Конспект открытого урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (15.1) для учащихся 9 класса
Конспект урока
«Учимся писать сочинение - рассуждение», 9 класс
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям Уорд
Цели урока:
Образовательная: подготовка и обучение написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ, часть 3).
Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.
Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
расширять лексический запас учеников;
воспитывать читательскую культуру;
выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста;
продолжить работу по подготовке к основному государственному экзамену.
Оборудование: тетрадь, учебник, компьютер, проектор, экран, орфографический словарь, раздаточный материал.
Ход урока:
Этап урока
Временные рамки
Описание этапа урока
1. Самоопределение
к деятельности
2 мин.
Подготовка класса к уроку. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости, мы рады вас видеть. Сегодня мы встретились с вами не случайно.
2. Актуализация знаний и мотивация.
4 мин.
Обратим внимание на эпиграф к уроку. Прочитаем (1 ученик).
«До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно».
Ребята, как эпиграф связан с вами? Как вы думаете? (Ответы учащихся).
3. Постановка учебной задачи
5 мин.
Как вы считаете, какова тема нашего урока? Предложите вариант формулировки темы. (Ответы учащихся).
Запись в тетрадь темы урока. (Диалог, похвала учащихся)
4.«Открытие» детьми нового знания
8 мин.
Ребята, вспомните из скольких частей состоит экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе? Мы с вами обратим внимание на часть 3. Используя прочитанный во 2 части текст нужно выполнить одно из трех заданий: 1) сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, 2) сочинение – размышление на морально – этическую тему, 3) сочинение – рассуждение на понимание определения. Вспомните, пожалуйста, какие типы речи существуют? Что значит рассуждать? Работа со словарями. (1. Мыслить, строить умозаключения. 2. Последовательно излагать суждения о чем – нибудь, обсуждать что – нибудь, вести беседу). Запись в тетрадь.
Как вы думаете, о чём могут рассуждать:
а) учащиеся младших классов;
б) ваши одноклассники;
в) взрослые;
г) политики?
Ребята, вспомните композицию рассуждения. (Тезис, доказательства, вывод).
Повторение алгоритма.
Работа со словарём (1 ученик записывает значения на доску)
5. Первичное закрепление
5 мин.
Прочитайте текст.
Для того чтобы стать культурным человеком, есть лишь один путь – чтение.
Заменить чтение ничто не может. Ни воспринятая на слух лекция, ни увиденное на экране изображение не обладают такой просветительной силой, как книга. И фильм, и живая речь преходящи. Трудно и даже невозможно вернуться к ним за справкой или советом. Книга же остается спутником всей нашей жизни.
Книги всегда будут верными друзьями. Я бы сказал, что часто они оказываются остроумнее и мудрее, чем их авторы. Писатель вкладывает в свои произведения всё лучшее, что есть в нём. Живая его речь, как бы блестяща она ни была, не остаётся с нами, но в тайны книги можно проникать без конца.
Книга даёт человеку возможность подняться над самим собой. Роль самовоспитания трудно переоценить. Серьёзно занимался самовоспитанием и знаменитый Демосфен. С юных лет древний грек мечтал о славе оратора. Между тем он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Тогда он стал учиться ясно произносить слова, набирая в рот камешки, громко читал поэтов, упражнялся в мимике перед зеркалом. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но будущий оратор продолжал работать над собой. Так, настойчивостью и трудолюбием он добился своего.
Благодаря книгам мы можем вырваться из нашего личного, ограниченного мирка. Вечер, проведённый за чтением книг великих авторов, для нашего ума то же, что для тела – прогулка в горах. Человек спускается с этих вершин более сильным, его легкие и мозг очищены от всякой грязи, он лучше подготовлен к тем битвам, которые ждут его на равнинах повседневной жизни
( Андре Моруа)
Какие аргументы показались вам наиболее убедительными? Почему? Приведите собственные аргументы, подтверждающие основную мысль данного текста.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5 мин.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что в заданиях 15.1 и 15.2, аргументируя свой ответ, нужно приводить 2 примера из прочитанного текста, а в задании 15.3 – один пример – аргумент из прочитанного текста, а второй из вашего жизненного опыта. Выполним задание 15.3 и напишем сочинение – рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?»
Шаг 1. Пишем вступление. Формулируем определение слова САМОВОСПИТАНИЕ. Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям.
Теперь нужно прокомментировать данное определение, иначе 1 балл по критериям С3К1 будет потерян. Комментарий может быть таким:
Самовоспитание играет большую роль в формировании человека. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.
Соединяем определение и комментарий:
Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий. (35 слов)
Шаг 2. Формулируем 1-ый аргумент (из прочитанного текста).
В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте занимается самовоспитанием и каким образом он это делает. Выделяем ключевые предложения, на которые будем опираться при написании аргумента. Аргумент выстраиваем по такой схеме:1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),2. доказательства (рассказ о Демосфене),3. вывод.
Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них - легендарном Демосфене рассказывает в своём тексте Андре Моруа.
Шаг 3. Формулируем 2-ой аргумент (из собственного жизненного опыта). Теперь обдумываем второй аргумент. Можно вспомнить о том, как работали над собой великие люди.
Александр Невский,
Дмитрий Донской,
Михаил Кутузов,
Василий Чапаев,
Георгий Жуков,
Лев Толстой,
Максим Горький и другие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.
Остановимся на Демосфене, он серьёзно занимался самовоспитанием. С юных лет древний грек мечтал о славе оратора. Между тем он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Тогда он стал учиться ясно произносить слова, набирая в рот камешки, громко читал поэтов, упражнялся в мимике перед зеркалом. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но будущий оратор продолжал работать над собой. Так, настойчивостью и трудолюбием он добился своего. (79 слов)
Шаг 4. Делаем вывод
Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что самовоспитание помогает человеку не только избавиться от недостатков, но и достигнуть поставленной цели. (21 слово)
Шаг 5. Соединяем части и получаем сочинение – рассуждение.
7. Включение в систему знаний и повторение
8 мин.
Ребята, согласны ли вы с тезисом «Чтение в XXI веке играет огромную роль»? Если согласны, то приведите аргументы, подтверждающие его истинность. Если у вас есть другое мнение, приведите свои доказательства. Письменный ответ.
8. Сравнение с эталоном
Тезис
Доказательства (аргументы)
Примеры
Вывод
Чтение в XXI веке играет огромную роль.
1. Чтение является необходимым источником информации наряду с телевидением, радио и др.
2. Чтение составляет основу жизнедеятельности человека.
3. Потребление информации во всём мире нарастает, и чтение становится основным фактом коммуникации, активного общения.
4. Чтение влияет на самопознание, саморазвитие, самовоспитание.
1. Высказывания о роли чтения.
2. Польза книг.
Чтение – это жизнь нашего времени.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
3 мин.
Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
Какие предположения подтвердились?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Добро делает мир лучше, милосерднее, это то, что живет у нас внутри. Помогая друг другу, поддерживая ближнего, мы и создаём добро.
Так, мальчик Коста, герой рассказа Ю. Яковлева, ежедневно помогал своему другу, прикованному к постели, выгуливал собаку, к которой так был привязан больной.
Ученики школы № 405 города Москвы тоже помогли своей больной однокласснице собрать средства на лечение, устроив флэш-моб. Их доброе дело согрело душу не только больной девушки, но и сердца самих ребят.
Итак, добро-это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему человеку.
(87 слов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самовоспитание Несмотря на то что в словаре С.И.Ожегова оно имеет одно значение, но сколько смысловых оттенков у этого слова! Это и воспитание у себя трудолюбия, целеустремлённости, силы воли.
Так, в тексте Л.Пантелеева описывается история мальчика, который, играя с мальчишками, охранял «пороховой склад». Он дал честное слово и не мог покинуть пост, потому что «сильная воля и такое крепкое слово» (предложение 53) не позволили бы ему сделать это.
Моя знакомая, маленькая девочка из первого класса дала честное слово своей маме, что выучит песенку, которую ей дали в школе. Девочке было трудно, она не справлялась, но целеустремлённость помогла ей исполнить обещанное.
Таким образом, самовоспитание помогает детям воспитать силу воли.(106 слов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как вы понимаете значение слова Добро?
Добро это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Человек, совершающий добрый поступок, обладает душевной чуткостью и теплотой.
О том, как по-доброму отнеслась к Тимофею Маша, рассказывается в тексте Т.Устиновой. Студентка посочувствовала маленькому бродяжке: она подкармливала его, разрешала ухаживать за медвежатами и всячески помогала мальчишке. Он рядом с Машей видел жизнь «в розовом свете».
Мои одноклассники тоже понимают слово «добро», как действие, приносящее радость другим. Так, в дни празднования Дня Победы они поздравили всех ветеранов войны и труда, живущих в микрорайоне школы. Букет сирени и маленькая открытка. Казалось бы, что ценного?! А как радовались старики! Радовались нашим улыбкам, нашим добрым глазам.
Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье. (112 слов)
ђЗаголовок 215