Конспект урока по ОПК Колокола 4 класс

Урок разработан по предмету Основы Православной Культуры. 4 класс.


Колокол-это голос церкви,
Зовущий издалека.
И посылающий равномерный привет
И дворцу, и лачуге.
( Паоло Мантгацца)

В 4 классе уроки истории религиозной культуры посвящаются православию как традиционной религии, образующей культуру России.

Тема. Колокола на Руси.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Цель: познакомить детей с историей возникновения христианских колоколов, появлением колоколов на Руси.
Задачи. 1) Донести значение колокола для православного человека.
2) Развивать умение у детей ориентироваться в исторических события.
3)Развивать навыки анализа исторических событий с точки зрения
современного человека
4)Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за историческое
прошлое русского народа и нашей малой родины.
Оборудование: интерактивный комплекс обучения, политическая карта мира, диск с
записью пения колоколов, диск с компьютерной презентацией,
плакат с изображением колокольни, демонстрационный колокол,
колокольчики на партах у каждого учащегося
(глиняные, металлические),
колокольчики, вырезанные из бумаги, карточки с заданиями.

Ход урока.
Слайд 1.
Организация детей на занятие
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, что пригласило нас на урок?

Уч-ся. Нас на урок пригласил школьный звонок.
Учитель. Назовите корень в слове звонок?
Уч-ся. В слове звонок корень звон.
Учитель. А как еще мы называем школьный звонок?
Уч-ся Школьный колокольчик.
Учитель. Значит, звон колокольчика оповестил нас о времени, которое отведено для получения новых знаний.
2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Ребята, а вы знаете, когда и где родился первый колокольчик? (Нет.) А хотите узнать? (Да.)
Ну, тогда я расскажу вам, когда же и где родился первый колокольчик и о колоколах на Руси.

.Знакомство с новым материалом.

Слайд 2 Древние предки колокола это 1.Колокольчик и 2.Бубенец. Они были обнаружены во многих странах мира в Китае, Японии, Египте.
(работа с картой). Но большинство ученых считают родиной колокольчиков и колоколов Китай. Потому что именно в Китае впервые научились отливать бронзу, там же и были найдены древнейшие колокольчики, которые относятся к XXIII- XXI векам до н. э. Ребята, а как мы еще называем время до н. э?
Уч-ся. Время до нашей эры мы называем до Рождества Христова.
Так вот эти колокольчики имели небольшие размеры от 4 до 6 см.
В Китае очень увлекались колокольной музыкой, а технология отливки колоколов достигла такого совершенства, что позволяла изготавливать колокола с заранее заданным тоном звучания.
Слайд 3. Первые же христианские колокола появились в Западной Европе в конце iv, начале v веков. (работа с картой)
По преданию в Южной Италии в г.Нола провинции Кампаньи епископ Павлин Милостивый отлил первый колокол для церкви.
Однажды он удрученный людским неверием и равнодушием взмолился к Господу со словами:
«Воззови, Господи, гласом своим к этой бедной и грешной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание твое. Открой облака, которые нас разделяют».
Измученный духовными переживаниями епископ уснул на зеленом высоком холме. И во сне он увидел ангелов сходящих с облаков к холму, который был весь усыпан росшими здесь цветами-колокольчиками. Ангелы стали раскачивать стебельки цветков, и все пространство наполнилось дивным, серебристым звоном, который исходил от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился отлить первый христианский колокол.
Слайд 4. По форме похожий на цветок-колокольчик, по звукам на ту прекрасную музыку, которую он услышал во сне. От названия местности произошли и названия первых колоколов.
Слайд 5. Это были Кампаны и Нолы. Они помещались перед входом в храм
В православные храмы колокола попали в ix веке от венецианского дожа Орсо i, который подарил 12 колоколов византийскому императору Михаилу 3.
Византийцы полюбили колокола и для них построили колокольню рядом с константинопольским собором
Слайд 6. Святой Софьи.
.Ребята, скажите, а какая религия является государственной для нашего народа?
Уч-ся. (Христианство).
Учитель. Как христианство пришло на нашу землю? ( Ответы детей)
Среди церковной утвари привезенной князем Владимиром из Византии упоминается ли о колоколах? ( Нет)
Но к xii веку колокола постепенно стали попадать на русскую землю.
Прислушивалась православная Русь к колоколам, сердцем проверяла и приняла, полюбила.
А уж что полюбится русскому народу, то становится значимым, дорогим и с ним он уже не расстается. Ведь широка русская душа, многое она принимает, развивает, включает в свою национальную культуру. А если оно наполняется еще и православным содержанием, помогает помнить и славить Бога, то это обретает особую ценность. К таким ценностям и относятся колокола. Русская земля придала колоколам ангельское призывное пение.
Дело в том, что заимствованные колокола звонили совсем по иному. Это зависело от способа извлечения звука из колокола. Чтобы извлечь звук, нужно было раскачивать сам колокол. Он ударялся о неподвижный язык и издавал звук.
Такой способ звона назывался очепным. Он не позволял использовать колокола больших размеров.
Слайд 7.
(показ очепного способа извлечения звука из колокола)
Но русские мастера, приложив смекалку, учли все возможности и недостатки известных способов звона и изобрели свой, которым, пользуются и до наших дней. Это значит, что раскачивается язык и, ударяясь о края колокола, извлекает звук. Такой способ звона называется язычным.
Слайд 8.
(показ язычного способа звона) Русский способ звона позволяет использовать колокола в сотни и даже тысячи пудов. Русский способ звона создал неповторимое, русское колокольное многозвучие. И вот уже к xiv веку наряду с иноземными колоколами стали появляться колокола русских изготовителей. Отливали колокола на Руси из меди, бронзы, серебра, были колокола позолоченные и даже глиняные.
Ребята, а как вы думаете, что самое главное для колокола? (Благозвучие и прочность) Да, самое главное для колокола это прочность и благозвучие. Лучшими по звону признаны колокола, отлитые из традиционного соединения и соотношения двух
металлов: олово, добавленное в медь. Красота звука еще зависит от формы колокола и толщины его стенок. Присутствие же драгоценных металлов не влияет на качество звучания. На Руси быстро развивалось колокольное дело. К 1917 году в России звучало уже более миллиона колоколов. Колокольные звоны были символом духовного и государственного единства России.
Слайд 9. Вершиной колокольного искусства стал Царь- колокол. Голландский путешественник, посетивший Москву, в 1675 году писал. Раскачивают язык колокола 50 человек. От его звука дрожит и сотрясается земля.
По величию, разнообразию, красоте и музыкальности колокольного звона Россия не знала и не знает себе равных.
Ребята, у вас есть уникальная возможность услышать многозвучие колоколов Свято-Введенской Оптиной пустыни. Это мужской монастырь, который находится в Калужской области. Этот монастырь был основан в начале 15 века старцем Оптой, бывшим атаманом шайки разбойников. Но он искренне раскаялся в своих грехах и стал монахом, получив новое имя Макарий.
Слайд 10. ( Просмотр и прослушивание колокольного пения колоколов Свято- Введенской Оптиной пустыни).
Ребята, услышали ли вы, колокольное многозвучие? (Ответы детей.)
Колокольный звон сопровождал русского человека в течении всей жизни. Звал в храм на службу, предупреждал о пожарах и войнах, сообщал о торжественных, общенародных событиях. Колокола были разных размеров, видов, имели разные названия и даже репертуар. Для русских людей настолько привычно было участие колокола в их жизни, что они хорошо понимали его язык и настроение.
Вот некоторые виды колоколов:
Слайд 11. Сторожевые. Колокола, которые предупреждали об опасности, звонили во время нашествия врага. Их звон был энергичным, тревожным, чтобы поднять народ, пробудить его.
Вечевые. Что значит слово «вече»? ( Народное собрание.)
Звон этих колоколов собирал народ на народное собрание. Ведь в старину в принятии важных вопросов принимало участие все взрослое население города.
Вестовые. От какого слова? ( Весть, новость.)
Так же, как и сторожевые они предупреждали об опасности. Обычно устанавливали их в приграничных городах.
Путевые или метельные. Прерывистым боем помогали заблудившему путнику найти дорогу в метель или снежный буран. О таких колоколах мы теперь только в книгах можем прочесть.
Современная культура располагает совсем иными средствами оповещения.
Какими?
Уч-ся. ( Радио, телевидение, газета, телефон и др.)
Но колокола в России продолжают жить. Они, как и прежде зовут народ в храмы.
А еще русский человек нашел способ не расставаться с любимым колокольчиком и приспособил его в быту. Даже в школах сложилась добрая традиция, связанная с колокольчиками. Первоклассники начинают свою школьную жизнь со звона школьного колокольчика, закончив 11 классов, юноши и девушки уходят во взрослую жизнь тоже под звон колокольчика. Для них звучит прощальный звонок.
Колоколам и колокольням посвящали стихи, песни, слогали легенды. Одну из них вам расскажет Саша Джалили.
Уч-ся. Когда Наполеон вступил в Москву, а случилось это в 1812 году. Он решил взорвать колокольню, в отчаянии, что город ему не сдался. Солдаты Наполеона подложили под колокольню большое количество пороха и подожгли. Раздался сильный взрыв, колокольня взлетела в воздух, а затем опустилась на прежнее место, цела и невредима. Речь идет о колокольне Иван Великий. Это самая высокая колокольня в Москве
Слайд 12. Ее высота с крестом 83 м ,66 см. В ней 4 яруса и звучит 37 колоколов.
Слайд 13. Колокольня Свято- Троицкой Сергиевой лавры.
А это самая высокая колокольня в России. Чем выше колокольня, тем дальше слышен ее звон.
Ученые установили, что в волнах колокольного звона гибнут многие вредные для человека микробы. И в старину, когда начиналась эпидемия чумы, звонили во все колокола. Тем самым, пытаясь исцелить народ от страшного недуга.

4 Физкультминутка.

Ребята, пришло время и нам с вами заселить колокольчики в нашу классную колокольню. Заселение колокольчиков мы будем сопровождать добрыми и светлыми пожеланиями для своих близких, друзей и всех тех, кто находится в нашем классе.
(заселение колокольчиков в колокольню)
Ребята, а как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы наша колокольня ожила?
Уч-ся. Зазвонить в колокольчики. ( дети встают с мест и звонят в колокольчики)
Вот и ожила наша колокольня. Звон колокольчиков разлетелся по всему классу, по всей школе, а вместе со звоном колокольчиков разлетелись и наши добрые и светлые пожелания. И мы с вами снова услышали многозвучие колокольного пения, так как у каждого из вас колокольчики разных размеров, формы, изготовленные из разных материалов.
Чтение стихотворения детьми Г. Голуб. « Колокола».
Колокола!
Ваш звучный звон-
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и звон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Колокола-
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон-
Связующая нить
Меж будущим и настоящим.
Говоря о колоколах нельзя не упомянуть о нашем городе Стародубе, одном из древнейших городов земли русской. Ребята, а в каком году он был основан? (1080 г.) На нашей стародубской земле отливали колокола, которые славились своим звоном далеко за ее пределами. С 30-40 гг. xix века почти до Октябрьской революции 1917г, в г. Стародубе существовал колокольный завод. Это был один из 20 подобных заводов Российской империи на начало 20 века. Наиболее известными мастерами по отливки колоколов были братья Василий и Макар Яковлевичи.
Слайд 14. Когда-то на территории г. Стародуба насчитывалась 31 церковь.
Ныне действующих осталось 3 церкви. Это Рождественский собор, Богоявленская церковь, Свято- Никольская церковь.
В них, как и прежде звучат колокола, приглашая жителей города и окрестных деревень в храм на службу.

5. Закрепление изученного материала.

Ну вот, ребята, наш урок потихоньку подходит к концу.
Скажите, пожалуйста, чему мы посвятили наш урок?
Уч-ся. Наш урок мы посвятили возникновению колоколов и колоколам на Руси.
Учитель. Так кто же из вас сможет назвать тему нашего урока?
Уч-ся. Тема нашего урока «Колокола на Руси».
Слайд 15. ( Колоколам на Руси.)

6. Проверка усвоения нового материала.
На столе, у каждого из вас лежат листочки, переверните их и запишите тему нашего урока.
.
Заполните таблицу.
В каком веке стали появляться колокола на Руси?
Как называется русский способ звона?
Виды колоколов.
Самый большой колокол?






7. Итог урока.

О чем вы еще узнали сегодня на уроке?
Было ли что-то в рассказе, что вас удивило?
Появилось ли у вас желание узнать больше о колоколах?
Ну, тогда я вас с нетерпением буду ждать на следующем уроке.

8. Домашнее задание по выбору.
1. Нарисовать сон епископа .
2. Подготовить доклад о Царь – колоколе или колоколах г.Стародуба.
3.Подобрать стихи о колоколах.