Рабочая программа по дополнительной непрерывной образовательной деятельности Тестопластикастаршая группа
Рабочая программа по дополнительной непрерывной образовательной деятельности «Тестопластика»I Раздел. Целевой
Пояснительная записка
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки.
Программа «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Искусство лепки из солёного теста неслучайно называется тестопластикой или биокерамикой, а изделия – мукасольками. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки и моделирования.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Основным направлением в работе кружка является художественно-эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество, труд.
Тестопластика комплексно воздействует на развитие ребёнка:
повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
синхронизирует работу обеих рук;
развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса;
в процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Цели:
обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста;
создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных при работе с тестом, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материала; обучение приемам работы с материалом; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.
Технологии:
Игровое обучение
Педагогика сотрудничества
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
Практический
Возраст детей и их особенности: Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции. Более совершенной становится моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе с взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. В процессе восприятия изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Совершенствуются и развиваются практические навыки.
Дети лепят по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творчеству. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о созданных ими объектах.
Список детей:
Лобанова Дарья
Шалгина Дарья
Эйвазова Амина
Колесников Артём
Куярова Алеся
Черёмухина Наталья
Соколова АришаГомзин Максим
Чирков Максим
Хренова Софья
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения Программы (ожидаемые результаты)
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Прогнозированный результат
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
• определять качество готового изделия.
II раздел. Содержательный
Содержание образовательной деятельности
Сроки Тема Д/НОД Образовательная деятельность
(цель, программно-методическое обеспечение)
сентябрь «Путешествие в страну Тестопландию начинается». На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями.
И.А.Лыкова «Мукасолька»
«В гостях у принцессы Солечки» Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.
И.А.Лыкова «Мукасолька»
«Корзинка» Учить детей лепить корзинку конструктивным способом (донышко из шарика, стенки корзинки из жгутов, ручку сплетаем из длинного жгутика). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность. Добиваться выразительной формы.
И.А.Лыкова «Мы лепили, мы играли»
«Овощи и фрукты» (для корзинки) Продолжать знакомить детей с фруктами и овощами. Продолжать знакомить детей с новым приёмом лепкипластелинографией. Учить передавать форму и характерные особенности.
И.А.Лыкова мастерилка «домашний натюрморт»
октябрь «Выпекали мы в печи пироги и калачи» Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
И.А.Лыкова «Мы за чаем не скучаем» мастерилка«Ёжик с яблоком» Вырабатывать умение определять целое и части; продолжать учить скатывать капельки необходимого размера (для туловища, листика, яблочка). И.А.Лыкова. Мастерилка «Мукасольки».
«Дымковская игрушка»
Продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с дымковской росписью). И.А.Лыкова Мастерилка «Мукасольки».
«Смешарики» Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях
http://urokilepki.ru/2011/09/lepka-smesharikov-svoimi-rukami/ноябрь Роскрашивание готовых смешариковФормировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
http://urokilepki.ru/2011/09/lepka-smesharikov-svoimi-rukami/«Аквариум» Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощение фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм. Развивать способности, совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуёй.
И.А.Лыкова «Рыбка, рыбка где ты спишь?».
Раскрашивание и декорирование
изготовленных рыбок. Учить детей создавать композиции, смешивать и подбирать цвета красок, совершенствовать технику работы с кистью.
И.А.Лыкова «Рыбка, рыбка где ты спишь?».
«Осенняя ярмарка» Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.
И.А.Лыкова мастерилка «Домашний натюрморт».
декабрь «Дед Мороз спешит на елку» Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке - создавать фигуру человека, показывать особенности одежды.
http://stranamasterov.ru/node/274221Раскрашивание предыдущей работы «Деда мороза» Учить детей правильно подирать цвета для характеристики персонажа.
http://stranamasterov.ru/node/274221«Киндер – мишка» Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой. И.А.Лыкова. Мастерилка «Мукасольки»
Раскрашивание предыдущего изделия «Киндер мишка». Учить подбирать цвета, смешивать краску с клеем, наносить краску кистью.
И.А.Лыкова. Мастерилка «Мукасольки».
январь Лепка по мотивам сказки «Три медведя» Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет.
Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.
И.А.Лыкова. Мастерилка «Мукасольки».
«Снеговик» (подсвечник) Учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы, отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). И.А.Лыкова.
Мастерилка «Мукасольки».
«Красивый подсвечник» Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – нелепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. И.А.Лыкова Мастерилка «Мукасольки».
«Новогодние колокольчики» И.А.Лыкова . Мастерилка «Мукасольки».
февраль «Валентинка» Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала).
И.А.Лыкова Мастерилка «Мукасольки».
«Брелок в подарок папе» Учить детей со способами крепежа (другого предмета) к изделию. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, печатки. И.А.Лыкова. Мастерилка «Мукасольки».
«Рамка для фотографии»
(в подарок папам) Продолжить освоение техники рельефной лепки. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.
http://i-am-mother.ru/kak-sdelat-ramku-dlya-foto-svoimi-rukami-iz-solenogo-testa/Продолжение работы по оформлению рамки для папы. Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким.
март «Брошь с застёжкой» Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. И.А.Лыкова . Мастерилка «Мукасольки».
Кулон «Сердечко» Учить лепить кулоны. Показать технику крепления изделия. Закреплять спосоы раскатывания, свивания в косичку, выкладывания цветка и т.д. И.А.Лыкова «Мастерилка».
«Ангелочек» - медальон. Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами, нанесение узора на тесто, знакомство с медальонами. И.А.Лыкова «Мастерилка».
«Бусы и браслеты» Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).
masterclassy.ru/podelki/pod...-foto.html
апрель «Лепка и роспись пасхальных яиц» Создать радостную, предпраздничную атмосферу. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. И.А.Лыкова «Мастерилка».
«Пчёлка» Вырабатывать умение скатывать шарообразные формы и создавать из них необходимый образ, скрепляя детали; развивать композиционные умения при расположение пчелки.
http://www.maam.ru/detskijsad/podelka-iz-solenogo-testa-pchelka-na-rozah.htmlПродолжение работы по раскрашиванию пчёлки после сушки Продолжать учить детей подбирать цвета для изделия, смешивать краски, оформлять композицию.
Брошь «Птичка» Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. И.А.Лыкова «Мастерилка».
май «Улитка и гусеница» Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. И.А.Лыкова «Мастерилка».
Игрушки - «Кот» Учить лепить фигурку кошки из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания. И.А.Лыкова «Мастерилка».
«Бабочка» Знакомить детей с понятием «симметрия», вырабатывать навыки лепки симметричных деталей.
http://www.chudopredki.ru/7252-podelki-iz-solenogo-testa-babochka-master-klass-s-poshagovymi-foto.htmlРасписывание бабочки. Продолжать учить расписывать фигуру после просушки, закреплять умение работать с теплыми и холодными цветами для создания настроения бабочки.
III раздел. Организационный
Программно-методическое обеспечение программы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007.
И.А.Лыкова. Мукасольки. Подарки из солёного теста. ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
И.А. Лыкова. Мастерилка. Рыка, рыбка где ты спишь? ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006.
И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002.
А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008.
И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс».
Учебный план на 2015 – 2016 уч.г., расписание Д/НОД
Наименование Д/НОД
Количество Д/НОД в неделю
Общее количество Д/НОД
«Мукасолька» 1 38
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включила в себя подбор наглядного материала (готовые поделки из соленого теста, иллюстрации с поделками), создание дидактических игр (игры со счетными палочками, игры-шнуровки, игры с пуговицами и прищепками), внесение различных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей.
В центре изобразительной деятельности помещено тесто и необходимые ингредиенты для его приготовления (мука, соль, вода) для использования детьми в самостоятельной деятельности. Также составлены схемы поэтапного изготовления поделок на темы: «Хлебобулочные изделия», «Овощи», «Фрукты», «Подарки» и т.д. с целью совершенствования изобразительных навыков и умения планировать ход работы.
Организована сменная выставка поделок из соленого теста.
Центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (краски, карандаши, фломастеры, шаблоны, стеки, доски для лепки, формочки, кисточки, гуашь, клей и др. предметы для творчества). Планирую обогатить развивающую среду методической литературой. Планируется использовать детские работы для обогащения предметно – развивающей среды группы.
Взаимодействие с семьёй по Д/НОД:
Родительское собрание «История возникновения поделок из соленого теста»
Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию творческих способностей детей посредством «тестопластики». Выявления уровня знаний и умений родителей и детей по данной проблеме.
Анкетирование:«Любит ли ваш ребенок заниматься тестопластикой?»
Родительское собрание «Творим волшебство из соленого теста».
Консультация «Рецепты замешивания соленого теста».
Памятки для родителей по правилам техники безопасности, особенностям работы с тестом.
Мастер - класс «Тесто это просто».
Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.
Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.
Привлечение родителей к семейному творчеству с детьми, способствующему тесному плодотворному сотрудничеству и налаживанию семейных отношений.
Привлечение родителей к созданию познавательно - развивающей среды в группе.
Привлечение родительской общественности к участию в выставках, конкурсах.
Выставка работ родителей с детьми из соленого теста.
Ознакомление родителей с литературой по тестопластике.
Оформление фотоальбома «Чудо - тесто».
Оформление стенда «Мы старались».