Презентация на тему Куртатинское ущелье


Куртатинское ущелье Куртатинское ущелье – один из основных очагов формирования осетинского народа и его национальной культуры с эпохи раннего средневековья.Предания рассказывают, что Куртатинское общество основали два брата-алагирца — Курта и Тага. Потомки Тага перешли жить в соседние ущелья и основали там Тагаурское общество. Селение Цмити Это один из древнейших населенных пунктов в Осетии. Здесь сохранились памятники материальной культуры — жилища, сторожевые башни, склепы, культовые сооружения. С конца 18-го — начала 19-го веков, когда селение насчитывало до 100 домов, и до наших дней здесь сохранились 11 фамильных башен. Впервые жители покинули село после вхождения Осетии в состав России в 1774 году, когда половина населения Цмити предпочла переселиться на более плодородные равнинные земли. Население горного селения существенно сократилось и после Великой Отечественной войны — тогда большинство мужского населения этого села погибли на фронте, а из семи братьев Бзыковых — уроженцев Цмити — в живых остался лишь один. В настоящее время здесь остались лишь две семьи, но цмитинцы раз в год приезжают в родовое селение на народный праздник. Селение Цмити Высокогорный аул Цымит Фамильные башни в ауле Цымит Склепы в ауле Цымит Стороживые башни на развалинах аула Халгон, выше селения Цымит Селение Уаласых.Вершина Зейгалан. В заброшенном селении Уаласых находится родовая башня, которую сегодня называют башней братьев Курта и Тага. Именно здесь несколько веков назад сформировалась фамилия Созановых.Основатель фамилии был представителем рода Уаласых, потомков старшего сына легендарного Курта. Название фамилии происходит от слова "сузан" (палящий, обжигающий) Башня Курта и Тага Башня Курта и Тага «Кадаргаван» Проехав нависающий скальный массив, мы встречаемся еще с одним из маленьких природных чудес. Место это у осетин называется «Кадаргаван». Клокочущий далеко внизу Фиагдон пропилил здесь в хребте узкую, словно удар меча, щель. И в этой огромной расселине, перекрывая ее от скалы до скалы, застрял громадный валун. «Кадаргаван» Вид на теснину «Кадаргаван» «Тропа чудес» «Тропа чудес» – излюбленное место отдыха осетин и туристов. Здесь, на скалистом отроге, над узкой тесниной Фиагдона выдолблены узкие дорожки и построены мосты, гуляя по которым можно наслаждаться великолепием местного пейзажа, под грохочущий рев реки. «Меч кровников» На тропе, прямо из большого камня торчит стилизованный «Меч кровников». Легенда гласит, что в окрестностях этого места в давние времена на узкой тропе, над пропастью охотник увидел попавшего в беду путника, которому он был кровным врагом, и от меча которого мог погибнуть. Но честь горца оказалась выше нежелания встречи и не позволила отказать в помощи путнику. Охотник спас путника от гибели. После этого, путник простил его и в знак примирения они воткнули меч вражды в камень и стали братьями. Здесь же в клетках можно увидеть бурых медведей и леопарда, которых привезли для развлечения туристов. Наскальная крепость в селении Дзивгис Дзивгисская наскальная крепость — естественные выемки, проделанные в известняке водой и ветром и заложенные каменными стенами, сложенными на растворе. В главной пещере могли разместиться не менее сотни человек. Пещера заканчивалась глубоким карманом, который упирается в тупик на отметке 65 метров. в Дзивгисе находится одна из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Северной Осетии: скальная крепость, построенная в XIII-XVI веках. Крепость почти сливается со скалой, и летом за деревьями ее можно не заметить. Ориентир — единственная хорошо заметная с дороги квадратная сторожевая башня, тропинка и вход в крепость сразу за ней. В Дзивгисской пещере Надмогильные памятники - цырты В Дзивгисе также много надземных склепов (дзаппазов), надгробных каменных столбов (цыртов) и каменных ящиков для погребения, относящихся к разным историческим периодам . Надгробный камень - цырт Надгробный камень - цырт «Дзивгисы дзуар» На южной окраине селения у самого берега реки находится интересный культовый комплекс «Дзивгисы дзуар». Он состоит из христианского храма и чисто языческого святилища, окруженных общей каменной оградой, — сочетание, распространенное для горной Осетии. Время ее сооружения достоверно не известно, но в литературе церковь обычно относят к XVII веку. Склепы и могильники За Дзивгисом на правом берегу Фиагдона, на расстояние 2-3 километров друг от друга расположены небольшие селения:Барзикау, Лац и Хидикус. А на противоположном берегу — Гули, Цымити, Урикау, Кадат, Харисджин. Возле каждого селения находятся памятники древности: башни, могильники, цырты и дзуары. Скальный склеп в Дзивгисе Склепы в Дзивгисе Памятник воинам Куртатинцам Между Дзивгисом и городком Фиагдон, на небольшом холме возвышаются два памятника: стройный красавец конь под седлом низко опустил голову, оплакивая своего павшего в бою наездника и бюст И.В. Сталина. Памятник воинам Куртатинцам «Нартское кладбище»  Местные жители называют его «нартским кладбищем» (богатырским). Это подземные склепы из камня. По преданию, нарты хоронили здесь своих покойников. Катакомбные склепы в ауле Лац «Ныхас» Там же, на возвышении, лежит «камень великанов». На поверхности камня большое количество круглых выемок. А в центре с. Лац около утеса полукругом стоят камни. В камнях сделаны ровные углубления для сидения, Некоторые напоминают кресла. Самое большое носит название «кресла Урузмага» — старшего из нартов. Это «Ныхас» — место общественных сборов и совещаний, своего рода осетинское вече, доступ куда имели только мужчины.Здесь умудренные опытом старики решали все важнейшие дела села, вершили суд и творили мир. Принятые на ныхасе решения были обязательны — ведь в старину жизнь горца не регламентировалась законом и основывалась на народном праве. Ныхас (Осетинское вече) Аланский мужской монастырь В нескольких километрах от городка Фиагдон, прямо у дороги находится Аланский мужской монастырь. Аланский мужской монастырь Источники http://gallery.darial-online.ru/ http://www.nashikurorty.ru/ http://lostosetia.ru/