Презентация к классному часу М.С.Туганов
Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора. Махарбек Туганов родился в 16 сентября 1881 года в богатом традициями дигорском селении Дур-Дур, в доме своего деда – отставного генерала Асланбека Туганова, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым. Отметим, что Махарбек принадлежал к знатному роду дигорских баделят. Его родителей можно считать дворянами, с поправками на осетинское своеобразие этого статуса. Ему достались обширные фамильные земли, которые он впоследствии раздал крестьянам! Семья осталась без привычных источников дохода. Сыграли роль не только личные гуманистические качества. Но и уровень образованности семьи, который можно соотнести с лучшими европейскими домами того времени. Отец Махарбека получил образование на факультете естественных наук в Бонне и стал первым в Осетии профессиональным ботаником и агрономом. Он пробудил сына к народному эпосу, рассказывая ему дигорские сказания. Заметное влияние на Махарбека оказали и родственники по материнской линии. От матери он унаследовал глубокое знание языка, прекрасное владение словом. Первые детские творческие зачатки, робко пробивавшие себе дорогу, были закреплены в частном пансионе Кизера и во Владикавказском реальном училище, которое Туганов закончил в 1898 году.В 1901 году Махарбек Туганов успешно сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств и стал учеником П.Чистякова и И. Репина. Он стал учеником прославленных мастеров живописи П.Чистякова и И. Репина. Проучился там около 2 лет и ,не закончив его, в 1903 году уезжает в Германию, в Мюнхен. Там в студии югославского художника Ашбе он продолжил своё образование. В 1907 году возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает в Баку, потом в Туркмению, позже переезжает в Цхинвали, где в 1937 г. создаёт художественное училище, организует Союз художников республики.
Махарбек Туганов Если Коста Хетагурова можно назвать первым осетинским художником, Махарбек Туганов, очевидно, второй. Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма. Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конём, который должен довести покойного по мистической дороге мёртвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением « пусть это будет твой конь», затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить «чужую» лошадь. Этот танец связан с языческими верованиями осетин исполнялся вокруг поражённого молнией человека, которого по народному поверью выбрало грозовое божество. Коста Хетагуров писал: « На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения поражённого молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если поражённый молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг поражённого и , держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьёзного внимания. Живая цепь, кружась вокруг поражённого молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай» !» В монументальной картине «Пир нартов» (1948-1952) слились воедино мастерство художника и знания учёного-исследователя. Одних только главных персонажей в картине более двух десятков. Произведение пронизано светлым, жизнеутверждающим началом, от него веет могучей, бьющей через край силой «Нартских сказаний». Это –история, быт и культура осетинского народа, которую художник воспел в красках. «Пир нартов» – последняя работа М.Туганова. Презентацию подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Мурадян Н.З.