Рабочая учебная программа по реализации дополнительной образовательной услуги в сенсорной комнате Радужное ожерелье
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 23 «Гуси-лебеди»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации дополнительной образовательной услуги
в сенсорной комнате «Радужное ожерелье»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель:
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Романцова Оксана Николаевна
г. Нижневартовск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт программы
3
2.
Пояснительная записка
5
3.
Цели и задачи программы
7
4.
Содержание программы
8
5.
Методики и технологии обучения
17
6.
Условия реализации программы
18
7.
Предполагаемые результаты
25
8.
Мониторинг качества образовательной деятельности
27
9.
Используемая литература
28
Паспорт программы
Программа
«Радужное ожерелье»
Основание для разработки программы
ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
Закон Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013г. №68-03 «Об образовании в Ханты - Мансийском округе - Югре».
Автор программы
Романцова Оксана Николаевна, педагог-психолог
Цель программы
Развитие творческого потенциала личности дошкольника, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способности выразить и осознать основание собственных действий, мыслей, чувств, развития продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Задачи программы
Психологическое сопровождение дошкольников: обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности. Развитие чувства уверенности в своих силах.
Обучение дошкольников пониманию себя и умению «быть в мире с самим собой».
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям, ориентации на другого человека как «субъекта общения».
Развитее групповой сплоченности и навыков учебного сотрудничества.
Развитие психологической компетентности в сфере общения.
Развитие навыка осознания дошкольниками своих эмоциональных состояний, мотивов поведения. Повышения уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и овладение формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Развитие творческих способностей и выражение их в процессе коммуникативной деятельности.
Развитие восприятия: зрительного, слухового, кинестетического, слухового, обонятельного.
Формирование базовых пространственно-временных представлений.
Тренировка согласованной и координированной работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно.
Ожидаемый результат
Ожидаемые результаты:
Психотерапевтический эффект будет заключаться доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов с детьми.
Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.
Ожидаемые отдаленные результаты будут состоять в:
профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера);
коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
развитии творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Пояснительная записка
Истоки жизненного пути человека - в раннем детстве. Первые годы жизни ребенка до краев наполнены новизной ощущений. И знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых приспособительных реакций.
Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
Прежде всего, эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные - создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Существует несколько типов детей, в соответствии с дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний:
Первый тип детей - возбужденные, расторможенные, невнимательные, суетливые, не умеющие слушать, стремящиеся к самоутверждению любой ценой. Их поведение можно объяснить неосознанным стремлением сбросить нервное напряжение.
Второй тип детей - возбудимые, но с преобладанием отрицательных эмоций. Свое мышечное напряжение дети пытаются сбросить при помощи вербальной и физической агрессии.
Третий тип детей - тихие, болезненные, неуверенные в себе, одинокие, застенчивые и покорные. Высокий уровень подсознательного страха, тревоги, чувства вины парализует их волю и понижает тонус мышц.
Четвертый тип детей - лишенные эмоций. Такие дети лишены богатства чувств, радости приобщения к красоте мира, удовлетворения от умения сопереживать.
Ясно лишь одно - правильно воздействуя даже на какую-то одну область эмоционального мира детей, мы тем самым улучшаем и совершенствуем работу всего организма. И важно лишь создать подходящие условия для четкой и слаженной работы человеческого организма.
Проведение «сказочных» занятий - не что иное, как создание таких условий. Сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в птиц и животных, дети с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.
На занятиях дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, постепенно овладевают «телесным осознанием». Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые, робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Предлагаемая программа занятий в сенсорной комнате составлена таким образом, чтобы дети много двигались, что облегчает процесс телесного осознания, делает его более мягким и приятным. В процессе активных физических действий тело самопроизвольно сбрасывает излишки напряжения - это уже непроизвольное расслабление.
Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность. Семь важнейших видов деятельности дошкольника символизируются цветами радуги, так, например, оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника - игру. Это стало основой для написания программы работы педагога-психолога с детьми в сенсорной комнате (кабинет психологической разгрузки).
Помимо содержания деятельности и организации занятий, огромное внимание в программе уделяется организации взаимоотношений и общения детей и взрослых. Опираясь на концепцию М.И. Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка выступает общение с взрослым и при создании атмосферы доброжелательности.
В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:
уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
создание условий для развития его индивидуальности;
обеспечение психологического комфорта;
взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект - субъектного общения;
наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;
сочетание статично-динамичного положения;
каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;
совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;
конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.
Ограничения и противопоказания к занятиям в сенсорной комнате: учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей практике необходимо выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается. На занятиях применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как другие проекторы одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
Для проведения занятий с различными категориями детей в сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования необходимо получить рекомендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией.
Рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты: опытным путем следует определить те стимуляторы, которые вызывают наибольшее утомление, определить максимальную степень использования и вводить их в занятие в последнюю очередь. Особое внимание требуют зрительные раздражители, так как активное их использование может вызвать двигательную расторможенность и агрессивность у детей. В отношении различных категорий «проблемных» детей использование темной сенсорной комнаты в общеразвивающей работе должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.
Ограничения по использованию сенсорной комнаты: осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
Астенические проявления: активная стимуляция детей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для детей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.
Коммуникативные нарушения: рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
Синдром гиперактивности (СДВГ): для занятий с такими детьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.
Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии: занятия с детьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом - психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар, проектор «Меркурий». Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включен.
Психоневрологические заболевания: нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами.
Нарушения зрения: занятия с такими детьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в темной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
Нарушение слуха: поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно. Занятия проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.
Структура занятия в сенсорной комнате: в сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio - «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето -, цвето -, звуко - и ароматерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие основные части:
Ритуал приветствия.
Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
Входящая диагностика (тест Люшера; наблюдение; беседа).
Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).
Обобщение. Ритуал прощания.
Принцип комплектования группы: добровольное участие.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие творческого потенциала личности дошкольника, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способности выразить и осознать основание собственных действий, мыслей, чувств, развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Задачи программы:
Психологическое сопровождение дошкольников: обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности. Развитие чувства уверенности в своих силах.
Обучение дошкольников пониманию себя и умению «быть в мире с самим собой».
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям, ориентации на другого человека как «субъекта общения».
Развитее групповой сплоченности и навыков учебного сотрудничества.
Развитие психологической компетентности в сфере общения.
Развитие навыка осознания дошкольниками своих эмоциональных состояний, мотивов поведения. Повышения уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и овладение формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Развитие творческих способностей и выражение их в процессе коммуникативной деятельности.
Развитие восприятия: зрительного, слухового, кинестетического, слухового, обонятельного.
Формирование базовых пространственно-временных представлений.
Тренировка согласованной и координированной работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно.
Содержание программы
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
теория
практика
Блок I. Адаптация дошкольников к условиям сенсорной комнаты
(кабинет психологической разгрузки)
1.
Знакомство. Осознание дошкольником своего «Я».
15 мин.
15 мин.
2.
Осознание своего физического облика, половозрастной идентичности, себя как носителя определенного имени.
15 мин.
15 мин.
3.
Знакомство с понятием «настроение». Развитие умения почувствовать свое настроение и выразить его различными способами.
15 мин.
15 мин.
4.
Знакомство с основными сенсорными системами человека, позволяющими познавать окружающий мир.
15 мин.
15 мин.
Итого:
60 мин.
60 мин.
Блок II. Развитие навыков учебного сотрудничества
5.
Выработка правил учебной совместной деятельности (говорить по очереди, не перебивая; внимательно слушать говорящего, уметь уступать).
5 мин.
25 мин.
6.
Развитие навыков учебного сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, формулировать свою точку зрения, задавать уточняющие вопросы, выяснять точку зрения партнеров по общению).
10 мин.
20 мин.
7.
Развитие групповой сплоченности.
5 мин.
25 мин.
Итого:
20 мин.
70 мин.
Блок III. Невербальные компоненты общения
8.
Мимика – язык лица. Произвольное и подражательное «воспроизведение» и демонстрация по заданному образцу эмоциональных состояний (радость, печаль, горе, удивление, страх, злость, обида, счастье) с использованием невербальных средств общения.
15 мин.
15 мин.
9.
Направление внимания дошкольников на мышечные ощущения («напряжение» - «расслабление»), сопровождающие указанные эмоции.
5 мин.
25 мин.
10.
Различение радости и самодовольства на уровне мимического выражения.
10 мин.
20 мин.
11.
Жесты – язык рук. Открытые и закрытые жесты. Развитие пластических средств самовыражения.
15 мин.
15 мин.
12.
Развитие способности получать информацию, улавливать чужое эмоциональное состояние, анализируя походку людей, телодвижения, позы. Развитие пластических средств самовыражения.
5 мин.
25 мин.
Итого:
50 мин.
1ч. 40 мин.
Блок IV. Овладение речевыми средствами общения
13.
Интонация – выражение эмоционального состояния человека с помощью голоса. Считывание эмоционального состояния из «подтекста».
10 мин.
20 мин.
14.
Интонационное произвольное и подражательное воспроизведение и демонстрация по заданному образцу эмоциональных состояний.
5 мин.
25 мин.
15.
Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Выражение хорошего отношения к партнеру по общению – «комплимент».
5 мин.
25 мин.
16.
Согласованность текста, интонации и невербальных компонентов (мимика и жесты).
5 мин.
25 мин.
Итого:
25 мин.
1ч. 35 мин.
Блок V. Тренировка согласованной работы анализаторов и развития
пространственно-временных представлений
17.
Активизация различных сенсорных модальностей. Планета «Кругляндия».
5 мин.
25 мин.
18.
Кинестетическое обследование различных поверхностей и предметов.
«Загадки для клоуна».
5 мин.
25 мин.
19.
Активизация кинестетико-визуально-моторной координации.
«Королева кисточка».
5 мин.
25 мин.
20.
Развитие периферического зрения, активизация тактильной чувствительности, обонятельных рецепторов.
«Путешествие в чудесный лес: волшебные деревья».
5 мин.
25 мин.
21.
Отработка психосенсомоторных взаимоотношений. Раскрашивание пальцами.
5 мин.
25 мин.
22.
Развитие сенсорных эталонов. Фитодизайн.
«Ожившие картинки».
5 мин.
25 мин.
23.
Формирование произвольной регуляции в контексте навыков зрительного восприятия.
«Бумажные фантазии».
5 мин.
25 мин.
Итого:
35 мин.
2ч. 55 мин.
Блок VI. Профилактика психоэмоционального напряжения
средствами сказочной терапии
24.
«Заяц-Коська и Родничок» (автор текста А.Грибачев)
5 мин.
25 мин.
25.
«Ежик и море» (по сказке С. Козлова)
5 мин.
25 мин.
26.
«Дюймовочка», часть I. (по сказке Г.Х. Андерсена)
5 мин.
25 мин.
27.
«Дюймовочка», часть II. (по сказке Г.Х. Андерсена)
5 мин.
25 мин.
28.
«Золушка» (по сказке Ш. Перро)
5 мин.
25 мин.
29.
«Царевна-лягушка» (по мотивам русской народной сказки в обработке А. Афанасьева)
5 мин.
25 мин.
30.
«Лягушка-путешественница» (по сказке В.М. Гаршина)
5 мин.
25 мин.
31.
«Снежинка» (по сказке Вл. Капнинского)
5 мин.
25 мин.
32.
«Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А.С. Пушкина)
5 мин.
25 мин.
33.
«Снежная королева», часть I. (по сказке Г.Х. Андерсена)
5 мин.
25 мин.
34.
«Снежная королева», часть II. (по сказке Г.Х. Андерсена)
5 мин.
25 мин.
35.
«Спящая красавица» (по мотивам сказки Ш. Перро)
5 мин.
25 мин.
36.
«Снегурочка» (по мотивам русской народной сказки)
5 мин.
25 мин.
Итого:
1ч. 5 мин.
5ч. 25мин.
Всего часов
4ч.
14ч.
18 часов
Краткое содержание курса обучения
Занятие 1 (вводное). Знакомство. Осознание дошкольником своего «Я».
При первой встрече происходит знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выясняются ожидания и опасения дошкольников. Обсуждаются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Психолог рассказывает, каким основным темам будут посвящены занятия. В ходе работы снимается эмоциональная напряженность, формируется благоприятный психологический климат, развивается чувство внутренней устойчивости и доверительности, преодолеваются барьеры, мешающие полноценному самовыражению участников.
Занятие 2. Осознание своего физического облика, половозрастной идентичности, себя как носителя определенного имени.
Исследование психоэмоционального состояния «Волшебная страна чувств». Рисунок «Я и мое имя». Использование релаксационной техники «Домик по имени Душа», «Жемчужина».
Занятие 3. Знакомство с понятием «настроение». Развитие умения почувствовать свое настроение и выразить его различными способами.
Знакомство с терминологией: настроение, эмоции. Использование релаксационной техники «Смешинка», «Фотографы», «Волшебная палочка».
Занятие 4. Знакомство с основными сенсорными системами человека, позволяющими познавать окружающий мир.
Изучение сенсорной системы человека в игре «Путешествие колобка»: море ощущений, город Слухачей, роща запахов, замок вкусов, вершина «Соколиный глаз». Изучение функциональных блоков сенсорной комнаты: мягкая среда, зрительная и звуковая среда, тактильная среда, среда запахов (воздушная).
Занятие 5. Выработка правил учебной совместной деятельности (говорить по очереди, не перебивая; внимательно слушать говорящего, уметь уступать).
Использование упражнений: «Испорченный телефон», «Вредное колечко», «Свободный танец», «Ток», «Пожелание», «Секрет», «Хромой ведет слепого». Использование сухого бассейна, фонтана водного.
Занятие 6. Развитие навыков учебного сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, формулировать свою точку зрения, задавать уточняющие вопросы, выяснять точку зрения партнеров по общению).
Использование упражнений: «Пустой квадрат для двоих», «Формула вопроса и ответа», «Секрет», «Маленький коврик», «Колокол». Использование волшебной нити, тактильного панно «Ежик».
Занятие 7. Развитие групповой сплоченности.
Использование коммуникативных игр: «Пословицы», «Почта», «Путешествие к звезде». Использование зеркального шара, светового проектора для игры «Солнечные зайчики», «Дискотека».
Занятие 8. Мимика – язык лица. Произвольное и подражательное «воспроизведение» и демонстрация по заданному образцу эмоциональных состояний (радость, печаль, горе, удивление, страх, злость, обида, счастье) с использованием невербальных средств общения.
Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» - отработка связи между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием (прямая и обратная). Этюды на выразительность мимики: «На лесной полянке», «Выдерни соломинку», «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Золотые капельки», «Ласка».
Занятие 9. Направление внимания дошкольников на мышечные ощущения («напряжение» - «расслабление»), сопровождающие указанные эмоции.
Игра «Мимический диктант» - специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка. Использование зеркального полотна.
Занятие 10. Различение радости и самодовольства на уровне мимического выражения.
Нахождение различий между двумя эмоциональными состояниями. Этюды «Встреча», «Новая кукла», «Притвора», «Кривляка», «Чертенок, или мальчик наоборот».
Занятие 11. Жесты – язык рук. Открытые и закрытые жесты. Развитие пластических средств самовыражения.
Этюды на выразительность жеста: «До свидания!», «Не покажу!», «Иди ко мне», «Отдай!», «Уходи!», «Тише!», «Сколько звуков?», «Вот он какой!», «Это я! Это мое!».
Занятие 12. Развитие способности получать информацию, улавливать чужое эмоциональное состояние, анализируя походку людей, телодвижения, позы. Развитие пластических средств самовыражения.
Игра «Тух-тиби-дух!», «Разговор с руками», «Три характера», «Веселый хоровод», «Хромой ведет слепого». Игры на сопоставление черт характера: «Молчок», «Страшный зверь».
Занятие 13. Интонация – выражение эмоционального состояния человека с помощью голоса. Считывание эмоционального состояния из «подтекста».
Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица, где вместо главного персонажа – «Я»; акцент на передаче своих внутренних переживаний.
Занятие 14. Интонационное произвольное и подражательное воспроизведение и демонстрация по заданному образцу эмоциональных состояний.
Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности. Например, принятие ребенком роли спортсмена на чемпионате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный фон болельщиков.
Занятие 15. Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Выражение хорошего отношения к партнеру по общению - «комплимент».
Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других: «Секрет», «Живая шляпа», «История про Танечку и Ванечку». Психотехника «Волшебный клубочек». Активное использование мягкой среды.
Занятие 16. Согласованность текста, интонации и невербальных компонентов (мимика и жесты).
Игра «Артисты немого кино» - возможны разные формы игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается мимическими и пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т.д. Активное использование видеотехники.
Занятие 17. Активизация различных сенсорных модальностей. Планета «Кругляндия».
Обследование тактильных шариков различных размеров и фактуры. Пальчиковая гимнастика «Циркач», «Танец шариков». Комплекс заданий на определение разнообразия поверхностей, твердости и мягкости, видов материалов, тепла и холода поверхностей, веса, скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса.
Занятие 18. Кинестетическое обследование различных поверхностей и предметов. «Загадки для клоуна».
Рассматривание сюжетной картины, вычленение предметов разной формы. Тактильное обследование пальцами поверхности различных предметов в сенсорном ящике. Развитие интеграции, согласование образа предмета с движением. Комплекс заданий на определение и сравнение формы геометрических тел, вида материалов, движения шара, куба, цилиндра.
Занятие 19. Активизация кинестетико-визуально-моторной координации. «Королева кисточка».
Рисование музыки (мажор и минор). Использование упражнений, направленных на выявление «слабого звена» анализатора, так и на его формирование и коррекцию: «Веселый художник», «Монотипия», «Оплетающие линии».
Занятие 20. Развитие периферического зрения, активизация тактильной чувствительности, обонятельных рецепторов. «Путешествие в чудесный лес: волшебные деревья».
Изображение дерева с использованием своего тела, рук. Имитация роста деревьев, раскачивания веток от ветра. Тактильный контакт с деревьями. Вдыхание «ароматов» леса. Слушание шума ветра, шелеста упавшей листвы под ногами. Погружение в творческую атмосферу, активизация аудиального канала «Звуки природы». Использование аромалампы.
Занятие 21. Отработка психосенсомоторных взаимоотношений. Раскрашивание пальцами «Пальчиковая живопись»
Встреча со сказочным персонажем «Сладкоежкой», с веселым клоуном из цирка. Упражнения «Гримеры», «Натюрморт». Сравнение цвета фруктов. Отработка манипуляционных движений основных видов на базе сенсомоторных координаций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной и др.) и произвольной регуляции. Отработка психосенсомоторных взаимоотношений.
Занятие 22. Развитие сенсорных эталонов. Фитодизайн. «Ожившие картинки».
Фитодизайн. Слушание сказки. Имитация засыпающих растений с помощью выразительных движений. Составление композиций в технике аппликации. Использование эмоционального погружения в творческую деятельность с целью развития более устойчивых сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции движений пальцев и кисти под визуальным контролем. Активизация процессов произвольной регуляции.
Занятие 23. Формирование произвольной регуляции в контексте навыков зрительного восприятия. «Бумажные фантазии».
Коллективная работа. Познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем. Использование светооптического оборудования: «Переливающиеся цветы», «Уфо-диско», прожектора направленного света, панно «Бесконечность».
Занятие 24. «Заяц-Коська и Родничок» (автор текста А. Грибачев)
Активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Страх», «Роднички и река», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Сугробы и солнышко», на расслабление-медитацию: «Облачко». Успокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабленности: «Прохлада», «Филин».
Занятие 25. «Ежик и море» (по сказке С. Козлова)
Повышение эластичности мышц и суставов ног, развитие координации движений и выработка осанки. Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Колючий человек», «Утки», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Море», на расслабление-медитацию: «Печаль ежика». Тренировка восприимчивости, умения тонко чувствовать окружающее пространство: «Голоса природы», «Стрекозы, бабочки, кузнечики». Развитие тонких тактильных ощущений: «Прохлада», «Василек».
Занятие 26. «Дюймовочка», часть I. (по сказке Г.Х. Андерсена)
Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Ячменное зерно», «Цветок», «Лягушата», на расслабление-медитацию: «Танец с бабочками», на звукоподражание (диким животным, птицам, звукам природы).
Занятие 27. «Дюймовочка», часть II. (по сказке Г.Х. Андерсена)
Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Холод», «Тепло», «Полет», на расслабление-медитацию: «Стук сердца», на звукоподражание (диким животным, птицам, звукам природы).
Занятие 28. «Золушка» (по сказке Ш. Перро)
Совместное обсуждение и комментирование результатов деятельности как средства понимания позиции другого и расширение диапазона ролей. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Чистка кастрюли», «Уборка пола», «Горе Золушки», «Мыши и кони», «Примерка», на активизацию и обогащение словарного запаса: «Украшения», «Секрет».
Занятие 29. «Царевна-лягушка» (по мотивам русской народной сказки в обработке А. Афанасьева)
Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять, сравнивать мышечные ощущения (напряжение - расслабление, твердость – мягкость, тяжесть – легкость и др.). Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Стрельба из лука», «Танец жен старших братьев», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Встреча с лягушкой». Устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры» «Разговор с Иваном». Развитие слухового внимания «Ветер».
Занятие 30. «Лягушка-путешественница» (по сказке В.М. Гаршина)
Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Лягушка и утки», на расслабление-медитацию: «Приятный дождь». Развитие моторики рук, координации движений, укрепление мышц и суставов кистей. Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других: «Взгляд с высоты», «Хвастовство».
Занятие 31. «Снежинка» (по сказке В. Капнинского)
Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Айсберг и ветер», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Восточный ветер», «Капелька». Успокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабленности: «Северный ветер». Формирование мотивации деятельности и активных личных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности: «Любимое место», «Восход солнца». Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов: «Океан».
Занятие 32. «Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А.С. Пушкина)
Использование ритуалов и игр с правилами, создание возможности смены ролей в специальных игровых заданиях. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Забрасывание невода», «Рыбка», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Шум моря». Развитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других: «Буря». Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других: «Старуха».
Занятие 33. «Снежная королева», часть I. (по сказке Г.Х. Андерсена)
Создание искусственных ситуаций взаимодействия. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Снежная королева», «Кусты роз», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Аромат розы», на расслабление-медитацию: «В полете». Развитие умения чувствовать партнера и заботиться о других: «Причесывание».
Занятие 34. «Снежная королева», часть II. (по сказке Г.Х. Андерсена)
Создание искусственных ситуаций взаимодействия. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Олень», на расслабление-медитацию: «Превращение хлопьев в снежинки». Достижение координации дыхания, речи и движений тела: «Ворон». Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других: «Цветы». Развитие зрительного внимания «Снежные хлопья».
Занятие 35. «Спящая красавица» (по мотивам сказки Ш. Перро)
Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или их напрягать по собственному желанию. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Сон», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Танец злой феи», на расслабление-медитацию: «Бал». Развитие умения красиво и артистично действовать с различными предметами: лентами, тканью.
Занятие 36. «Снегурочка» (по мотивам русской народной сказки)
Формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества. Проигрывание проблемного поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое «игровое реагирование на «незапланированные» реакцию и поведение. Использование упражнений на расслабление по контрасту с напряжением: «Снежные комочки», «Град», на расслабление с фиксацией внимания на дыхании: «Снегурочка», на расслабление-медитацию: «Облачко».
Методики и технологии обучения
Метод игрового моделирования поведения. Он побуждает к поиску более подходящего способа поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов адекватного поведения.
Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
Релаксационные методы (использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники).
Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
Метод сказкотерапии в книгах автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Модификация эмоционально-символического метода, предложенная Дж. Аланом (см. Приложение 4).
Опираясь на репродуктивный метод обучения, психолог сообщает новые знания, а ребенок выполняет действия по образцу, приобретая умения и навыки пользования полученными знаниями.
Метод визуализации (автор Аки Нуроси).
Технология использования в обучении игровых методов (театрализованная деятельность, игры-драматизации, коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности, задания с использованием «терапевтических» метафор, упражнения на эмоции и эмоциональный контакт).
Психогимнастика (автор М.И. Чистякова).
Пальчиковая гимнастика (автор Е. Косинова, М.Лопухина).
Технология обучения детей навыкам психомышечной релаксации в условиях сенсорной комнаты (автор А.Н. Попов).
Технология здоровьесбережения - точечный массаж (автор А. Уманская).
Технология обучения в сотрудничестве.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку ее оборудования в соответствии с задачами работы педагога-психолога. Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребенком.
Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки) и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Организация пространства
Для занятий релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения так называемой «детской территории» в сенсорной комнате.
Учитывая специфику задач СК, она должна территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение, разработано дополнительное оборудование:
Наименование оборудования
Назначение
Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Мат напольный
Нужен для создания мягкой поверхности, на которой ребенок или взрослый может лежать, сидеть или двигаться. В соответствии с размерами помещения или «мягкой зоны» определяется количество матов. Маты между собой соединяются при помощи липучек со стороны пола.
Мат настенный
Крепится на стенки для того, чтобы максимально обезопасить человека, пребывающего в СК, от ударов и соприкосновения с твердыми и холодными поверхностями. Кроме того, его использование способствует созданию уюта и комфорта, выполняя роль «ковра» на стене.
Пуфик-кресло с гранулами (Сплодж)
Это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Трапеция с гранулами
Это подушка в форме небольшой горки, с помощью которой вы можете принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.
Детская подушечка с гранулами
Подушечка, наполненная полистирольными гранулами, легко может менять форму, ее приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание. Использование подушечек в СК поможет принять человеку любое удобное положение.
Сухой бассейн
Это бассейн прямоугольной (или округлой) формы с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше чувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или менять позу, не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоционально окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться и расслабиться.
Детское зеркальное панно
Безопасное зеркало из полимерного материала для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Музыкальный цент с набором кассет или CD дисков
Музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.
Висящая система «Мелодичный звон» (музыка ветра)
Основным направлением использования в СК системы «Мелодичный звон» является звукотерапия. Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации. Кроме того эти звуки могут служить сигналом для перехода от одной деятельности к другой, тем самым способствуя переключению внимания и развитию процессов саморегуляции. В работе с детьми «Мелодичный звон» может использоваться для активизации самостоятельных действий ребенка, развития познавательного интереса, тренировки дыхания.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей
В прозрачной колонне из прозрачного пластика, заполненной водой резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается «мягкой платформой». А «безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
Зеркальный шар с мотором, прожектор направленного света и световой фильтр
Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество «зайчиков», которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.
Прибор динамической заливки света
Прибор (типа проектора), который создает на противоположной стене световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создает поэтическое настроение, способствует релаксации развитию фантазии.
Безопасный оптиковолоконный пучок
Водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то гаснут, то загораются «звездочки». Волокна можно держать в руках и перебирать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Звездная сетка с контроллером
Сеть, в которую вплетены лампочки. Она подвешивается к потолку горизонтально (как «Звездное небо») или вертикально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки двигательного анализатора.
Панно «Бесконечность»
В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Хорошее средство для зрительной стимуляции.
Волшебная нить и контроллер к ней
10-ти метровая гибкая трубка, с цветными лампочками внутри. Свет путешествует внутри трубки. Скорость движения света можно регулировать при помощи ручки на контроллере, что создает бесконечно разные эффекты. Трубка абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Если трубку погрузить в сухой бассейн, то тогда шарики заиграют разными огоньками и вы сможете насладиться как бы купанием в цвете.
Переливающиеся цветы
Светильник в виде букета цветов (на основе светооптических волокон) создают уют в СК. Включите его, и в затемненной комнате они вдруг «оживут» и начнут плавно переливаться, притягивая взор. Эффект мерцания с постоянным изменением цветов поражает красотой, привлекает внимание и успокаивает.
Светильник «Уфо-диско»
В темноте СК вращающийся диск с цветными окошками напоминает летящий в космосе космический корабль, загадочный и недостижимый. Его хорошо использовать для стимуляции зрения и движений.
Светильник «Зеркальный шар»
Создает такие же эффекты в темной комнате, как и «зеркальный шар» с мотором и прожектором, но не подвешивается к потолку, а ставится на отдельный столик.
Светильник «Пламя»
Светильник, имитирующий факел. Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. «Холодный огонь» светильника не только полностью имитирует пламя, но его еще можно и потрогать.
Светильник «Фонтан света»
Настольный светильник, представляющий из себя большой крутящийся пучок оптиковолоконных нитей. Рассыпающиеся в разные стороны нити напоминают фонтан или салют, создают радостное настроение и притягивают взор.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Игровое тактильное
панно «Ежик»
Сенсорнвая панель для рук, представляет собой панно из ковролина и съемных деталей. Детали различны по цвету, форме, материалу. Они дают возможность получения разнообразных ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и восприятия в целом. Вы можете легко придумать игровой сюжет, что важно для занятий с детьми дошкольного возраста. Ощупывая детали, ребенок учится различать разные свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный, деревянный, пластмассовый и т.п. Все элементы, в том числе голова и лапки ежика, крепятся к основной панели с помощью липучек. Это позволяет менять местами съемные детали.
Фонтан водный
Водные процедуры рекомендуются при лечении многих заболеваний и психических расстройств. Звук журчащей воды успокаивает, а прохладные струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу. Поэтому в СК обязательно должны присутствовать процедуры с водой.
Среда запахов (воздушная) – в основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека из натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времен. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.
Установка
для
ароматерапии
Предназначена для проведения собственно сеансов ароматерапии и для комплексного воздействия на организм человека. В комплект входят три вида масел. Дополнительно можно приобрести другие эфирные масла и книгу по ароматерапии. Для каждого человека масла подбираются индивидуально в зависимости от решаемых задач.
Мотивационные условия
Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы у дошкольника, удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения, а достижение цели определяется воспитанностью его мотивов:
добровольность выбора направления;
возможность проявить себя в соответствии с индивидуальными качествами;
использование современных форм и методов работы с детьми (ролевая игра у детей мотивирована личной заинтересованностью, коммуникативными потребностями, дидактическая игра имеет у детей познавательную коммуникативную мотивацию, развивающие методы у детей проходят на познавательной мотивации, интеллектуальной и коммуникативной активности, интересе и любознательности);
использование атрибутики к играм-драматизациям (элементы костюмов, маски, декорации). Это помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше «почувствовать» своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает детей к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу занятия;
ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
направлять, помогать в достижении цели;
создавать условия ребенку для его активных действий;
предлагать эмоционально окрашенный учебный материал;
вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
приучать ребенка не сдаваться перед трудностями, а преодолевать их;
воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.;
положительно оценивать достигнутые ребенком результаты;
наличие системы стимулирования и поощрения активности и самостоятельности детей (призы и др.).
Для эффективной реализации программы необходимо соблюдать принцип научности, заключающийся в цикличности процессов анализа, прогнозирования, проектирования, планирования педагогической деятельности. Это в свою очередь требует обеспечить следующие условия, необходимые для более эффективной работы программы:
Учебно-дидактические пособия:
Настенное панно «Мое настроение».
Плакат «Азбука эмоций» на основе фотографий детей.
Игровые пособия для профилактики психоэмоционального напряжения -пособие «Круглый ушастик», пособие «Клубочек», пособие «Секретики», пособие «Пушистые рисунки», пособие «Бабушкино одеяло», пособие «Волшебные очки», пособие «Волшебная палочка», пособие «Волшебный мешок», пособие «Ласковая варежка», пособие кукла «Бобо», пособие «Дерево желаний»;
Альбом «Парадоксы нового измерения: оптические 3D иллюзии» по цветовосприятию автора Аки Нуроси;
Альбом по сказочным персонажам к модификации эмоционально-символического метода, предложенного Дж. Аланом.
Разработка пособий:
Фотоальбом «Изобрази себя другим».
Альбом «Эта книжка про меня».
Пособие «Как изменить свою внешность».
Предполагаемые результаты
Определены следующие результаты деятельности в рамках реализации выше изложенных целей и задач программы. Дошкольный возраст является определяющим в формировании познавательных процессов, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Ребенок до поступления в школу должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. При выполнении выше перечисленных задач у дошкольника будут наблюдаться следующие позитивные изменения по тематическим блокам программы:
« Адаптация дошкольников к условиям сенсорной комнаты»:
дошкольник хорошо адаптирован к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;
наличие интереса и мотивации дошкольника к участию в деятельности;
осмысление ребенком значимости своего участия в группе сверстников;
проявление инициативы в планировании деятельности, подборе графических материалов и оборудования;
ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, знает правила общения;
управляет своим поведением, знает, что можно и что нельзя, неагрессивен, недрачлив;
стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию.
« Развитие навыков учебного сотрудничества»:
сформированность предпосылок учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) - умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие;
может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок;
выполняет задание до конца, умеет оценивать качество своей работы;
самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний;
не торопится, не суетится, при неудаче не сердится, не требует постоянного внимания взрослых;
не отказывается от заданий.
« Невербальные компоненты общения»:
дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей и своих;
адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
«Овладение речевыми средствами общения»:
широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка.
«Развитие самосознания дошкольников»:
развитость творческого, интеллектуального, нравственного потенциала личности, осознание своего реального «я».
«Действительный и желаемый образ «Я»:
развитость чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
«Общение в различных жизненных ситуациях»:
сформированность навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование предпосылок адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.
«Развитие уверенности в себе и своих силах»:
развитость самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, сформированость терпимости к мнению собеседника.
«Тренировка согласованной работы анализаторов и развития пространственно- временных представлений»:
сохранение равновесия движения координированы и ловки;
хорошо ориентируется в пространстве;
не испытывает затруднений в работе с дидактическими играми, хорошо манипулирует мелкими деталями;
не испытывает затруднений при лепке, рисовании, выполнении графических движений;
ребенок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность трудна;
переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
«Профилактика психоэмоционального напряжения средствами сказочной терапии»:
спокоен, усидчив, нераздражителен;
хорошо засыпает и спокойно спит;
не подвержен страхам;
в поведении отсутствуют навязчивые движения.
Мониторинг качества образовательной деятельности
Проводится в форме комплексного психологического обследования, разработанного Н.И. Гуткиной:
Методика «Цветной домик». Методика показывает произвольную регуляцию поведения, работу по зрительно воспринимаемому образцу, относящуюся к сенсомоторному развитию, внимание, знание основного цветового спектра, тонкую моторику руки.
Методика «Волшебные очки». Методика показывает развитость воображения и образного мышления.
Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой).
Используемая литература
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2010.
Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методические рекомендации. - М: ООО Фирма «Вариант», 2001. – с. 47-57.
Брязгунов И.П.., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
Дубровина И.В. Уткина Н.И. и др. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М., 1995.
Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб: Издательство «Речь», 2002.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
Кобазева Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка // Психолог в детском саду. – 2003. - № 3.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15