Воспитательский час на тему Джеоргуыбайы барагбон
Цели:
- приобщение воспитанников к традиционной
народной культуре посредством народных праздников;
- развивать интерес к малой Родине; традициям Осетии.
- воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к дому, родной улице, городу.
-патриотическое воспитание детей.
Задачи:
- рассказать об истории возникновения народного осетинского праздника, об особенностях и обычаях праздника.
Оформление зала, оборудование: плакат о Джеоргуыба; презентация о Джеоргуыба; рисунки по теме.
Подготовительная работа:
1.Составление сценария мероприятия.
2.Подбор музыкальных клипов и стихотворений по данной тематике.
3. Разучивание детьми стихов и песен.
4. Подготовка плаката детьми.
5. Подготовка традиционного стола с тремя пирогами и тремя рёбрами.
Форма: открытый воспитательский час.
Воспитанники смотрят презентацию о Северной Осетии.
Ведущий 1: «Благодарю судьбу свою за то, что на этот свет родился Осетином» - так сказал Коста Хетагуров, которого по гениальности приравнивают к Леонардо да Винчи и А.С. Пушкину. Именно он воспел красоту родного края.
Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте и буйному травостою альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники - все это создает удивительную по красоте картину. А Терек? Можно часами стоять на его берегу, не в силах оторвать взгляда от бешеного бега воды. И уже невозможно представить себе этого края без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту. Удивительная мозаика красок, неповторимый аромат благоуханной природы заполняют ущелья и долины!
Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом дано жить в этом раю, становятся красивыми.
Педагог-организатор:
Уæ бон хорз нæ хуры тынтæ! Æгас цæут нæ зынаргъ уазджытæ.Мах абон бæрæг кæнæм Джеоргуыбайы бæрæгбон æмæ уæ йæ хорзæх уæд. Джеоргуыба уы лæгты бæрæгбон æмæ уæ хæдзæртты цы нæлгоймæгтæ ис, уыдонæн æххуысгæнæг уæд,йæ рахз бызыры бын сæ бакæнæд.
Как вы уже догадались, сегодня мы будем праздновать наш народный праздник «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин». Мы узнаем о истории возникновения этого праздника, об особенностях и обычаях празднования. Мы хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.
Ведущий 1: Æрхæццæ та нæм сты, табу йæхицæн,Сыгъдæг бæрæгбæттæ æмæ уæ йæ хорзæх уæд.
Афæдзæй афæдзмæ ирон адæм цы бæрæгбонтæ бæрæг кæнынц,уыдонæй æппæты кадджындæр æмæ уарзондæр у Джеоргуыбайы бæрæгбон.
ДЖеоргуыба, ирон адæмы фарны бæрæгбон уы. Алы хæдзары дæр, кæмæн йæ бон куыд у, афтæ бацæттæ кæнынц сæхи бæрæгбонтыл сæмбæлынмæ æмæ сæ арвитынмæ.
Фыдæлтæй афтæ баззад æмæ йу сæ фæззæджы куыстытæ куы фесты,зымæгмæ цæттæ кæныны мæт сæ –йу куы нал уыдис,уæд кодтой Джеоргуыбайы бæрæгбонтæ.
Джеоргуыбайы кувæн бонты хъуамæ раст куывд æрцæуой ,фынгыл цы æртæ кæрдзыны æвæрд цæуы,уыдон. Æвæццæгæн , фыццаг гаджиау зхæгъын æмбæлы Стыр Хуыцауы тыххæй,Дыккаг-Уастырджийы тыххай. Уастырджи цæры уæларвы. Уымæн, æрмæстдæр уымæн ис бар Хуыцауы раз хъуыддаджы фæдыл балæууын. Ирон адæм æй хонынц дыууæрдæм минæвар,ома Хуыцауæй ирон адæмы хсæн. Æмæ Хуыцаумæ сæ курдиат бабар кæнынц уымæн, Уастырджийæн. Æртыккаг хъуамæ уа сæрмагондæй Джеоргуыбайы бæрæгбоны тыххæй.
Ведущий 2: Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи.
Олицетворением этих праздников воистину являются танцующие в плавном танце парни и девушки в танце «Симд».
Воспитанники смотрят танец «Симд» в исполнении ансамбля «Алания»
Ведущий 2: Осетин, где бы он ни был и чтобы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уже за приветственным столом или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин. Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков - Нартов.
Кто такой Уастырджи? Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов. Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался.
Воспитанники читают стихи Лены Лавровой «Праздник Джеоргуыба- народный осетинский праздник».
Он был и он есть И он будет всегдаПраздник Великий Джеоргуыба!Нет не изменим традициям мы!Так же как прежде духом сильны.Мы победим лишенья и горе,Нас воспитали кавказские горы.Южной Осетии дочки сыны,Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.Он защищает нас много веков,С ним не боимся коварных врагов.Он не покинет нас никогда,Да здравствует праздник Джеоргуыба!!!Увидишь наш праздник Поймёшь навсегда Как в осетинах Вера сильна!Как веселится наш вольный народКак он танцует, как он поёт.Сколько огня в наших глазах.Сколько энергии в наших словах,Но не бросают слов громких на ветерЮжной Осетии гордые дети.Увидишь хоть разБудешь помнить всегдаПраздник Великий Джеоргуыба!!!
Воспитанники поют песню «Осетия моя»
Ведущий 1: Уастырджи дал жизнь и Сатане, героине нартского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.
Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным, седобородым мужчиной, восседающем на белом коне.
Женщины не смеют произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин».
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, Святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Воспитанники танцуют танец «Хонга».
Ведущий 2: Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится его праздник, называли «Джеоргубайы май» - месяц Джеоргуба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название - «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 - 21 ноября.
Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню. Праздник, как мы уже отметили, длится неделю - с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргубы: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручают его попечительству свою семью, просят здоровья и счастья младшему поколению, высказывают пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.
Ведущий 1: Фæстаг азты Джеоргуыбайы бæрæгбон ирон адæмæн сси национ бæрæгбон. Бирæ рæтты сыхбæстæ, хъæубæстæ скæнынц сыхкуывдтæ,хъæукуывдтæ.
Ирон адæм рагæй дæр сæ бæрæгбæттæн стыр аргъ кæнæнц. Уыдон сты се нусон хæзнатæ, кæцыты вдыст цæуы сæ цардыуаг. Æнусты сæрты нæм æрбахæццæ сты,цыдысты нæм фæлтæрæй-фæлтæрмæ.
Æмдзæвгæ: Кадджын,амонджын Бæрæгбон!
Мах дæумæ табу кæнæм!
Курæм ныфс, бæркад нæ зæххыл!
Зон дæ ныфсæй мах цæрæм!
Ракæс, рафæлгæс ды лардæй,
Де уазæг нæхи кæнæм.
Тæх нæргæ,рæссугъд нæ сæрты,
Мах дæуæй зон,ард хæрæм!
Ведущий 1:Раджы заманы йу адæм се ртыгай чъиритæ куывтой æртæ къахыг фынгыл. Ирон фынгыл хистæры цур æвæрд вæййы :æртæ чъирийы,сæ сæрыл æртæдзыгъон чъирийы, физонæг æмæ бæгæныйы къус.
Хистæр кувы, кæстæртæ оммен кæнынц.
Чи скувдзæн аив æмæ хуыздæр нæ бæрæгбоны æртæ чъирийы?
Воспитанники произносят молитвы Уастырджи.
Воспитанник 1: ÆРТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ
— Хуыцау, табу Дæуæн!
Дæ хорзæх нæ уæд! Кувæм дæм æмæ нын нæ куывд фæндон фæкæн! Мах дæ кæстæртæ де уазæг! Æмзонд,æнгомдзинад ныл бафтау!Хуыцау,дæ хорзæх нæ уæд! Ды нæ раттай цардмæ æмæ нæ царды рæссугъд фæндагыл аруадз. Лæгты Дзуар, рæствæндаг нæ фæкæн! Нæ тых арфæййах куыд уа,ахæм хорзæх нæ уæд! Оммен Хуыцау!
Воспитанник 2: - О Уастырджи, табу тебе!И да будут услышаны молитвы наши с приношениями на золотых блюдах!- Оммен, Хуыцау!- О Уастырджи, охраняющий путников! Благоволи к нашим младшим,Чтобы они ступали по дорогам жизни твердой стопой,Руководствуясь крепким разумом.- Оммен, Хуыцау!- О могучий и славный Уастырджи! Будь к ним столь благосклонен,Чтобы они достойно возвращались под кров, Который сегодня покидают.- Оммен, Хуыцау!- О Уастырджи всеведающий!У которого даже волосы на головах наших сочтены, Обереги каждого гостя, покидающего дом этот, Чтобы он невредимым вернулся к родному очагу.- Оммен, Хуыцау!
Воспитанник 3:
—Уастырджийы бонтæ сты, æмæ Уастырджи хуыздæр ахъаз кæмæн ракодта,
Мах дæр уый æмбал куыд уæм, Ахæм амонд нæ уæд!
- Оммен, Хуыцау!
Ведущий 1: Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и тд.) в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.
Ведущий 2: В воскресенье перед началом праздника забивают быков, поэтому этот день называют "галэргэвдэн". Предпраздничное воскресенье так и называют – «день закалывания быка».
В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию.
Ведущий1: Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды.
Воспитанники слушают песню Мари Дзасоховой «Осетия моя».
Ведущий 2: Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.
Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой. В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.
Ведущий 1: В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными. Заключение Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся.
Воспитанницы танцуют «Девичий танец»
Ведущий 2: Традиции и обряды праздника Джеоргуба проводится каждый год.
Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.
Итог: Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.
Воспитанники слушают песню Георгия Бугулова «Цвети Осетия моя».
Педагог-организатор:
Абон нæ оравдыст Джеоргуыбайы фæдыл фæцис. Нæ гыццыл лæджы бындзæфхæдттæ, Уастырджи уæ йæ рахиз базыры бын дарæд, рæссугъдæй рæзут, рæствæндагыл лæуд ут,æнæнизæй, дзæбæхæй куыд бахъомыл уат. Гыццыл чызджытæ, сымах дæр Мады Майрæмы хорзæх уæд.
Абон ардæм чи æрбацыдис,стæй нæ зынаргъ кусджытæ, иу азæй иннæ азмæ ныл рæссуддæрæй,хъæлдзæгдæрæй куыд цæуа,ахæм арфæ нын тыр Хуыцау ракæнгæд.
Наше мероприятие подошло к концу.
- Вам понравилось?
-Что именно?
-Что вы узнали нового для себя?