Внеклассное мероприятие «Махарбек Туганов – основоположник осетинского изобразительного искусства»
Внеклассное мероприятие
«Махарбек Туганов –
основоположник осетинского изобразительного искусства»
«Истинный художник народен и национален без усилий...»
В. Белинский
Вступительное слово учителя
Слайды 1,2,3
2011 год в Осетии указом Главы РСО – Алания Т. Мамсурова объявлен годом Махарбека Туганова – человека, внесшего выдающийся вклад в развитие национальной художественной культуры и осетинского изобразительного искусства.
Звучит мелодия «Ханты цагъд»
Вед.
Слайд 4
Махарбек Туганов родился в 1881 году в селении Дур-Дур Северной Осетии в интеллигентной дворянской семье. Дом отца находился недалеко от богатой усадьбы знаменитого генерала Асланбека Туганова. который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым. Асланбек Туганов, попав в личный конвой Николая 1, быстро выдвинулся. Выйдя в отставку генерал –майором, он возвратился в селение Дур-Дур и, получив по особому указу царя 20 тысяч десятин земли и крупную денежную награду, стал богатейшим землевладельцем Дигории. Он построил себе дом, типичный для русской помещичьей усадьбы, где и проживал со своим братом Аслангиреем, дедом Махарбека. Асланбек Туганов был редким знатоком и страстным любителем оружия, особенно старинного, которое он приобретал во время походов в период пребывания в царской охране. Юный Махарбек подолгу разглядывал эти поистине ценнейшие исторические экспонаты, которые послужили прообразом античных форм, явились незабываемыми образцами древнего оружия, которые много лет спустя он воплотил в своих картинах.
Слайд 5
Отец Махарбека, Сафар, получил образование на факультете естественных наук Боннского университета и стал первым в Осетии профессиональным ботаником и агрономом. Он купил себе маленький дом в две комнаты и стал жить со своей семьей в самой гуще простого народа. Он учил их пахать железным плугом вместо сохи, сеять сеялкой, боронить, разводить огороды и сады, делать прививки подовым деревьям. Сам участвуя в работе, он был в глазах сельчан примером неутомимого труженика. Скорее всего, это он пробудил интерес сына к народному эпосу, рассказывая ему дигорские сказания.
Вед.
Слайды
Заметное влияние на Махарбека оказали и родственники по материнской линии. Мать - Асият Шанаева, была дочерью этнографа Гацыра Шанаева, первого в Осетии собирателя народных сказаний о нартах. От семьи матери он унаследовал глубокое знание языка, прекрасное владение словом. Еще в ранней юности будущий художник проявлял интерес к народному прикладному искусству и фольклору.
«В 1894 году мне впервые удалось побывать в горной части Дигории, увидеть там красоты природы, а главное услышать много легенд, сказаний, песен, записать кое-что у народных сказителей, – писал Туганов.– Эти легенды сильно потрясли мое воображение... Я верил, что нарты не народная фантазия, а реальные люди, которые жили и живут даже сейчас».
Он записал легенды, сказания, песни у народных сказителей. В селении Задалеск со слов слепого сказителя Дзараха Саулати записал сказание, повествующее о Тимуровом погроме,– «Задалески нана»
Слайд
В возрасте 8 лет Махарбека отдали в частный пансион учительницы Серебряковой для подготовки к поступлению в реальное училище. Как-то один из старших учеников, кабардинец Магомат-Гирей, нарисовал при Махарбеке лошадей и оружие. Махарбеку это очень понравилось, и он стал ему неожиданно удачно подражать, так что все время теперь уходило на рисование грифелем лошадок, сабель и пистолетов. В пансионе Серебряковой мальчик не научился даже читать, и отец отдал его другой пансион. Директор этого пансиона, образованный и чуткий педагог Кизер, добросовестно отдавал свои силы и знания просветительской работе. Он подметил склонность Махарбека к рисованию и научил его срисовывать простейшие геометрические и растительные орнаменты, чем привел ученика в полный восторг. Кизер взялся за подготовку своего ученика, и Махарбек сохранил о нем самые теплые воспоминания, как о подлинном учителе, давшем ему помимо общих знаний, первые основные понятия о рисунке и красках. Изредка приезжавшие навестить сынишку родители брали его на квартиру в дом Ибрагима Шанаева по Краснорядской улице (ныне ул. Свободы во Владикавказе), где имел мастерскую первый осетинский художник Коста Хетагуров. Именно здесь состоялась первая встреча Махарбека c Коста..
После двух лет обучения у Кизера мальчик выдержал экзамен в первый класс Владикавказкого реального училища. В училище иногда приходил Коста и беседовал с учениками- осетинами. «Учитесь, ребятишки, -ласково говорил он им, - народу нашему нужны ученые люди».Каникулы он проводит в родном Дур-Дуре и зорко присматривается к жизни, к обычаям, часами слушает неторопливые повествования стариков. Он рисует древние склепы и святилища, башни, старую утварь, ковровый орнамент, ведь во всем этом - творчество народа. В это время он начинает увлекаться портретными зарисовками. Незадолго до окончания училища Махарбеку посчастливилось вновь встретиться с Коста в доме Джантемира Шанаева.Анна Цаликова показала поэту альбом с зарисовками Махарбека. Коста долго и внимательно разглядывал рисунки, затем похвалил юношу, сказав, что у него определенно талант, который необходимо всячески развивать. Слова любимого поэта глубоко запали в душу Махарбека и он с еще большим усердием взялся за работу. Став художником, он нередко обращался к творчеству великого Коста. Он иллюстрировал произведения Коста «Афсати», «Кубады», «Плачущая скала», «Фатима» и другие.
Вед.
Слайд
В 1900 году Махарбек едет в Петербург для поступления в Горный институт, но не добирает баллов и на следующий год поступает в Академию художеств (в ее стенах он второй осетин после Хетагурова). "Сказать в то время молодому осетину, что он хочет быть художником, было бы равносильно тому, чтобы его объявили кандидатом в сумасшедший дом все его родные и родственники", так позже об этом скажет сам Туганов. Пребывание в Петербурге, а главное – учеба в Академии в мастерской великого русского живописца И.Е. Репина, не могли не сказаться благотворно на формировании эстетических принципов молодого художника. Сам Туганов об этом писал: «В то время, в самом начале XX века, авторитет Репина, как величайшего художника, был настолько высок во всем художническом мире, и не только в России, но и за границей, что мы, студенты, только и стремились к тому, чтобы хоть чему-то обучиться у этого великолепного мастера». Не закончив Академии, Махарбек ненадолго приезжает домой.
Слайд
В 1905 Туганов для продолжения художественного образования едет в Мюнхен, где поступает в студию выдающегося словенского художника-педагога Антона Ашбе, чтобы отойти от школы реализма к импрессионизму. Через год после его смерти, в 1907 он возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. Его непреходящей любовью остается народное творчество. Каждое лето М. Туганов отправляется в горы. Он собирает и записывает народные сказания, песни, предания, делает зарисовки старинных башен, картин быта горцев. Он участвует в работе республиканского издательского общества «Ир» рядом с видными общественными деятелями Симоном Такоевым, Харитоном Уруймаговым, Георгием Цаголовым. В 1914 году Махарбек Туганов вывез «рисунки в красках, иллюстрировавшие почти полностью нартские сказания» (50 рисунков) в Вену. Эти первые произведения на нартские темы Туганов собирался издать в виде альбома, но началась первая мировая война, и работы бесследно исчезли. В публицистических статьях 1909–1917 гг. пишет о беспросветной жизни горцев-бедняков, о несправедливостях, очевидцем которых он становится во время фольклорных экспедиций по Северному Кавказу. В эти годы окончательно определяется единство его творческого и жизненного кредо как человека и творческой личности, которому он будет верен всю оставшуюся жизнь. В живописи главным героем его картин становится сильный человек, несгибаемый под тяжестью жизненных обстоятельств. Он создает образы народных героев Хасаны и Чермена. Непокорность обстоятельствам, выражающая социальный радикализм Махарбека Туганова, нашла выражение в таких картинах, как «Генерал Тормасов и пленные вожди-повстанцы в 1810 году», «Защита крепости Кехви революционерами в 1905 году», «Расстрел тринадцати коммунаров в Цхинвали в 1920 году» и др.
Слайд
Вед.
Творческое мировоззрение не расходится с жизненными принципами. Принадлежа к знатному роду дигорских баделят, Махарбек, тем не менее, приветствует революцию. Весной 1918 года он раздал свои земли крестьянам, не задумываясь о том, что не оставил для семьи реальных, традиционных средств к существованию. Тлевший на протяжении многих лет скрытый конфликт с сословной средой, к которой он принадлежал по рождению, перерос в открытую форму и привел к полному разрыву не только с фамилией, но и с ближайшими родственниками.
За «отступничество» Махарбеку мстили жестоко. Он превратился в изгоя внутри рода. В него стреляли, и ему чудом удалось избежать смерти. Но и это не сломило его и не отвратило от принципов свободы выбора и поступка.
С установлением власти Советов в Осетии разворачивается настоящая культурная революция. В числе других мероприятий – организация во Владикавказе первой выставки картин местных художников, открытие здесь же художественной студии. В этих начинаниях важная роль принадлежит Махарбеку Творческая и общественная деятельность Туганова в первые годы советской власти носит самый активный характер. Во Владикавказе художник становится сотрудником ТерКавРосТА (Терско-Кавказского отделения Российского Телеграфного Агентства). Вместе с другими он рисует агитационные плакаты, листовки, оформляет митинги-концерты и спектакли, сотрудничает в местном журнале «Творчество», выполняет иллюстрации для произведений художественной литературы, рисунки для учебников. Один из первых букварей для осетинской детворы Туганов снабдил множеством интереснейших рисунков. Жизнь и быт осетинского народа предстают здесь в ярких, запоминающихся образах. Здесь запечатлены сцены сельского труда, костюмы осетин, их домашняя утварь, игры горских детей... Букварь для детворы перерастает свое прямое назначение, он и по сей день может служить своеобразным справочником традиций, быта, условий жизни осетин.
Однако работа уже не приносит творческого удовлетворения, и вскоре Махарбек в поисках новых творческих впечатлений отбывает в Баку. К отъезду подталкивают и тяжелые материальные и моральные условия жизни семьи, неприязнь фамилии, которая лишилась (в том числе по его вине, как она полагала) всего, что делало их «хозяевами жизни». Сложными оказались и отношения в сообществе художников, где зависть и интриги против «выходца из баделятского сословия» мешали работе.
В 1930 году Туганов переезжает в Южную Осетию. В Цхинвале деятельная натура Туганова находит широкое поле для деятельности. Он создает художественную студию, которая в 1937 году была преобразована в художественное училище, которое и поныне носит его имя. Стараниями Махарбека это училище работало даже в годы войны, когда половина подобных учебных заведений по всей стране была закрыта. Газета «Пролетарий Осетии» о том времени писала: «Туганов создал там (то есть в г. Цхинвале) прекрасную студию, в которой под его руководством учатся 20 горцев-бедняков». Преподавательскую деятельность Туганов совмещает с работой в Юго-Осетинском драматическом театре. Во многом благодаря Туганову на сцене Юго-Осетинского театра были профессионально оформлены и поставлены «Дуня» Коста Хетагурова, «Амран» Бритаева, «Ос-Багатар» Гадиева и другие пьесы национальных авторов.
Вед.
Слайд
Близость к народному творчеству придает неповторимое своеобразие и обаяние произведениям Туганова.
В своей творческой деятельности художник выступает талантливым бытописателем своего народа. Прекрасное знание Тугановым исторического прошлого, обычаев и нравов Осетии нашло воплощение в обширной серии картин «Уходящая Осетия». Здесь он в полной мере использовал глубокое знание жизни и быта родного народа, смог перенести на холсты свои сокровенные мысли о человеке, его горе и счастье, красоте и благородстве. Украшением этого цикла является целый ряд замечательных полотен: «Примирение кровников», «Собачья скала» , «Народный суд», «Цоппай», «Своз сена зимой», « Скачки в честь умершего», «Посвящение коня покойнику»,
Слайд
Туганов очень любил осетинские народные танцы.
В своей работе "Народные танцы осетин", снабженной схемами и иллюстрациями, он подробно описал 25 осетинских танцев.
"Нжртон симд"- "Симд нартов". Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом с тридцати до сорокапятилетнего возраста, которые отличались силой и ловкостью.
Талант Туганова особенно ярко раскрывается в серии иллюстраций к осетинскому народному эпосу «Нартские сказания». Первые работы на темы сказаний относятся к началу творческой деятельности художника, но вплотную к созданию серии Туганов приступает в 1927 году, когда был создан первый, акварельный вариант композиции «Пир нартов». С этого времени и до конца своих дней Туганов постоянно работал над полюбившейся ему темой. «Нартские сказания» не раз привлекали к себе внимание осетинских деятелей культуры: поэтов, драматургов, прозаиков. Среди художников одним из первых к иллюстрированию сказаний обратился Махарбек Туганов. Выполненные с замечательным мастерством, глубоким знанием истории народа и его многовекового творения, работы Туганова не только точно следуют тому или иному месту сказаний: в них находит проявление богатая фантазия художника, которая сродни фантазии безымянных творцов эпоса. В «Нартах» художник сумел найти свое творческое лицо, свой творческий путь. Они помогли ему выразить безграничную любовь к своему народу, к своей земле.
Вед
Слайды
В серии этих иллюстраций Туганов сумел сохранить народный пафос, силу и мощь, свойственные эпосу. Произведения пронизаны светлым, жизнеутверждающим началом, от них веет могучей, бьющей через край силой «Нартских сказаний». Это – история, быт и культура осетинского народа, которую художник воспел в красках. В произведениях художника перед зрителем предстает гордый, свободолюбивый народ, жизнь, полная отваги, мужества, необычайной красоты:
«Батраз в борьбе с небом», «Нарт Суасса убивает маликов», «Смерть Ахсара и Ахсартага»,» Последний поход Уырызмага», «Небесный кузнец Курдагалон», «Бой оленей», «Айсана похищает Бурдзабах»,
«Дзлау на оленях», «Нарты сражаются с семиглавыми великанами», «Пир Шатаны», «Балсагово колесо», «Череков панцирь», « Ацамаз», «Появление фандыра», «Смерть Тотраза», «Смерть нартов» и другие.
Одна из отличительных черт иллюстраций – их художественная достоверность. Для каждого персонажа сказаний, будь то небесный кузнец Курдалагон или красавица Дзерасса, булатно-рожденный Батрадз или кривой уаиг-великан Афсарон, хитроумный Сырдон или могучий Уырызмаг, автор находит такие меткие образные характеристики, что героев уже трудно представить иными, чем они вышли из-под кисти художника. Столь же убедительно обрисовывается художником и среда, в которой живут и действуют нартские герои. И необычные игры нартов, когда они шутя перебрасываются обломками скал, и стремительный полет Батрадза на огромной стреле к крепости Хиз, и пребывание Сослана в загробном мире,– все в этих графических листах настолько реально, естественно, словно все это на самом деле имело место в жизни, будто художник все это мог видеть воочию.
«Пир нартов» - последняя и самая значительная работа М. Туганова. Образы нартских богатырей, воссозданные Тугановым в «Пире нартов», неразрывно связываются с текстом сказаний.
«Типы нартов я старался показать такими, какими их представлял народ в своих сказаниях,– писал Туганов, приоткрывая завесу над своей творческой лабораторией. – Внешне их описывали вот как: Уырызмаг был с седой, как лунь, бородой, а фигура у него была, как у юноши. Нарт Сослан был широкоплеч, а талия у него была настолько узка, что когда он ложился, заяц свободно пробегал под его лопатками. Глаза нарта Батрадза сравнивались с мельничными жерновами, а цвета они были стального. У отца его Xамыца были рыжие усы... Арахцау в сказаниях описывается так: «Стало надвигаться белое облако, над ним летали черные вороны, но не облако это было, то ехал на белом коне сын Деденага Арахцау, и не черные вороны летели над ним, то были комья земли, вылетающие из-под копыт его коня. Меч же его, волочась по земле, оставлял в ней глубокий след...». Про Сослана в одном из сказаний говорится, что он «прятал под плащом меч и стрелы и притворялся простым пастухом»... Мне говорили, что в горной части Дигории, недалеко от Махческа, в Мацуте, находится могильник нарта Сослана. Там была обнаружена часть огромного скелета, и местные жители уверяли, что это кость нарта Сослана. Поэтому сказитель изображал Сослана огромным нартовским мужчиной. Так долгие годы я обдумывал, каким мне рисовать нарта Сослана в своей картине».
Но Туганова интересовали не только портретные характеристики будущих персонажей. Самым скрупулезным образом он собирал и изучал редкие старинные предметы народного быта, памятники архитектуры; стремился, зарисовывая их, «... выявить в рисунке, одежде, утвари осетинский стиль». «В доме Хазби Магкоева в селе Чикола мне удалось увидеть меч с металлическим поясом, – записывает художник.– В доме Акоева в селе Христиановском – увидеть цепь, которой в древности связывали пленных, у Гайтова в Куртатинском ущелье – посеребренный металлический шлем, в том же селе – луки, стрелы, посеребренные седла и другие предметы. В Чиколе, в доме одного из Царикаевых, я срисовал медный сосуд такой редкой красоты, какую мне нигде больше не удалось увидеть, даже в Дагестане. Я не буду говорить о медных котлах, они всегда встречались и в Дигорском и в Алагирском ущельях. Кроме того, для «Пира нартов» я использовал мотивы древней народной архитектуры, в частности, дом Дико Дакоева из горного аула Махческ. Этому дому было свыше 200 лет. Также использовал аул Задалеск 1890 года. Украшения на колоннах были здесь в форме бараньих рогов. Все это было богатым материалом для художника». Эти высказывания Махарбека Туганова дают возможность проследить, какую большую творческую и исследовательскую работу ему пришлось провести в процессе написания картины.
Вед.
Слайд
Из воспоминаний Анатолия ДЗАНТИЕВа, искусствоведа, писателя
Дом отца по улице Церетели, 17 довольно часто посещался известными в Осетии людьми: писателями, художниками, учеными. В тот день, о котором идет речь, нашим гостем был пожилой худощавый мужчина высокого роста, чуть сутуловатый. Отчетливо, точно это было вчера, помню комнату, в которую ввели гостя, кресло, в которое он сел, помню даже, что комнату заливали лучи солнечного света, падавшие из раскрытого окна. Мужчина сидел в кресле в непринужденной естественной позе, слегка откинувшись на спинку. Голову, наполовину облысевшую, с прядью седых волос, он держал высоко, даже слегка горделиво. Свет из окна четко обозначил черты его лица: высокий лоб в продольных морщинах, две особенно глубокие морщины на щеках, крепко сжатые губы. Запомнились глаза гостя: живые, проницательные глаза мудрого человека, в которых затаилась какая-то невысказанная печаль, необъяснимая тоска. Обращала на себя внимание и манера разговаривать. Гость говорил неторопливо и едва слышно. Не помню, о чем шел разговор между отцом и гостем, да и вряд ли в то время я способен был понять его смысл. После ухода гостя отец с непонятной для меня печалью в голосе проговорил, что этот гость был ни кто иной, как Махарбек Туганов, известный всей Осетии художник. До этого я уже не раз слышал о Туганове. Отца, а в особенности его брата Инала, скульптора, с Тугановым связывали дружеские отношения, и они очень высоко ценили его как художника и как человека. Это было далекой весной 1952 года. А три месяца спустя, в июле того же 1952 года, Махарбека Сафаровича не стало.
Вед.
Махарбеку Туганову было присвоено почетное звание народного художника Северной Осетии, его имя носит Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Творчество Туганова до сих пор не полностью изучено, но интерес к нему возрастает, его произведения познаются всё глубже и глубже. М. Туганов был последователем и продолжателем традиций великого сына осетинского народа Коста Хетагурова, для которого значительную роль играло национальное искусство. Туганов оставил богатейшее творческое наследие. Это не только многочисленные картины и графические листы, но и эскизы декораций, рисунки сцен народной жизни, костюмов, орнаментов, бесчисленное количество книжных иллюстраций, научные труды по этнографии, осетинской хореографии, искусству. Знакомство с этим наследием невольно поражает мыслью, что у художника не могло, не должно было хватить времени для осуществления всех своих замыслов, настолько они обширны и многочисленны. Одних иллюстраций Сказаний о Нартах Махарбека Туганова уже достаточно для того, чтобы назвать автора выдающимся художником. Твердая самодисциплина мастера, постоянное горение помогли ему воплотить все его замыслы в действительность. Статьи «Кто такие нарты», «Осетинские народные танцы», «Осетинское изобразительное искусство», «Прикладное искусство Осетии», «Коста – народный художник», и наряду с этим – «Пир нартов», «Бой оленей», «Уастырджи и Дзерасса», «Ацамаз», «Чермен», «Расстрел тринадцати коммунаров», – все это написано одной рукой, одним человеком, но человеком незаурядным, всегда готовым откликнуться на требования жизни и времени.
13PAGE 15
13PAGE 141015
15