Урок на тему: «Колокольные звоны России»
Технологическая карта урока по музыке
Дата: 29.11.2016
Класс: 4 б
Практикант: Позднякова Виктория
Тема: «Колокольные звоны России»
Цель: Формирование значения колокольного звона в жизни русского народа
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с видами колокольных звонов «Трезвон» и «Благовест»
Развивающая: расширить слуховой опыт учащихся
Воспитательная: Воспитать любовь к Родине, ее истории.
Универсальные учебные действия:
- личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- познавательные: использовать знаково - символические средства, в том числе и модели и схемы для решения задач;
- регулятивные:проявлять познавательною инициативу в учебном сотрудничестве;
- коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Авторский медиапродукт:
Словарь:
Используемые источники:
Ход занятия
Деятельность учителя Содержание Деятельность ученика Формируемые УУД
1 этап. Вступительная часть
Мотивирует учащихся к уроку
Создает эмоциональный настрой на работу. Звучит праздничный звон.
О, Русь, благословенная моя
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещный звон
колоколов отчизны
Тот чудный гул,
идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу
Призывом к дальней жизни безмирских страстей,
И родником ,где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый звон-
Руси наследие святое
Моё причастие к тебе
да будет вечным,
Как и всё живое…
- Здравствуйте, ребята ! Урок начала стихотворением Евдокии Растопчиной. Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
Расшифровывают анаграмму. По очереди комментируют, обосновывая свой выбор. Л.: понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
К.: уметь совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке , в группе и следовать им.
2 этап. Основная часть
Звучит звон колоколов «Благовест»
Звучит «праздничный трезвон» Красный Лаврский трезвон
Звучит отрывок из оперы «Бориса Годунова»
Звучит из оперы «Славься Сусанин» М.И. Глинки
И «праздничный трезвон» Красный Лаврский трезвон
- О чём с восхищением и любовью говорит автор? ( О колоколах, колокольных звонах)
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение, попробуйте назвать? (Восхищения, любви, гордости)
- Вы правы, и сегодня мы узнаем о колокольных звонах и их значении в жизни русского народа. Тема нашего урока «Колокольные звоны России».
- На Руси с особой любовью почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники. Посмотрите, послушайте, какие чувства у вас вызовет колокольный звон?
СЛУШАНИЕ ЗВУЧАНИЯ КОЛОКОЛОВ
- Скажите, что вы почувствовали, когда звучали колокола? ( Свет, радость…)
Колокола звучат по - разному, рассказывая людям о тревогах и радостях.
- Да, музыка эта светлая, радостная высокая! Такой настрой нам сейчас и нужен. Давайте звуком своего сердца передадим это настроение.
- Когда, вспомните, в каких ситуациях могли звучать колокола? ( ответы - во время вьюг и метелей звонили часто в колокола сельские колокольни – давали знак и направление, чтобы люди не потерялись в пути - метельный
(спасательный) звон, встречали царей, патриархов, победителей в войнах – (пограничный звон) А характер звона будет одинаков при встрече победителей и при опасности ( пожаре)?
-Как вы считаете, когда звучит Благовест - созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую, радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Совершался благовест так: сначала производится 3 редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют первые удары.
- Представили? Кто исполнит благовест? (исполнение)
-Попробуйте исполнить на лафоне и треугольнике по очереди.
-Похожи звуки между собой?
-А теперь прослушайте и сравните ваше представление с мелодией, которая сейчас прозвучит.
- Когда звон в несколько колоколов бывает в три приёма – то это трезвон. Он выражает христианскую радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения.
-Попробуем исполнить его на ксилофоне.
-Прослушаем и сравним ваше исполнение с «праздничный трезвон» Красный Лаврский трезвон
-Колокольный звон присутствует и в опере «Бориса Годунова»
- Какой звон вы услышали? ( Если судить по настроению?) (Праздничный)
-Как вы считаете, звучит 1 колокол или несколько?
-Ребята а вы знали, чтов России было и есть множество колоколов, у нас и простор для такой музыки, но самый большой в России и в мире колокол всего один. Как он называется? (Царь-колокол)
- Создание колоколов считалось делом Божьим. С 16 века колокололитейное дело получает особый размах, но требует очень высокого мастерства.
- Колокольные мастера не были застрахованы от неудач, ведь их опыт основывался на десятке - другом колоколов. Сделать больше было просто невозможно физически мастеру. Бывало, один колокол отнимал 2-3 года труда. И всё это время мастер, отливавший колокол, не был уверен в результате. Можно представить его разочарование в момент первого удара, если тон колокола хоть чуть-чуть, да отклонялся от ожидаемого (до, соль). Неудача обычно закреплялась и в названии колокола. Среди знаменитых колоколов Ростова - Великого есть « Медведь», « Баран». Тем более удивительна великолепная удача мастеров: в той же Ростовской звоннице – « Лебедь», «Сысой», « Полиелей» дают точное мажорное трезвучие – до –ми –соль.
- К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 тысяч пудов церковных колоколов. (К началу 20 века) Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству колоколов все страны.
-Давайте прослушаем хор из оперы «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Кто-нибудь знгает содержание этой оперы?
Заключительное действие оперы – эпилог переносит нас в Москву на Красную площадь. Народ празднует победу над врагом, славит родную землю, погибших героев, славит воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. Сверкающей радостью народной победы звучит ликующий хор «Славься». В величавом и мощном прославлении родной земли под колокольный звон слились воедино хор и оркестр.
- Послушайте, пожалуйста. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Подумайте, почему опера заканчивается таким торжественным хором и поднимите руку в тот момент, когда услышите звон колоколов.
Этот хор лёг в основу написания гимна России. Могучая патриотическая опера Глинки построена на остром контрасте подвига Сусанина, его гибели и торжества в спасённой от врагов Москве. Героизм русского народа и любовь к Родине были воспеты Глинкой в опере «Иван Сусанин».
И по сей день в памяти народа сохранился подвиг соотечественников. День 4 ноября в нашей стране – красный день календаря. Это День Согласия и Примирения, он напоминает нам о событиях 1612 года, когда под предводительством Минина и Пожарского с русской земли были изгнаны польские захватчики.
Послушайте известную русскую народную песню и обратите внимание, как в ней изображается колокольный звон? (исполняет солист и мужской хор, хор имитирует звучание колокола бом-бом)
Включаю хор «Вечерний звон»
В особенность звучания этого хора? (мужской, есть солист, а хор имитирует звучание колоколов, используя звон - бом-бом). О чем поется в этой песне?
Как бы вы назвали эту песню?
Название русской народной песни легко определить. Она берет свое название из первых строк.
-Как её назовем? («Вечерний звон»)
-Я предлагаю вам принять участие в исполнении этой русской народной песни, и мы украсим звучание колоколов игрой на треугольниках, а остальные будут имитировать звон колоколов голосом - бом-бом.
Сначала без музыки отдельно треугольники попробуют проиграть, потом те, которые изображают звон голосом.
Теперь работаем под музыку. Украсим звучание этой песни нашей красивой игрой.
-М.о. О чем же нам могут рассказать колокольные звоны? О чем нам рассказал вечерний звон русской народной песни? (умиротворение, размышление может быть о прожитых годах)
Колокола – это символ России, ее голос, ее глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека – открытая и широкая. И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучит самый светлый колокольчик.
Разучивание песни.
-Под вечерний звон колоколов люди молятся, поднимая свои глаза в небо.
-Скажите а что появляется в небе вечером?
-Верно, мы с вами можем увидеть звездопад!
-А вы знали что существует песня о звездопаде и сегодня мы с вами ее разучим первый куплет и припев.
-Но для начала давайте прослушаем ее.
-Какой характер у этой песни? Какое настроение?
-Какой темп песни?
-С чего начинается эта песня (С куплета).
-А как называется вторая часть песни (Припев).
-О чем пелось в этой песне? (о звездопаде, о мечте).
-И так, сегодня мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни.
- Еще раз слушаем первый куплет, следим глазами за текстом и в полголоса пытаемся пропеть.
- Для того чтобы ваш голос красиво звучал вам необходимо ровно сесть, убрать все лишнее из рук и положить текст перед глазами.
- Для первого раза получилось довольно таки не плохо, и для того чтобы получилось еще лучше, поем сейчас в полный голос, но не кричим, и петь нужно тоненьким голосом.
- Уже получилось лучше.
(По рядам, мальчики девочки)Внимательно слушают учителя, озвучивают ответ, обосновывая его.
Размышляют, отвечают на вопросы учителя.
Прослушивают песни Л.: + учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
Л.: + широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
Р.: + оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Р.: + вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
П.: + осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
П.: + использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
П.: + владеть рядом общих приемов решения задач;
К.: + допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
К.: + активно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
3 этап. Заключительная часть
Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на уроке - Сегодня к колоколам, как части нашей истории, приковано пристальное внимание, в том числе первых лиц нашего государства. Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, приехавшему на празднование 1150 – летия Великого Новгорода, предложили первому ударить в 2-х тонный колокол «Благовест».
- Колокольный звон возник на Руси тысячу лет назад, и постепенно развился от простого сигнала до ярких художественных произведений. Развивая музыку звонов по законам народного искусства, музыканты – звонари создали поистине симфонию звонов.
Какие звоны вы запомнили? (ответы)
-А ещё свадебные, погребальные, малые, будничные, пасхальные и ещё множество других, способных выразить эмоциональное состояние человека, его духовность.
- Что значит для России колокол, колокольный звон? (Это голос Родины, это музыка нашего народа, с ним человек рождался и умирал, это сама жизнь, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры.)
- Спасибо вам, ребята, за урок. Вы все получите оценки за викторину. А особенно мне хотелось бы отметить работу на уроке и поставить оценку … всем отлично. Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Р.: + способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
П.: + делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
Методист: _____________________________________________________
Учитель: ______________________________________________________