Урок внеклассного чтения «Традиции русской православной семьи по рассказу Н. Агафонова «История одного колокола»»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5
Краснооктябрьского района г. Волгограда
«ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Тема урока
«Непридуманные истории Николая Агафонова»
Волгоград, 2012
Тема урока «Непридуманные истории Николая Агафонова».
Цель: проследить на примере сказки - притчи писателя историю страны в контексте семейных традиций православной русской семьи.
Задачи: раскрыть бытовую и общественную жизнь русской православной семьи, носителя духовно- нравственных ценностей;
показать конкретные жизненные формы и духовные проявления, которые существуют у русского народа.
Оборудование к уроку: сборник Агафонова, Николая Викторовича, протоиерея, Непридуманные истории: рассказы. СПб.: Приход святителя Игнатия (Брянчанинова) в Старом Петергофе, 2008.- 504с; компьютер.
Дополнительные материалы: аудиодиск «Ростовские колокольные звоны», фотоматериалы, цветные карандаши, бумага, задания для групп.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Литературного героя, о котором мы будем говорить на сегодняшнем уроке, я принесла в своей сумке. Как вы думаете, кто он?
Варианты: книга, кот, мышь, игрушка.
После вариантов ответа ребят, достаю старинный колокольчик и книгу Н.Агафонова «Непридуманные истории».
II. Стадия вызова.
На фазе вызова учитель сообщает сведения об авторе, историю создания этого произведения (Приложение 1). Учащиеся делают предположения, о чем пойдет речь в сказке - притче.
Учитель: Протоиерей Агафонов Николай Викторович родился в 1955г. 13 апреля на Урале в семье инженера. Бабушка Чащина Муза Николаевна была интеллигентной русской женщиной и оказала большое влияние на воспитание внука в русских патриотических традициях. Его мама Любовь Николаевна привила своему сыну любовь к чтению художественной литературы. Стихи Николай начал писать с 5 лет. Участвовал в редколлегии настенной школьной газеты. Пробовал в детские годы писать сказки, рассказы и имел твердую уверенность, что когда-нибудь обязательно станет писателем. В шестом классе, начитавшись романов Жюль Верна, Майн Рида и Фенимора Купера, сбежал из дома, задумав совершить путешествие в Америку. Его мать, отчаявшись найти сына, впервые в жизни переступила порог храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Тольятти. Там она обратилась с молитвой к Божьей Матери о том, что бы Она наставила сына на путь истинный. Через неделю сын нашелся в детском приемнике распределителе г. Куйбышева, куда милиция свозила всех беспризорников. Молитва матери о своем сыне не прошла бесследно и для самого Николая. Он все чаще стал задумываться о смысле жизни. Когда ему исполнилось 16 лет, он вдруг осознал, что жизнь человеческая скоротечна и придет неизменно конец этой жизни. «И что будет тогда?»  ─ размышлял он. Что произойдет за той гранью, которую называют смертью? Неужели только вечный могильный мрак и полное исчезновение личности? Тогда для чего человек живет, если вместе с угасанием сознания исчезает и сама жизнь, как будто ее и не было? Он вдруг воочию увидел себя, как бы со стороны, умирающим старцем. Еще мгновение и весь этот мир, где он любил, творил, страдал и радовался, исчезнет раз и навсегда. Пораженный этим видением, юноша пришел в школу к классной руководительнице, чтоб узнать, для чего человек живет и есть ли в этой жизни смысл? Его путь к Богу начался в армии, в1976 году он поступил в Московскую духовную семинарию, в 1997 году рукоположен в сан священника. С января 2005 года отец Николай Агафонов является настоятелем строящегося храма «Св. Жен Мироносиц» в г. Самара (Приложение 2, 3).
Вопрос учащимся: Какие слова были вам не понятны в рассказе?
Ответы: протоиерей, рукоположен в сан, «Св. Жены Мироносицы» (словарная работа)
Учитель: Сказка - притча называется «История одного колокола».
Вопрос учащимся: Как вы думаете, о чем эта притча? (учитель внимательно слушает ответы ребят, пытаясь их обобщить).
Ответы: история Царь- колокола, про церковный колокол, про Первое сентября, про лошадей.
Учитель: Посмотрите как много различных мнений у нас о том, о чем эта сказка - притча. Давайте вспомним определение, что такое сказка-притча, где мы можем встретить притчи, и еще раз подумаем, о чем рассказывает Н.Агафонов в своем произведении.
Ответ: Притча - похожа на басню и сказку, мы читали сказку притчу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», многие ребята сказали, что притчи встречаются в Библии.
Учитель: Словарь В.Даля толкует слово "притча" как "поучение в примере". Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме (запись определения в тетрадь).
III. Осмысление содержания.
Текст сказки - притчи заранее разбит учителем на небольшие отрывки, которые он самостоятельно читает в классе.
Отрывок 1.
На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла на живописном берегу Волги, жила - была дружная семья колоколов. Папа - солидный сорокапудовый колокол, и звали его Бум-Бум. Мама - колокол хотя и поменьше, но тоже весил немало, целых 25 пудов. Маму звали Бам-Бам. А старшего сына звали – Бом- Бом, он весил 7,5 пудов. Старшую дочь звали Бем-Бем, она весила целых 3 пуда. А младшего брата звали Бим-Бим, и он весил один пуд, то есть 16 килограммов. А были и совсем малыши, по нескольку килограммов веса: Динь и Дилинь. Надо заметить, что для праздничного звона и эти малыши не были лишними…
Учитель: Что вам показалось необычным в начале рассказа? Как вы думаете, о каком герое рассказа и почему пойдет речь?
Ответы: В семье много детей; то, что маленькие колокольчики трудятся наряду с взрослыми. О папе, так как он главный в семье, о маме, потому что я ее больше всех люблю, о детях, так как это сказка, а их пишут для детей.
Индивидуальное сообщение ребенка по теме «Русская православная семья» (Приложение №4).
Отрывок 2.
Бим-Бим был очень мечтательным ребенком в семье. По целым дням с высокой колокольни он наблюдал, как по Волге шли пассажирские пароходы и буксиры. На носу пароходов висели сверкавшие начищенной медью колокола.
-Что это за колокола?- спрашивал он у отца.
-Это корабельные рынды. Почти что наши родственники.
-Как бы я хотел быть рындой, - вздыхал грустно Бим-Бим… …
Учитель: Каковы ваши впечатления о герое? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше и почему?
Ответы: Бим - Бим обязательно исполнит свою мечту и уедет из родного дома; с ним произойдет что-то неприятное, так как он не слушает советы родителей; он молодец, делает то, что хочет.
Отрывок 3.
Как-то раз, проплывая мимо храма, Ранда прокричал Бим-Биму:
- Послушай, Бим! В стране произошла революция. Наступила свобода. Храмы закрываются и религия отменяется.
Бим-Бим очень обрадовался этому известию и даже закричал:
-Ура! А теперь я могу стать рындой?
конечно, ты теперь можешь стать кем угодно!
-Сын мой, - сказал колокол - отец, - мне больно это слышать. Какая свобода тебе нужна? Разве ты сейчас не свободен…
Учитель: Почему по-разному реагируют на революцию герои сказки: Бим-Бим, Рында, отец? Какие изменения произошли в нашей стране в связи с событиями Октябрьской революции 1917 года? Изменится ли жизнь героев, после этих событий?
Ответы: Рында рада свободе, Бим - Бим надеется, что революция изменит его жизнь, отец понимает такую свободу как произвол. Да, обязательно изменится, Бим-Бим оправится в плавание.
Отрывок 4.
Прошло несколько лет, и вдруг на колокольне услышали скрип ступенек… На ней появилось сразу несколько человек. Колокола увидели, что это не церковные люди. Они не осеняли себя крестным знамением. Двое даже курили папиросы, чего никогда не делали верующие. Один сказал:
-эти самые большие колокола будем сбрасывать с колокольни.
- Они же разобьются, - возразил второй.
- Ну и пусть себе бьются, - сказал первый, - все равно их отправлять на переплавку…
Учитель: Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события? Как вы думаете, почему люди так поступили с семьей колоколов? Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?
Ответы: Нет, не думали. Для этих людей церковь не Дом Божий, а средство получить материальные блага. Они не верят в Бога, поэтому так делают. Жалко семью колоколов, непонятно, почему умирающие родители не обвиняют тех, кто их убил.
Индивидуальное сообщение ребят по теме «Отношение к своим врагам христианина», «Русская православная церковь после Октябрьской революции» (Приложение 5,6).
IV. Рефлексия (групповая творческая работа).
Ребята дифференцировано разбиваются на группы по 5- 6 человек, пока идет работа в группах, в классе звучит диск «Ростовские колокольные звоны» (Приложение 7).
Задание группе №1.
Допишите окончание рассказа.
Задание группе №2.
Расскажите от первого лица дальнейшую историю Бим-Бима.
Задание группе №3.
Изобразите историю семьи колоколов при помощи цвета (семейный портрет, герб семьи, иллюстрации).
Задание группе №4.
Продолжите историю жизни, оставшихся в живых братьев и сестер Бим - Бима.
Выполнив задание, группы познакомили класс с результатом. Первой выступила группа №3 (художники). Они представили семейный портрет в виде матрешки - колокола: внутри папы - колокола находится вся его семья, он ее оберегает и защищает (Приложение 8).
Группа №2 рассказала о том, что Бим-Бим исполнил сою мечту и стал морским колоколом, и никогда не возвращался туда, где погибла его семья.
Группа №3 представила, что братья и сестры Бим-Бим выйдут замуж, поженятся, будут искать брата и для этого напишут на программу «Жди меня» и через несколько лет встретятся.
Группа №1. Ребята закончат сказку очень хорошо, что семья будет вместе, братья и сестры соберутся, чтобы снова звучать на колокольне. Только произойдет это очень не скоро, так как у каждого из них еще очень много дел.
Учитель: Дорогие ребята, время нашего урока подошло к концу. Мы познакомились с замечательным автором и его непридуманными историями. Какие наблюдения вы для себя сегодня сделали, что нового узнали?
Ответы: Мы узнали, про детского писателя Николая Агафонова, про историю нашего государства и традиции русской семьи.
V.Домашнее задание: Дочитайте самостоятельно текст притчи и сравните его с вариантом ответа групп. Представьте свою семью в цвете и вспомните или спросите добрый совет у своих родителей, запишите его в тетрадь по литературе и объясните, как вы его понимаете. Спасибо за урок!
Список литературы:
Агафонов, Николай Викторович, протоиерей, Непридуманные истории: рассказы. СПб.: Приход святителя Игнатия (Брянчанинова) в Старом Петергофе, 2008.- 504с.
Календарь на 2007. Воины Христовы, М.,2006.
Приложение 1.
Агафонов Николай Викторович родился в 1955г. 13 апреля на Урале в семье инженера. Дедушка по материнской линии Чащин Николай Трофимович был офицером Белой армии. Расстрелян НКВД в 1937 году. Бабушка Чащина Муза Николаевна была интеллигентной русской женщиной и оказала большое влияние на воспитание внука в русских патриотических традициях. Его мама Любовь Николаевна привила своему сыну любовь к чтению художественной литературы. Стихи Николай начал писать с 5 лет. Участвовал в редколлегии настенной школьной газеты. Пробовал в детские годы писать сказки, рассказы и имел твердую уверенность, что когда-нибудь обязательно станет писателем.
В шестом классе, начитавшись романов Жюль Верна, Майн Рида и Фенимор Купера, сбежал из дома, задумав совершить путешествие в Америку. Его мать, отчаявшись найти сына, впервые в жизни переступила порог храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Тольятти. Там она обратилась с молитвой к Божьей Матери о том, что бы Она наставила сына на путь истинный. Через неделю сын нашелся в детском приемнике распределителе г. Куйбышева, куда милиция свозила всех беспризорников. Молитва матери о своем сыне не прошла бесследно и для самого Николая. Он все чаще стал задумываться о смысле жизни. Когда ему исполнилось 16 лет, он вдруг осознал, что жизнь человеческая скоротечна и придет неизменно конец этой жизни. «И что будет тогда?»  ─ размышлял он. Что произойдет за той гранью, которую называют смертью? Неужели только вечный могильный мрак и полное исчезновение личности? Тогда для чего человек живет, если вместе с угасанием сознания исчезает и сама жизнь, как будто ее и не было? Он вдруг воочию увидел себя, как бы со стороны, умирающим старцем. Еще мгновение и весь этот мир, где он любил, творил, страдал и радовался, исчезнет раз и навсегда. Пораженный этим видением, юноша пришел в школу к классной руководительнице, чтоб узнать, для чего человек живет и есть ли в этой жизни смысл?
Учительница сказала ему, что смысл жизни в труде на благо будущих поколений, которые будут жить при коммунизме. Этот ответ не удовлетворил Николая, так как он не захотел быть «навозом», удобряющим «почву» для блага будущих поколений. Тогда классная руководительница предложила другой вариант смысла жизни: «Когда ты станешь взрослым, - говорила она, - у тебя будут дети. Вот в них-то и есть смысл жизни». «Но ведь я тоже чей-то ребенок, ─ воскликнул Николай, ─ и, значит, это смысл жизни моих родителей, но они тоже чьи-то дети. А может у меня вообще не будет детей? Что же это за смысл в рождении детей, обреченных, как и ты, на смерть? Есть ли у меня собственный смысл? Учительница ничего не смогла ответить, а посоветовала меньше думать об этом, а жить как все. Начало этого богоискательства завершилось в армии (об этом подробно в рассказе «Как я поступал в Духовную семинарию».) В 16 лет, перейдя на обучение в вечернюю школу, Николай пошел работать на строительство ВАЗа. 1973-1975 года - служба в рядах Советской армии, в ракетных войсках. Вернулся из армии сержантом, отличником боевой и политической подготовки, специалистом 1-го класса. В 1976 году поступал в Московскую Духовную семинарию. (Об этом подробно в рассказе «Как я поступал в Духовную семинарию»). В 1977 году женился на дочери Самарского протоиерея Иоанна Державина ─ Иоанне, (Жанне), которая стала его верной спутницей жизни и незаменимой помощницей во всех церковных делах (один эпизод из жизни тестя лег в основу рассказа «Командировка в иную реальность»).19 августа 1977 года в праздник Преображения, архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычевым) Николай Агафонов был рукоположен в сан диакона в Покровском соборе. С 1977 по 1979 год служил диаконом Казанской церкви города Тольятти, где создал подпольный религиозный кружок молодежи. Многие ребята из этого кружка впоследствии стали священниками, а девушки женами священников или монахинями. Такая бурная деятельность не осталась не замеченной безбожными властями и за семьей диакона установилась слежка. В 1979 году диакон Николай Агафонов переехал в Пензенскую епархию, где архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом (Тихоновым) рукоположен в сан пресвитера и направлен настоятелем Михайловской Церкви в с. Вадинск. (Приезд в это село явился мотивом для создания рассказа «От чего курица спятила с ума»). Здесь отец Николай организовал тайную Воскресную школу для детей прихожан. (Одно из событий этого периода легло в основу рассказа «Попутчик»). В 1982 году его переводят настоятелем в Казанскую Церковь г. Кузнецка, где он служил до 1984 года. (Здесь он разворачивает хозяйственную деятельность, часть которой описана в рассказе «Шутник»). В 1984 году отец Николай переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем в Никитскую Церковь, а затем в 1985 году переводят священником Казанского кафедрального собора (рассказы: «Чудо в степи», «Историческое событие»). В 1988 году он поступает в Ленинградскую Духовную Академию («Я отпускаю его с миром», «Собрание»). В 1992 году, по окончании Академии, Синод Русской Православной Церкви назначил отца Николая ректором Саратовской Духовной Семинарией (рассказ «Штрихи к портрету архиепископа Пимена»). В 1993 году за труды по возрождению семинарии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II награждает отца Николая правом ношения наперстного креста с украшениями. В 1997 году отец Николай переезжает вновь в Волгоград, где его назначают настоятелем церкви св. великомученицы Параскевы и заведующим миссионерским отделом епархии. В 1998 году он строит первую плавучую Церковь «Святитель Иннокентий», а в 2000 году второй плавучий храм «Святитель Николай» (рассказ «Плавучий храм»). В 1999 году за строительство плавучего храма протоиерей Николай Агафонов был  награжден орденом Русской Православной Церкви «Святитель Иннокентий» III степени. С 2001 года отец Николай серьезно увлекается писательской деятельностью. Уже в 2002 году его два рассказа печатаются в литературно-художественном журнале «Отчий край» г. Волгограда. В этом же 2002 году он переезжает в г. Самару, где становится преподавателем богословия в Самарской Духовной Семинарии и первым настоятелем храма св. влм. Георгия на площади Славы в Самаре один за другим из-под его пера выходят новые рассказы, которые печатаются в литературном журнале «Русское эхо». Подлинный расцвет литературной деятельности связан с именем Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, который поддержал начинающего писателя и благословил его издавать свои произведения. В 2002 году выходит в свет его первый сборник рассказов под общим названием «Неприкаянное юродство простых историй» в литературно-художественном альманахе «Малиновый звон», а затем в этом же альманахе в 2004 году выходит второй сборник рассказов «Преодоление земного притяжения». В этом же году издательство «Библиополис» выпускает первую книгу рассказов «Неприкаянное юродство простых историй», 7 тыс. тиражом. Тираж очень быстро расходится по России и изд. «Библиополис» дважды повторяет тираж книги общим количеством 10000 экз. В Самаре в 2004 году также выходит книга рассказов «Преодоление земного притяжения», общим тиражом 9 тыс. экз. В 2005 году в Москве выходит сборник рассказов тиражом 10000 экз., а в Самаре 5000 экз. Ко дню 60-ти летия  Победы в 2005 году в С. Петербурге выходит новый сборник рассказов «Мы очень друг другу нужны» тиражом в 11500 экз. Общий тираж книг в настоящее время достиг 51000 экз. 18 октября 2004 года отца Николая принимают в Союз писателей России. Православная Церковь Словакии и Чешских земель наградила отца Николая в 2004 году орденом «Св. кн. Ростислава Моравского» III степени.
В этом же году протоиерей Николай Агафонов стал лауреатом областной литературной премией Н. Г. Гарина-Михайловского за книгу прозы «Преодоление земного притяжения» и сохранение духовной составляющей русской литературы.
Приложение 2.

Фото Николая Агафонова.http://kirsat.narod.ru/
Приложение 3
Книги и публикации Николая Агафонова



Книги и публикации Николая Агафонова
http://kirsat.narod.ru/
Приложение 4
Традиции русской православной семьи.
Семья, по определению Ивана Ильина, есть «первый, естественный и священный союз, в который вступает человек... Семья и национальная культура неразрывны, едины. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.
Важной традицией православных семей является многодетность. В многодетной семье старшие дети учатся возиться с малышами - играть, кормить, укладывать спать, таким образом, готовясь к материнству и отцовству. Среда многодетной семьи (разновозрастного детского коллектива) несравненно более полезна для воспитания детей, чем одновозрастного (например, детского сада). В многодетной семье меньше предрасположенность к избалованности, детям в такой семье приходится привыкать трудиться с самых малых лет.
Приложение 5.
О ЛЮБВИ К ВРАГАМ
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 31-36).
Приложение 6
Русская православная церковь и революция.
... взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия,
высшей степенью унижения русского народа,
точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением,
воскресением России"
Владимир Солоухин "Последняя ступень"
После Октябрьской революции и установления советской власти началось атеистическое переустройство общества. Первым и сокрушительным ударом по Русской Православной Церкви был декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства». Затем последовала национализация церковного имущества, изъятие в 1922 церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов в 20-30 и, наконец, физическое уничтожение священнослужителей и монахов. Попущением Божьим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, полилась кровь мучеников. Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской 20 века. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). 25 января 1918 года вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: "Что, вы здесь меня хотите расстрелять?" Один из них ответил: "А что же, церемониться с тобою?" Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: "Но только поскорее”! Митрополит воздел руки кверху и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром", - потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас благословляет и прощает". И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и в упор сделали еще несколько выстрелов. Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.
www.hram.infoПриложение 7.
1524052070Задание группе №1.
Допишите окончание рассказа.
5053965178435
Задание группе №2.
Расскажите от первого лица дальнейшую историю
Бим-Бима.
15240-1270Задание группе №3.
Изобразите историю семьи колоколов при помощи цвета (семейный портрет, герб семьи, иллюстрации).
3590925286385
Задание группе №4.
Продолжите историю жизни,
оставшихся в живых братьев и сестер Бим - Бима.
Приложение 8.