского алфавита. Правильное произношения глухих и звонких согласных, кавказских звуков. Правильное ударение в слове, фразе. Соблюдение интонации в предложении. Звук и буква. Буква как знак звука.
Лексика.
Лексические единицы. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета.
Грамматика.
Основные коммуникативные типы простого предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения. Вопросительные слова: чи, цы, кжм, кжджм, цжмж, кжй, йавжр. Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Глагол-связка в единственном (у) и множественном числе (сты). Спряжение глаголов в настоящем времени. Местоимения личные, указательные (мжнж, ужртж) притяжательные (мж, дж, йж). Количественные числительные от 1 до 10.
Программа по осетинскому языку для 1 класса состоит из следующих разделов:
Предварительный устный курс, обучение грамоте, послебукварный период.
Предварительный устный курс.
Основные задачи предварительного устного курса:
Выработка навыков и умений восприятия на слух звуков и звукосочетаний осетинского языка;
Формирование и развитие произносительных и интонационных навыков;
Введение и закрепление первичного словарного запаса;
Развитие устной речи в определенных ситуациях.
Слова и грамматические конструкции курса распределены по темам. Содержание тем определяется окружающей ребенка действительностью. Тематический принцип дает возможность с первых уроков развивать связную речь учащихся.
Букварный период.
Основная задача этого периода – научить детей правильно читать писать по-осетински. Обучение грамоте осуществляется до конца 3 четверти и проводится вслед за русской грамотой из-за того, что на русский язык отводится большее количество часов. В букварный период продолжается накопление словарного запаса, формирование грамматических навыков, овладение новыми речевыми образцами, развиваются навыки связной речи и аудирования.
Обучение чтению осуществляется в ходе фонетического и звукобуквенного анализа слов. Основными видами работ при изучении звуков и букв осетинского языка являются: членение предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, установление последовательности звуков в слове, чтение слогов, слов и предложений по букварю. Особое внимание уделяется правильному произношению звуков, отсутствующий в русском языке.
Послебукварный период.
Задачи послебукварного периода:
Совершенствование навыков чтения слов, предложений, небольших текстов, выработка правильного произношения слов, звуков, выразительное чтение стихов, заучивание их наизусть, развитие навыков и умений устной речи и аудирования.
Основные требования к знаниям,
умениям инавыкам учащихся
к концу 1 года обучения.
Требования к уровню владения устной речью.
Учащиеся должны уметь:
Здороваться и прощаться с ровесниками и людьми, которые старше по возрасту, отвечать на приветствия и прощания.
Представлять себя, членов своей семьи и друзей.
Вежливо выражать согласие / несогласие, понимание / непонимание, просьбу, пожелания и намерения, приносить и принимать извинения.
Кратко описать свой город, свой дом, семью, погоду в разное время года, любимые предметы и занятия, свои увлечения, рассказывать о любимых игрушках, животных, лучших друзьях.
Проигрывать на осетинском языке ситуации приглашения в гости, встречи гостей.
Проиграть свою роль в беседе по телефону.
Проиграть ситуации покупки продуктов питания и предметов одежды.
Объем диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.
Требования к уровню владения аудированием.
Учащиеся должны уметь:
Понимать речь учителя по ведению урока.
Распознавать на слух и понимать речь одноклассников в ходе диалогического общения.
Распознавать на слух и понимать монологическое высказывание одноклассников.
Понимать основное содержание связного сообщения учителя.
Требования к уровню владения чтением.
Учащиеся должны уметь:
Правильно читать слова, предложения, мини тексты, входящие в изученный каммуникативно-речевой репертуар учебного общения.
Соблюдать правильное ударение в словах, фразах, интонации в целом.
Читать учебные тексты, соблюдая интонацию и правильное произношение.
Находить в тексте необходимую информацию (имена героев, место, где происходит действие).
Определять тему текста, называть главных героев.
Выполнять тестовые задания к текстам.
Кратко и развернуто передавать содержания к текстам.
Требование к уровню владением письменной речью.
Учащиеся должны уметь:
Правильно писать буквы, буквосочетания, слова с опорой на образец.
Списывать предложения и мини тексты с образца.
Писать осетинские имена и фамилии.
Списывать тексты приглашений и поздравлений к праздникам.
Писать слова, словосочетания и небольшие по объему предложения под диктовку учителя.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
Программа по осетинскому языку как второму. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2009. – 144 с.
Корнаева З.В., Джибилова И.М
К-67 Книга для учителя к учебнику «Дзуржм жмж кжсжм иронау»
1 класс. Часть 2,1 – Владикавказ: ИП Валиева И.С., 2009 – 128 с.
3. Корнаева З.В., Джибилова И.М.
Учебник «Дзуржм жмж кжсжм иронау» 1 класс – Владикавказ: Ир, 2008 – 95 с.
Рабочие тетради № 1, №2, №3.
Поурочное календарно-тематическое планирование – приложение №1.
Приложение №1
Поурочное календарно – тематическое планирование
по обучению грамоте.
1 класс
( 99 часов )
2011 – 2012 учебный год
1 четверть
Тема
Развитие речевых умений
Формирование языковых навыков
Количество часов
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Фонетика
Лексика
Грамматика
Мж райгуыржн бжстж.
1. Учить понимать приветствие учителя «Уж бон хорз» и прощание «Хжрзбон».
2. Учить понимать на слух текст песенки «Мж райгуыржн бжстж».
Учить произносить слова: Ирыстон, Ужржсе, Дзжуджыхъжу, Мжскуы.
Учить говорить о своей Родине: «Мж райгуыржн бжстж у Ужржсе (Ирыстон)».
Звук [ж]
Ирыстон, Ужржсе, Дзжуджыхъжу, Мжскуы, мж райгуыржн бжстж, мж мад.
2
Ахуыр кжнжм салам джттын.
1. Учить понимать на слух:
1) формы приветствия, обращенные к одному человеку и ко многим людям;
2) формы прощания: «Хжрзбон», «Фжндараст».
1. Учить понимать на слух текст песенки «Салам»
Учить приветствовать людей разного возраста в разное время суток.
Звук [ж]
Райсом, бон, изжр, дж, уж, жгас цу, жгас цжут, хжрзбон, фжндараст, ном, салам, куыд, цжрын, хжрзжхсжв.
2
Базонгж ужм!
Учить воспринимать на слух текст песенки «Базонгж ужм».
Учить вести диалог «Знакомство» (называть своё имя, спрашивать, как зовут собеседника; отвечать на подобные вопросы).
Тренировать учащихся в написании длинных и коротких наклонных линий.
Звук [у].
Жз, ды, мж, джу, уый, чызг, лжппу, мжн фжнды, чи дж, зжгъ, иу, дыууж, жртж.
1
Фыццаг хатт скъоламж!
Учить воспринимать на слух речевой образец «Называние предмета»
1. Учить называть предметы и лицо, используя речевые образцы: «Мжнж », «Мжнж ай у »
2. Учить считать до десяти.
Тренировать учащихся в написании различного рода линий.
Звук [у].
Мжнж, цы, скъола, кълас, урок, директор, сывжллон, жхсжз, авд, аст.
Образование множественного числа существительных: скъола – скъолатж, урок – уроктж.
1
Нж кълас.
Учить воспринимать на слух вопросно-ответные диалогические единства.
1. Учить диалогическим единствам:
а) – Мжнж ай цы у?
– Мжнж ай у
б) – Адон цы сты?
– Дидинжэытж.
2. Учить описывать класс, называя все предметы, которые находятся в нем.
Тренировать учащихся в написании маленьких закругленных линий и крючков.
Интонация вопросительного предложения.
Нж, адон, фжйнжг, мел, къул, дуар, бандон, стъол, дидинжг, къуыри, къуырисжр, дыццжг, жртыццжг.
Познакомить детей с понятием «Предложение» - «Хъуыдыйад» и со схемами предложений
Познакомится с глаголом-связкой ужвын
(у – единственное число; сты – множественное число).
1
Ис мж хызыны «Абетж».
Учить слушанию с пониманием основного содержания текста песни «Зонды суадон»
Учить вести диалог-расспорс, используя выражения: «Ацы кжй у?», «Цы ис дж хызыны?» с положительными и отрицательными ответами.
Тренировать учащихся в написании длинных наклонных линий с петельками внизу и сверху, с дополнительными элементами.
Интонация вопросительного предложения.
Пъартфел, хызын, пенал, чиныг, тетрад, ручкж, альбом, уарзын, цард, зонд, суадон.
Познакомить детей с понятием «Слово» («Дзырд») и со схемой предложения, состоящего из 4 слов.
2
Фжлхат кжнжм
Мах ахуыр кжнжм.
Учить воспринимать на слух вопросно-ответные диалогические единства, содержащие глагол «ми кжнын»:
- Цы ми кжны ахуыргжнжг?
- Цы ми кжнынц ахуырдзаутж?
Учить детей составлять диалоги по образцу:
- Цы урок ужм ис?
- Кжсыны урок.
- Цы ми кжны ахуыргжнжг?
- Чиныджы кжсы.
- Цы ми кжнынц 1ахуырдзаутж?
- Кжсынц.
Тренировать учащихся в написании элементов полукруга
Учить детей выделять интонационно отдельные слова в предложениях.
Мах, ахуыр кжнын, фыссын, кжсын, дзурын, хъазын, ирон жвзаджы урок, ныв кжныны урок, цыппжржм, майржмбон.
Продолжить знакомство детей с темой «Слово и предложение». Тренировать детей в составлении предложений, состоящих из двух, трёх и четырёх слов.
1
Абон радгжс джн жз, радгжс!
Учить воспринимать на слух текст песенки «Радгжс».
Учить вести диалог дежурного с учителем.
Тренировать учащихся в написании кружков о овалов.
Звук [гъ].
Радгжс, абон, кусын, дон кжнын, дзуапп джттын, ам нжй, ныртжккж, ам не сты.
1. Повторить структуру диалогического единства: вопрос – ответ.
2. Учить употреблять глагол ужвын в 1 лице единственного числа «Жз джн».
1
Мах хъазжм.
Учить воспринимать на слух вопросно-ответные диалогические единства, содержащие глаголы.
Учить запрашивать информацию, используя вопросительные слова чи? цы? и давать полные и краткие ответы на вопросы.
Тренировать учащихся в написании различных элементов с острыми углами.
Логическое ударение в предложении.
Фжллад уадзын, хъазын, жмбжхсын, лжууын, бадын, исты, хъжлдзжг.
Учить употреблять глаголы в 1 лице множественного числа с местоимением мах. Систематизировать употребление вопросительных слов чи? цы?
2
Фжлхат кжнжм.
Нж бинонтж.
Учить воспринимать на слух небольшой по объему текст монологического характера.
Учить детей рассказывать о своей семье.
Тренировать учащихся в написании различных элементов, волнистых линий.
Интонация восклицательного предложения.
Фыд, мад, жфсымжр, хо, нана, дада, хистжр, кжстжр, бинонтж, уарзын.
Познакомить детей со схемой восклицательного предложения.
1
Нж бинонтж кусынц.
Учить воспринимать на слух двухсторонний диалог-расспрос.
Учить описывать картинку по теме «Нж бинонтж кусынц». Учить называть основные цвета. Учить задавать вопрос о цвете: Цыхуызжн у?»
Тренировать учащихся в написании различных элементов с острыми углами.
Звук [х].
Жхсын, жххуыс кжнын, жфснайын, рыг, хуыз, сырх, сау, урс, мжрзын.
1. учить употреблять известные глаголы в 1 лице единственного числа.
2. познакомить с понятиями «Текст», «Заголовок к тексту».
1
Фжлладуадзжн ржстжг.
Умение воспринимать на слух небольшой по объему текст монологического характера по теме.
1. учить диалогическому единству, в котором вопрос содержит обрвщение:
2. учить рассказывать об отдыхе своей семьи.
Тренировать учащихся в написании элементов острых углов и овалов.
Ударный слог.
Улжфын, бийын, кафын, газет, телевизор, аргъау, жмдзжвгж.
Познакомить учащихся с употреблением глаголов в 3 лице ед. и мн. числа: кжсы, бийы, хъазы, фжллад уадзын, ныхас кжнынц.
2
Фжлхат кжнын.
Мах цжржм ам.
А а
1. Учить воспринимать на слух небольшой по объему текст диалогического характера, содержащий прилагательные: биржужладзыгон, гыццыл, стыр, ржсугъд, фыдынд.
2. Повторить названия цветов.
Учить детей спрашивать о качестве предметов и характеризовать предметы, употребляя прилагательные: гыццыл, стыр, ржсугъд, фыдынд.
Тренировать учащихся в написании букв А, а.
1. Учить детей выделять звуки из слов.
2. Учить выделять гласный звук [а].
3. Знакомство с фонетической схемой слова авджн.
Хждзар, цар, уат, бынат, асинтж, гыццыл, ржсугъд.
Познакомить со структурой словосочетания «Цал уаты (къулы, рудзынджы, дуары)?»
1
Нж уазжгуаты цы ис?
Ж, ж
Учить воспринимать на слух монолог-описание.
Учить детей описывать комнату, употребляя новую лексику по теме.
Тренировать учащихся в написании букв Ж, ж.
1. Учить выделять звуки из слов.
2. Учить выделять гласный звук [ж].
3. Знакомство с фонетической схемой слова жндах.
Уазжгуат, тжрхжг, диван, гауыз, астжу, цур, къжлжтджын бандон.
Первичное знакомство с местным внешним падежом (жддагбынатон хаужн): Царыл ауыгъд ис
Пъолыл ис
2
Нж хуыссжнуаты цы ис?
О о
Учить воспринимать на слух диалог-расспрос по теме.
Учить детей вести диалог по теме «Нж хуыссжнуаты цы ис?» с опорой на образец.
Тренировать учащихся в написании букв О, о.
1. Учить выделять звуки из слов.
2. Учить выделять гласный звук [о].
3. Знакомство со схемой слова обау.
Хуыссжнуат, хуыссжн, сынтжг, баз, гобан, скъапп, фынжй кжнын.
Первичное знакомство с родительным падежом (гуырынон хаужн):
Уж хуыссжнуаты. Нж хуыссжнуаты.
Нж уазжгуаты.
2
Фжлхат кжнжм
Цы ми кжнжм нж цжлгжнжны?
И и
Учить воспринимать на слух текст диалогического характера и отвечать на вопросы по прослушанному тексту.
Учить описывать кухню и рассказывать, что мы делаем на кухне.
Тренировать учащихся в написании букв И, и.
1. Учить выделять звуки из слов.
2. Учить выделять гласный звук [и].
3. Знакомство со схемой слова их.
Цжлгжнжн, хжринаг, пец, тжбжгъ, уидыг, кард, вилкж.
Первичное знакомство с однородными членами предложения. Формирование представления о многократности действия (глаголы с приставкой фж-).
1
Райсомжй жмж изжржй мжхи жхсын.
ы
Учить воспринимать на слух текст песенки «Найынмж цжуын».
Учить детей диалогической речи по теме «Райсомжй жмж изжржй ваннжйы цы фжкусыс?»
Тренировать учащихся в написании буквы ы.
1. Учить выделять звуки из слов.
2. Учить выделять гласный звук [ы].
3. Знакомство со схемой слова чызг.
Найын, ваннж, сапон, хисжрфжн, цжсгом, дзыккутж фасын, жрбабон, фын, къух.
Продолжить знакомство с глагольной приставкой фж-? Обозначающей повторяемость действия: фжнайын, фехсын, фжкусын.
2
Сабиты уат.
У у.
Учить понимать на слух небольшой по объему текст диалогического характера, построенный на знакомом материале.
Учить расспрашивать друг друга о детской комнате и описывать свою комнату.
Тренировать учащихся в написании букв У, у.
1. Учить выделять звуки из слов.
2. Учить выделять гласный звук [у] и со гласный звук [у].
3. Знакомство со схемой слов: ус, уат.
Сахат, хъазжн, иту, глобус, компьютер, орден, уым, нжм, ус.
Тренировать учащихся в употреблении глаголов с приставкой фж-: фжкусын, фжахуыр кжнын, фжхъазын, фжкжсын.
2
Фжлхат кжнжм.
Цы зонжм, уый бжржг кжнжм.
2 четверть
Тема
Развитие речевых умений
Формирование языковых навыков
Количество
часов
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Фонетика
Лексика
Грамматика
Фжззжг
Н н
Учить воспринимать на слух текст песенки «Фжззжг»
Учить рассказывать об осени.
1. Учить читать слоги с буквой н и всеми изученными гласными.
2. Учить читать слова.
3. Учить читать неполные предложения.
Тренировать учащихся в написании букв
1.Знакомство со схемой слова нас: фонетический и звукобуквенный анализ слова нас.
2. Повторить тему: «Слияния звуков в слоге».
Фжззжг, аджм, жмбырд кжнын, халсар, уыг, арв, сау, уалдзжг.
Учить употреблять глагол ужвын в 3 лице ед.числа.
1
Кжрты
С с
Учить понимать на слух небольшой по объему текст диалогического характера, построенный на знакомом материале.
Учить вести беседу об осени.
1. Учить читать слоги с буквой с и всеми изученными гласными.
2. Учить читать слова.
Тренировать учащихся в написании букв С, с.
1. Интонация побудительного предложения.
2. Знакомство со схемой слова сыф.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова сыф.
Кжрт, мигъ, уазал, хур, зжхх, мжй, исын, уынын.
Первичное знакомство с повелительным наклонением.
2
Хждзарон мжргътж.
К к
Учить воспринимать на слух текст песенки «Хждзарон мжргътж».
Учить беседовать на тему «Хждзарон мжргътж».
Учить читать слоги с буквой к, учить читать неполные предложения, вставляя пропущенные слова.
Тренировать учащихся в написании букв К, к.
Знакомство со схемой слова карк.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова карк.
Хждзарон мжргътж, уасжг, карк, бабыз, гогыз, бумбули, коммж кжсын.
Особенности употребления вопросительных местоимений.
1
Фжлхат кжнжм.
Хждзарон фос жмж хждзарон цжржгойтж.
Къ къ
Учить воспринимать на слух текст песенки «Хъуг»
Рассказывать о домашних животных.
Учить читать слоги с буквой къ. Учить читать небольшой связанный текст с заданием: придумай концовку текста.
Тренировать учащихся в написании букв Къ, къ.
1. Познакомить со звуком [къ].
Знакомство со схемой слова къжбыла. Фонетический и звукобуквенный анализ слова къжбыла.
3. Учить определять ударный слог в слове.
Хъуг, род, фыс, ужрыкк, бжх, байраг, хжржг, куыдз, гжды.
Продолжить знакомство с особенностями употребления вопросительных местоимений.
2
Нанайы цжхжрадоны.
Т т
Учить воспринимать на слух текст песенки «Нанайы цжхжрадоны»
Учить называть овощи и характеризовать их.
Учить читать слоги с буквой т; учить читать неполные предложения, вставляя пропущенные слова.
Тренировать учащихся в написании букв Т, т.
Знакомство со схемой слова тебж. Фонетический и звукобуквенный анализ слова тебж.
Научить вычленять мягкий согласный в слове.
Картоф, пъжмидор, къабушка, уырыдзы, нуры, хъждындз, цжхжра, нартхор.
Продолжить знакомство с множествнееым числом существительных.
1
Дадайы дыргъдоны.
Тъ тъ
Учить воспринимать на слух текст песенки «Дадайы дыргъдоны»
Учить называть фрукты и говорить о том, какие фрукты любит каждый и почему.
Учить читать слоги с буквой тъ, учить читать предложения, дополняя их существительными во множественном числе.
Тренировать учащихся в написании букв Тъ, тъ.
1. Познакомить со звуком [тъ], тренировать учащихся в произношении звука [тъ].
2. Знакомство со схемой слова тъепа. Фонетический и звукобуквенный анализ слова тъепа.
Дыргъдон, фжткъуы, кжрдо, чылауи, сжнжфсир, гранат, банан, бал.
Учить отвечать на вопрос кжм?
2
Фжлхат кжнжм.
Бжркад цжуы быдыржй.
Л л
Учить воспринимать на слух текст песенки «Бжркад».
Учить отвечать на вопросы учителя.
1. Учить читать слоги с буквой л; учить читать неполные предложения, вставляя слова.
2. Учить читать слова с согласным у.
Тренировать учащихся в написании букв Л, л.
Знакомство со схемой слова лжг.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова лжг.
Быдыр, мжнжу, най кжнын, комбайн, машинж, лжг, ссад, хыссждзул, бжркад.
1. первичное знакомство с отложительным падежом.
2
Ржсугъд дидинджытж.
Р р
Учить понимать на слух несложный текст, построенный на знакомом материале.
Учить детей составлять монолог с опорой на образец.
Учить читать слоги с буквой р, учить читать неполные предложения, дополняя их словами.
Тренировать учащихся в написании букв Р, р.
Знакомство со схемой слова рон.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова рон.
Уарди, малусжг, зырзыраг, фжйнж, тжф кжнын.
Учить употреблять глагол ужвын в третьем лице единственного и множественного числа.
2
Хъжды бжлжстж.
В в
Учить воспринимать на слух текст песенки «Хъжды ис бжлжстж».
Учить вести диалог.
Учить читать слоги с буквой в; учить читать неполные предложения, вставляя пропущенные слова.
Тренировать учащихся в написании букв В, в.
Знакомство со схемой слова Васо.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова Васо.
Хъжд, сусхъжд, тжрс, заз, тулдз, нжзы, гыркъо, дымгж.
Продолжить тренировать учащихся в употреблении существительных в местном внешнем падеже.
2
Хъжды лжвжрттж.
Е е
Учить воспринимать на слух текст песенки «Хъжлжрдзы»
Учить рассказывать о смородине.
Учить читать слоги с буквой е; учить читать неполные предложения.
Тренировать учащихся в написании букв Е, е.
1. Знакомство со слогом-слиянием, который на письме обозначается одной буквой е, звуко-слоговой анализ слова ехс.
2. Буква е в начале слова для обозначения двух звуков.
3. Буква е в середине слова для обозначения мягкости предыдущего согласного.
Къудзи, зокъо, гагадыргътж, ужлджф, жрдз, цымын, мжнжргъы, зымжг, жвжржн.
Первичное знакомство с направительным падежом.
2
Гыццыл митмитгжнаг.
П п
Учить воспринимать на слух текст песенки «Хъждхой»
Учить рассказывать о дятле с опорой на текст песенки.
Учить читать слоги и слова с буквой п; учить читать текст, состоящий из двух предложений.
Тренировать учащихся в написании букв П, п.
Знакомство со схемой слова пурти.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова пурти.
Хърихъупп, зжрватыкк, халон, уыг, хъждхой.
Первичное знакомство с прошедшим временем глагола.
2
Арсы гуыржн бон.
Пъ, пъ.
Учить воспринимать на слух текст песенки «Арсы гуыржн бон».
1. Учить поздравлять кого-то с днем рождения.
2. Учить рассказывать о дне рождения.
1. Учить читать слоги и слова с буквой пъ.
2. Учить читать текст, вставляя вместо картинок пропущенные слова.
Тренировать учащихся в написании букв Пъ, пъ.
1. Учить произносить звук [пъ] изолированно в слогах и в словах.
2. Знакомство со схемой слова пъалто.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова пъалто.
Хъжддаг цжржгойтж, арс, рувас, биржгъ, тжрхъус, кызын, дзжбидыр, гуырж бон.
Первичное знакомство с дательным падежом.
2
Фжлхат кжнжм.
Сырдты скъола.
М м
1. Учить воспринимать на слух текст песенки «Сырдты скъола».
2. Учить воспринимать на слух текст «Домбай ахуыргжнжг» с пониманием основного содержания.
Учить запрашивать информацию, используя вопрос «Чи цы ми кжны?» и отвечать на него с опорой на рисинки в учебнике.
Учить детей читать слоги и слова с буквой м; учить читать текст.
Тренировать учащихся в написании букв М, м.
Знакомство со схемой слова мыст.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова мыст.
Маймули, пыл, домбай, кит, мыст, хъжр кжнын, тжхын, бадын.
Первичное ознакомление учащихся с формой глагола в третьем лице единственного числа настоящего времени.
2
Зымжг жмж Ног аз.
З з
Учить воспринимать на слух текст песенки «Заз бжлас».
Учить поздравлять с Новым годом; учить рассказывать о зиме.
Учить читать слоги с буквой з; учить читать краткий текст о зиме.
Тренировать учащихся в написании букв З, з.
Знакомство со схемой слова заз.
Фонетический и звукобуквенный анализ слова заз.
Мит, митын лжг, дзоныгътж, хжмпус, бырын, Ног аз, бжржгбон, хъазжнтж, каникултж.
Тренировать учащихся в употреблении глаголов в третьем лице единственного числа.
2
Фжлхат кжнжм
Цы зонжм, уый бжржг кжнжм.
3 четверть
Тема
Развитие речевых умений
Формирование языковых навыков
Количество
часов
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Фонетика
Лексика
Грамматика
Боныхъжд зымжгон
Б б
Учить воспринимать на слух связное монологическое высказывание по теме «Зима».
Учить описывать погоду зимой.
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Б, б.
Учить писать буквы Б, б, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова бжрз. Фонетический и звукобуквенный анализ слова бжрз.
Миты тъыфыл, хауын, боныхъжд, аржх, къуыбыр.
Формировать представление о множественном числе имен существительных.
2
Жз уарзын дзоныгъыл бырын!
Д д
Учить воспринимать на слух связное монологическое высказывание по теме «Зымжгон хъжзтытж»
1. Учить рассказывать о зимних забавах.
2. Учить запрашивать информацию.
3. Учить отвечать на вопросы утвердительно и отрицательно.
1. Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Д, д.
2. Учить читать наизусть стихотворения «Уары мит»
Учить писать буквы Д, д, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова джгъжл. Фонетический и звукобуквенный анализ слова джгъжл.
Миткъуыбжрттж, дзоныгъ, митын лжг, дард.
Первичное знакомство с местным внешним падежом.
2
Мж фиджны джсныйад.
Дз дз
Учить воспринимать на слух текст диалогического характера «Чи цы ми кжны?»
Учить беседовать о профессиях.
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Дз, дз.
Учить писать буквы Дз, дз, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова дзжбидыр. Звуко-слоговой и звукобуквенный анализ слова дзжбидыр.
Джсныйад, постхжссжг, аразжг, ужйгжнжг, дзжбжх кжнын, рынчын, хжринаг, милицж.
Первичное знакомство с будущим временем глаголов.
2
Мж боны фжтк.
Г г
Учить воспринимать на слух текст диалогического характера «Гжстжны боны фжтк?»
Учить диалогической речи по теме «Боны фжтк».
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Г, г.
Учить писать буквы Г, г, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова гжды. Фонетический и звукобуквенный анализ слова гжды.
Боны фжтк, райсомжй, бонжй, изжржй, стын, схуыссын, фжзынын.
1. Закрепление окончаний имен существительных в местном внешнем падеже.
2. Продолжить знакомство с прошедшим временем глаголов.
2
Буары хжйттж.
Гъ гъ
Учить воспринимать на слух текст песенки: «Сжнжфсир».
Учить детей показывать и называть части тела.
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Гъ, гъ.
Учить писать буквы Гъ, гъ, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова сжгъ. Фонетический и звукобуквенный анализ слова сжгъ.
Буар, сжр, цжсгом хъус, цжст, рус, фындз, был, джндаг, жвзаг, дзых, къах, къух, ставд.
Учить употреблять в речи глагол жвдисын в повелительном наклонении в речевых образах.
2
Дзаумжт ты дуканийы.
Ч ч
Чъ чъ
Учить воспринимать на слух текст диалогического характера «Дзаумжтты дукани».
Учить беседовать на темы: «Цы ис нж ужлж?»
«Чи цы дары йж ужлж?».
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Ч, ч и Чъ, чъ.
Учить писать буквы Ч, ч и Чъ, чъ слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемами слов: чиныг, чъиритж. Фонетический и звукобуквенный анализ слов чиныг, чъиритж.
Дзаума, цас у йж аргъ, сом, хждон, хжлаф, къаба, худ, цырыхъытж, мж ужлж.
Учить употреблять в речи выражения: мж ужлж, дж ужлж.
2
Хойржгты дуканийы.
Ж ж
Учить воспринимать на слух диалог «Хойржгты дуканийы», текст песенки «Балхжн».
Учить диалогической речи по теме «Хойржгты дуканийы»
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Ж, ж.
Учить писать буквы Ж, ж, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова журнал. Фонетический и звукобуквенный анализ слова журнал.
Хойраг, барын, цжхх, сжкжр, цжхх, жхсыр, дзул, дзидза, цыхт, айк, кжсаг, печени.
Первичное знакомство с повелительным наклонением глаголов.
2
Нжхи цжттж кжнжм бжржгбонмж.
Дж дж
Учить воспринимать на слух текст песенки «Хжрзад чъиритж»
Учить связному монологическому высказыванию по теме «Нжхи цжттж кжнжм бжржгбонмж».
1. Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Дж, дж.
2. Учить читать связный текст и выполнять текстовые задания по содержанию текста.
Учить писать буквы Дж, дж, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова джыджына. Фонетический и звукобуквенный анализ слова джыджына.
Куывд, хи цжттж кжнын, фыцын, жвжрын, ржвдз кжнын.
Первичное знакомство с отложительным падежом.
2
Миджмж рацжут, уазджытж!
Х х
Учить воспринимать на слух текст диалогического характера по теме «Миджмж рацжут, уазджытж!»
Учить этикетному диалогу «Миджмж рацжут, уазджытж!»
1. Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Х, х.
2. Учить читать связный текст «Бжржгбон». Учить выполнять текстовые задания по содержанию текста.
Учить писать буквы Х, х, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова хждон. Фонетический и звукобуквенный анализ слова хждон.
Уазжг, сыхаг, жмбал, миджмж цжуын, хатар курын,фарн уж хждзары.
Тренировать учащихся в употреблении в речи глаголов с приставкой жрба-.
2
Фынджы ужлхъус.
Хъ хъ
Учить воспринимать на слух текст диалогического характера по теме «Фынджы ужлхъус».
Учить вести диалог «Стъолы ужлхъус».
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Хъ, хъ.
Учить писать буквы Хъ, хъ, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемой слова хъаз. Фонетический и звукобуквенный анализ слова хъаз.
Фынг, ужлхъус, карст, фылджр, фых, хъарм,карчы дзидза.
Тренировать учащихся в употреблении глаголов в повелительном наклонении.
2
Уалдзжг.
Ц ц
Цъ цъ
1. Учить воспринимать на слух связный монологический текст по теме «Уалдзжг».
2. Учить воспринимать на слух текст песенки «Уалдзыгон заржг».
1. Учить отвечать на вопросы по содержанию аудио-текста.
2. Учить рассказывать о весне.
1. Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Ц, ц и Цъ, цъ.
2. Учить читать небольшие по объему тексты и озаглавливать их.
Учить писать буквы Ц, ц, Цъ, цъ, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемами слов: цывзы, цъылын. Фонетический и звукобуквенный анализ слов цывзы, цъылын.
Уалдзжг, хъал, ахстон, жрбатжхын, хуры тынтж, жрттиваг, сылгоймаг.
Тренировать учащихся в употреблении глаголов в третьем лице множественного числа в настоящем времени.
2
Дард балцы.
Ф ф
Й й
Учить воспринимать на слух текст «Правила поведения в общественном транспорте».
Учить называть средства транспорта.
Учить читать слоги, слова и предложения с буквами Ф, ф и Й, й.
Учить писать буквы Ф, ф, Й, й, слоги, слова и предложения с этими буквами.
Знакомство со схемами слов: фжндаг, мжй. Фонетический и звукобуквенный анализ слов: фжндаг, мжй.
Балц, хжржг, бжллжх, трамвай, автобус, рог машинж, жнхъжлмж кжсын, хистжр.
Тренировать учащихся в употреблении глаголов в повелительном наклонении.
2
Мж ужгъд ржстжг.
Ё ё
Э э
Ю ю
Я я
Учить воспринимать на слух небольшие по объему тексты монологического характера.
Учить связному монологическому высказыванию по теме «Мж ужгъд ржстжг».
Учить читать связные тексты монологического характера.
1. Учить писать буквы Ё, ё, Э, э, Ю, ю, Я, я, слова с этими буквами.
2. Учить списывать связный текст.
Учить интонационно правильно читать предложения.
Ужгъд ржстжг, жмбал, уым, аржх, мж, нж. улжфын.
Тренировать учащихся в употреблении притяжательных местоимений.
2
Чи цы ми фжкжны фжсурокты?
Ш ш
Щ щ
ь
Учить воспринимать на слух текст: «Тамерланы радзырд» и комментировать фотографии.
Учить связному монологическому высказыванию по теме «Чи цы ми кжны фжсурокты».
Учить читать связный текст «Аланы радзырд», выполнять тестовые задания к тексту.
1.Учить писать буквы Ш, ш, Щ, щ, ь.
2. Учить детей приемам самоконтроля.
3. Учить списывать текст.
Учить интонационно правильно читать текст с правильным логическим ударением в каждом предложении.
Фжсурокты, къорд, хъжбысжй хжцын, фжндыржй цжгъдын, къам исын.
Тренировать учащихся в употреблении личного местоимения ды и притяжательного местоимения дж.
2
Фжлхат кжнжм.
Цы зонжм, уый бжржг кжнжм.
4 четверть
Тема
Развитие речевых умений
Формирование языковых навыков
Количество часов
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Фонетика
Лексика
Грамматика
Ужздан дзырдтж.
Учить воспринимать на слух короткие диалоги по теме «Ужздан дзырдтж».
Учить вести диалог этикетного характера.
Учить читать диалогические тексты.
Учить писать ответные реплики в вопросно-ответных диалогических единствах.
Обработка произношения звуков [к] - [къ]
Ужздан, дзырд, дж хорзжхжй, бузныг, табуафси, мА ку, хатыр курын, иннж хат.
Тренировать учащихся в употреблении глаголов в повелительном наклонении.
2
Телефонжй дзуржм.
Учить воспринимать на слух текст песенки «Алло, алло».
Учить беседовать по телефону.
Учить читать короткие диалоги.
Учить употреблять новые лексические единицы в предложениях.
Повторить интонацию вопросительных и восклицательных предложений.
Телефонжй дзурын, чи дж? Куыд дж? Хъусын, цжуын.
Структура вопросительных и восклицательных предложений.
2
Цы у хорз жмж цы у жвзжр?
Учить воспринимать на слух стихотворение «Сусжгхор Гжбис»
Учить отвечать на вопросы по содержанию стихов.
Учить читать стихотворение «Гжбус» и выполнять тестовые задания по содержанию стихотворения.
Учить задавать вопросы к содержанию стихотворения «Гжбус» и отвечать на них.
Учить интонационно правильно читать стихи.
Сусжгжй, дис кжнын, комхжлиужй, лжгау, бийын.
Первичное знакомство с уподобительным падежом.
2
Нанайы цъиутж.
Учить воспринимать на слух текст песенки «Дзиба-дзиу» и текст стихотворения «Карк».
Учить описывать рисунок к стихотворению «Карк» с использованием вербальных опор.
Учить читать текст «Нанайы цъиутж» и отвечать на вопросы по тексту.
Учить писать предложения по содержанию текста.
Учить выразительно читать стихи.
Джттын, хоры гага, нжужд, фенын, жнжхъжн мжй, раст, райсомжй раджы.
Тренировать учпщихся в употреблении глаголов в прошедшем времени.
2
Ахуыр кжнжм жмдзжвгжтж жмж зарджытж.
Учить воспринимать на слух стихотворения: «Рувас», «Сжтжлжг»
1. Учить высказывать свое мнение по содержанию стихотворения.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту стихотворений.
Учить выразительно читать стихи.
Учить дополнять предложения по тексту песенок: «Зжрватыкк», «Рувас».
Учить выразительно читать стихи.
Ужлж, зжронд, хъжлдзжг, сусжгжй, арджм.
Повторение изученного материала.
1
Мж Ирыстон.
Учить воспринимать на слух текст песенки «Мж райгуыржн Бжстж»
Учить описывать фотографии и рассказывать об Осетии.
Учить читать текст «Мж Ирыстон».
Учить правильно писать названия городов и сел Осетии.
Выразительное чтение стихотворения «Мж райгуыржн бжстж».
Хъжу, цъити, хох,цжугждон, бжрзонд, тагъд, аджм, фжз.
Тренировать учащихся в употреблении существительных в отложительном падеже.
1
Нж уарзон Къоста.
Учить воспринимать на слух стихи: «Къоста», «Скъолайы лжппу», «Сжрд».
Учить беседовать по содержанию стихов, отрабатывать стимулирующие реплики.
Учить читать стихи: «Къоста», «Скъолайы лжппу», «Сжрд».
1. Учить дополнять предложения по тексту стихотворения.
2. Учить письменно выполнять текст по содержанию стихотворения «Сжрд».
Учить выразительно читать стихи.
Нары хъжу, поэт, фыссжг, фырт, нывгжнжг, вжййын, аргъау.
Повторение вопросительных местоимений.
1
Бжржгбоны хорзжх ужд!
Учить воспринимать на слух текст песен: «Маджлон жвзаг», «Гыццыл аланты заржг».
Учить описывать рисунок в учебнике.
Учить выразительно читать текст песен.
Учить переводить предложения с новой лексикой.
Учить правильно мелодическому оформлению слов.
Афтжй, нырмж, ржвдауын, ад, раст, фаг, жгас, хжлар.
Учить употреблять в речи словосочетания: прилагательное с существительным.
1
Сжрд.
Учить воспринимать на слух стихотворение «Къжвда».
Учить описывать картинки по теме «Сжрд», используя вербальные опоры.
Учить читать текст «Сжрд» и выполнять тестовые задания по контролю понимания.
Учить письменно выполнять тестовые задания по тексту «Сжрд».
Обработка звука [у] как согласного в потоке речи.
Сжрд, тжвд, ленк кжнын, вжййын, дзаг, хос кжрдын.
Первичное знакомство с превосходной степенью сравнения прилагательных.
1
Жрбахжццж кжнынц каникултж!
Учить воспринимать на слух «Тагъд каникултж»
Учить беседовать по теме «Чи цы ми кжндзжн каникулты?»
Учить читать текст «Тагъд каникултж», выполнять тестовые задания по контролю понимания.
1. Учить письменно отвечать на вопросы по тексту.
2. Учить писать предложения с глаголами будущего времени.
Интонация вопросительных предложений.
Ком, фжндын, кжджм, тагъд, ацжуын, фыды хо.
Тренировка в употреблении глаголов в будущем времени.
1
Дадайы фждзжхст.
Учить воспринимать на слух стихотворение «Скъоладзау».
Учить рассказывать о том, чему каждый научился в течении учебного года.
Учить читать стихотворение «Скъоладзау» и текст «Дадайы фждзжхст».
Учить описывать картинки на основе текста.
Учить выразительно читать стихотворение.
Дамгъж, сж, жвдисын, разы, ныр, афтж, фжстжмж.
1. Тренировать учащихся в употреблении в речи глаголов будущего времени.
2. Повторить прошедшее время глаголов.
2
Мах фыцжм вареннж.
Учить инсценировать комиксы.
Учить читать комиксы.
Интонация вопросительных предложений.
Тренировка в употреблении глаголов в будущем времени.
2
Фжлхат кжнжм.
Цы зонжм, уый бжржг кжнжм.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15