Доклад на тему: «Если ваш первоклассник не слишком удачно начал свой первый учебный год»
МОБУ ООШ с.Николаевка
Учитель: Орлова Ирина Юрьевна
Доклад на тему:
«Если ваш первоклассник не слишком удачно начал свой
первый учебный год»
Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе таковой становиться учебная деятельность.
В связи с этим возникают два вопроса: готов ли 6-7 летний ребенок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению?
Прежде всего, необходимо помнить, что 6-7 летнему ребенку все присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни. Седьмой год является переходным между дошкольным и школьным возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе, использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего повышение общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности(принятие учебной задачи, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме).
Предлагаем следующие рекомендации родителям в случае, если их ребенок не слишком удачно начал свой первый учебный год.
Рекомендации родителям:
«Если ваш первоклассник не слишком удачно начал свой
первый учебный год»
1.Нельзя начинать нервничать при первых же неудачах Вашего первоклассника. Необходимо отчетливо понимать, что с приходом в школу для него поменялись не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои семь лет. Воспитатель детского сада и учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. То, что приветствовалось в семье или детском саду (например, свободное и раскованное общение со взрослыми), в школе может оказаться нежелательным. Для ребенка эта перестройка психологически очень трудна: он искренне не понимает, что теперь можно, а что нельзя, что «хорошо», а что «плохо». Ваша задача – поддержать его в этой ситуации.
2.Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, ставя ему в пример брата, соседа, одноклассницу и т. д. Вероятнее всего, это вызовет у Вашего первоклассника неприязнь и злобу к сверстникам, а вовсе не желание стать лучше. Можно и нужно сравнивать ребенка с самим собой – каким он был раньше, каким стал теперь. В таких случаях всегда виднее его успехи и достижения, которым так приятно радоваться вместе!
3.Нельзя ругать, а тем более, наказывать ребенка, не разобравшись в причинах его трудностей и ошибок. Во-первых, потому, что, если действительно найдете причину, то поймете, что нужно не наказывать, а помогать. Во-вторых, потому, что, наказывая, мы тем самым приучаем ребенка бояться собственных ошибок, скрывать их. А чувство страха – плохой советчик. Страх подавляет инициативу, гасит интерес, убивает желание учиться. Можно и нужно делать ошибки нормальным явлением, учить ребенка извлекать из ошибок ценный положительный опыт. Хороший вопрос в такой ситуации: «Что в следующий раз ты сделаешь по-другому, чтобы не допустить повторения подобной ошибки?»
4.Нельзя в семейном кругу иронично или пренебрежительно отзываться об учительнице. Даже если Вам кажется, что ребенок в этот момент Вас не слышит. Первая учительница – это важный человек не только в жизни вашего ребенка, но и в жизни всей вашей семьи. Ее мнение очень значимо для ребенка! И от того, сложится или не сложится эмоциональный контакт с учительницей, во многом зависят и самочувствие ребенка в школе, и его желание учиться. Можно и нужно познакомиться с учительницей заранее, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации классных праздников, поездок, других общих дел. Любое ваше участие в школьной жизни даст возможность сыну или дочке гордиться вами!
5.Нельзя жить жизнью ребенка, буквально задавливая его опекой и контролем по мелочам: «Почисти зубы! Садись, ешь! Жуй, как следует! Подожди, не пей, - горячо! Теперь пей! Надень шарф, застегни куртку! Не забудь тапочки! Веди себя хорошо!». Ребенок давно приучил себя не слышать ваших «заботливых» наставлений. С другой стороны, нельзя отстраняться от его проблем, считая, что таким образом вы воспитываете самостоятельного человека. Можно и нужно строить свои отношения с ребенком на основе доверия и эмоционального контакта, постепенно, не торопясь, передавая ему ответственность за свои чувства, поступки и, в итоге, - за свою жизнь.