Литературная композиция «Памяти Чехова»
Литературная композиция «Памяти Чехова»
Цели: расширить представление студентов о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
1. Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова, как человека и писателя, формировать познавательный интерес к литературному наследию страны;
2. Развивать интеллектуальный, эстетический потенциал учащихся, актёрские навыки;
3. Вдохновить учащихся на активизацию своего творческого потенциала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, книги, свеча на столе, портрет.
Ведущий 1. (Слайд 1)Чехов! Прекрасное чистое имя!
Когда говоришь Чехов, возникает особое чувство, может быть, даже чувство счастья, что жил этот человек. Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые коллеги и ребята! Сегодня мы приглашаем вас в литературную гостиную, чтобы вместе перелистать некоторые страницы жизни и творчества замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова.
Ведущий 2. Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратнотает, а ее пламя как человеческая душа. Она трепетна, а свет ее беззащитен и нежен. Но пока она горит, нам хорошо с ней, она разделяет нашу боль и нашу радость.
Чтец: отрывок из стихотворения Е. Евстигнеева «Над книгой Чехова».Никто об этом больше не расскажет!Закрой глаза – и вновь перед тобойЗнакомые по книгам персонажиВозникнут зримо длинной чередой.А там, где площадь выметена чисто,При фонарях в вечерней тишинеУвидишь на прогулке беллетриста – Знакомую бородку и пенсне.Благодари, встречай его с поклоном,Ведь многое он людям рассказал.
Ведущий 1. (Слайд 2) А.П. Чехов родился в Таганроге, это был российский провинциальный город: трактиры, лавки, пустыри на улицах было неинтересно, звучала разноязыкая речь, тянулась цепочка кофеен. В ясные дни тротуары были загружены толпой – здесь были греки, турки.
Осенью 1868г. Антона отдали в подготовительный класс таганрогской гимназии.
Для будущего писателя наступила пора, о которой он впоследствии говорил с грустью: «В детстве у меня не было детства».
Чтец
Грустное детство, холодное детство
Запечатлелось в душе,
И от него никуда не деться,
И не спастись уже.
Мысли и чувства приходят гурьбою
Все заполняя собой,
Но остается детство с тобою
Грустной строкой.
Ведущий 2. (Слайд 3)
Детей Павел Егорович жестоко сек за плохую отметку, за шалость, за забывчивость.
Чехов вспоминал:
Я был учеником 1го класса Таганрогской гимназии, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков.
Отворяется дверь, и в комнату входит отец.
- Тово-говорит Павел Егорович, я сейчас уйду по делу, а ты ступай, Антоша, ступай на лавку и смотри там хорошенько.
- На завтра уроков много
- Уроки выучишь в лавке. Ступай, да смотри там хорошенькоСкорее! Не копайся!
В лавке так же холодно, как и на улице. О латинском переводе нечего и думать. Завтра – единица, а потом строгий нагоняй от отца за дурную отметку (воспоминания А.П. Чехова)
Ведущий 1. Много лет спустя Чехов признался: «Я никогда не мог простить отцу, что он меня бил в детстве».
Даже лучшие черты Павла Егоровича – его несомненная деловитость, страстное увлечение музыкой – проявлялись в деспотической форме. Страстный любитель церковного пения, Павел Егорович организовал собственный хор, в котором его дети обязаны были петь.
Ведущий 2. Конечно, были у мальчика Чехова и радости, прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью. Дети очень любили ее.
«Для нас дороже матери ничего не существует», - писал Чехов.
Ведущий 1. У Антона были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал зубного врача. Все это он разыгрывал так забавно, что все покатывались со смеху.
Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях. (Слайд 4)
Инсценировка отрывка рассказа «Толстый и тонкий» (Вилесов Николай, Уляшев Андрей, Виктория Майн, А-14)
Ведущий 2. Вскоре в доме Чеховых был создан домашний театр. Первая пьеса была «Ревизор» и Антон играл роль Городничего. Нередко исполнялись сценки, которые сочинял сам Антон.
Шли годы, А.П. Чехов окончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. И чего он только не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.
Ведущий 1. Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Юный старец», «Человек без селезенки», «Брат своего брата». Предлагаем Вашему вниманию отрывок экранизации одного из ранних рассказов Чехова - «Смерть чиновника» (часть видео до 7.07) (Слайд 5)
Ведущий 2. Только что мы посмотрели отрывок из советского фильма 1971 года по рассказам А.П. Чехова «Эти разные, разные, разные лица» Все роли в фильме исполняет актер, режиссер, мастер художественного слова Игорь Ильинский.
Ведущий 1. Чехов смотрел на людей, на мир, бесстрашно и правдиво рассказывал обо всем, что видел вокруг. Рассказы Чехова – о людях. Его интересуют только люди. Разные характеры, разные натуры, люди хорошие и дурные, добрые и злые, умные и глупые. Рассказы написаны более ста лет назад, а сюжеты как будто из нашего времени и герои так похожи на наших современников. (Слайд 6) Представляем Вашему вниманию инсценировку рассказа «Пересолил». Роли играют Белоусов Егор и Гарбуз Александр (группа А-24).
Ведущий 2. Истинный сын своего народа Чехов, как и все лучшие люди России, искал ответа на важнейший вопрос что делать, чтобы изменить жизнь? (Слайд 7)
Антон Павлович искал цель, которая дала бы уверенность в его полезности для общества. Таким служением цели стала для Чехова его поездка на Сахалин.
Чтец
Такое не увидишь и в аду,
Здесь все страдают, взрослые и дети,
Их бросили бессмысленно в беду,
И обрекли на голод и на ветер.
Как защитить их жизни, их права,
Как облегчить их судьбы роковые,
Найти, сказать всем нужные слова,
И разбудить в нас помыслы благие.
Ведущий 1. (Слайд 8) « Я видел все», - писал Чехов, кроме смертной казни». Чехов заходил в зловонные, кишащие паразитами камеры, посещал больницы, где не было ни лекарств, ни грамотных врачей, спускался в сырые коридоры каменноугольных шахт, беседовал с прикованными к тачкам каторжниками. Постепенно эти огрубевшие, потерявшие человеческое подобие люди становились в его присутствии искренними и правдивыми. Казалось этот человек с ласковыми и внимательными глазами, всегда ровный и простой в обращении, будил в их душе давно заглохшие человеческие чувства. Итогом его восьмимесячной поездки явилась книга очерков «Остров Сахалин»
Ведущий 2. Чехов долгое время болел. Его болезнь – чахотка - прогрессировала. По настоянию врачей Чехов был вынужден в 1898 году навсегда покинуть Москву и поселиться на юге, в Ялте.
Посмотрим видео - отрывок рассказа «Дочь Альбиона» (46.13-51 мин) (Слайд 9)
Ведущий 1. (Слайд 10) Сестра Антона Павловича вспоминала, что, увидев впервые купленный братом участок, она едва не заплакала. Каменистый, без растительности, он находился далеко от моря; воды на нем не было. «В человека все должно быть прекрасно» Стремлением к красоте, воплощением вдохновенной мысли стал сад. Каждое дерево писатель сажал только сам.
Ведущий 2. (Слайд 11)В мае 1901 года Чехов женился на актрисе художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. В позднем счастье Антона Павловича было много горького. Оно пришло вместе с мыслями о смерти.
Ведущий 1. Личное счастье отразилось на творчестве писателя. В 1903году, Чехов написал последнюю свою пьесу «Вишневый сад», которая явилась его лебединой песней.
Послушаем чтение по ролям отрывка из пьесы «Вишневый сад»
Ведущий 2. Об этой новой жизни думал Чехов всегда и особенно последние годы жизни. Он умел видеть новое, крепкие ростки светлого будущего: он верил, что скоро наступит такое время, когда из русской жизни навсегда уйдут Пришибеевы, Беликовы, хамелеоны.
Ведущий 1. Всюду, где бы ни жил Чехов, был ли он болен или здоров, участие в общественной жизни оставалось душевной потребностью писателя. За помощью к писателю шли то учитель татарской школы. То еврейский мальчик, которого не принимают в гимназию, то чахоточные бедняки. На свои средства Чехов строил школы, библиотеки памятники, сады, постоянно заботился о том, чтобы его родной город Таганрог стал культурнее и красивее.
Презентация «Интересные факты» (Истомин Владислав, А-24)
Ведущий 2. (Слайд 12) Зиму 1904года врачи разрешили провести в Москве. Весной здоровье катастрофически ухудшилось: врачи решили отправить Чехова на лечение в Германию. 03 июня Чехов выехал из России. Томительно тянулись пустые дни, бессонные ночи. Все мучительней становилось удушье, но Чехов оставался все тем же: спокойным, немного насмешливым. Несмотря на болезнь, Чехов по-прежнему много работал.
Ведущий 1. Чехов скончался 02 июля 1940 года. Тело Антона Павловича было перевезено в Россию и похоронено в Москве на Новодевичьем кладбище.
Ведущий 2.«Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут», - писал А.П. Чехов.
Пожалуй, ни один из великих писателей не был так скромен в оценке своего труда. Немало времени прошло со дня смети Чехова, но каждое новое поколение , не только на родине писателя, но и далеко за ее пределами, видит в нем современника и друга.
Ведущий 1. Прожил Чехов всего 44 года. Когда он умер, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной литературы, но 4 деревенские школы, да шоссейнаядорога, да библиотека для целого города, да памятник Петру 1, да посеянный на пустоши сад.Ведущий 2. Так потихоньку сгорела еще одна свеча, удивительный свет которой мы почти не замечали. А может, мы все-таки стали хоть чуточку светлей?
Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьезный Чехов.
Роднит прошедшее так странно с настоящим:
И все не верится, что нас покинул он,
И все не верится, что есть его могила,
Когда бы надпись нам бесстрастно не гласила:
«Здесь Чехов схоронен».
Список источников:
1. Гущин М. Творчество А.П. Чехова. Харьков: Издательство Харьковского государственного университета им. Горького, 2012.
2. Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. М.: Советская Россия, 2010.
3. Рассказы и пьесы А.П. Чехова, 1985. Соб. соч.
15