Памятка для актера. Партитура роли.


МБОУДО ДЮЦ г. Северодвинск
педагог дополнительного образования Громова Н.В.

Памятка для актера
Партитура роли
Подобно тому, как музыкальный ансамбль исполняет созданную композитором нотную партитуру, где у каждого инструмента или голоса есть определенная партия, так и актерский ансамбль исполняет сценическое произведение на основе единой, для всех действенной партитуры спектакля, в которой каждому участнику отведена своя партия.
Партитура спектакля закрепляет логику и последовательность событий, развитие сценической борьбы; исполнители должны хорошо усвоить логику и последовательность своих действий в этих событиях и борьбе. И то и другое подготавливает к воплощению сквозного действия спектакля и каждого действующего лица.
Создание партитуры спектакля и отдельных ролей не есть какой-то самостоятельный этап работы. Она формируется на всем протяжении работы над ролью и пьесой. В результате длительных поисков и проб отбирается наиболее точная логика действий, которая затем и фиксируется в партитуре. По мере овладения ролью сознание актера будет все больше разгружаться от второстепенных задач, чтобы сосредоточиться на главных, составляющих сущность образа.
Тот же процесс можно обнаружить и в любой профессии, например пианиста, которому предстоит приготовить сложный фортепианный концерт. Он начинает с отработки отдельных сочетаний нот, сознательно определяя, каким пальцем удобнее брать ту или иную клавишу фортепиано. Многократные повторения пассажей, сначала каждого в отдельности, а потом и в соединении с другими, приводит к тому, что он перестает думать о пальцах и об отдельных нотах. Техника игры постепенно автоматизируется, и пианист от сочетания нескольких звуков переходит к исполнению законченных фраз и периодов произведения, а затем и больших частей, ощущая уже композицию всей партитуры в целом.
Так и актер на определенном этапе работы перестает отдавать внимание мелким действиям и приспособлениям, которые все больше переходят в область артистического подсознания, охватывая все более крупные отрезки роли.
Пока роль разбита на множество составных частей, актер еще далек от ощущения будущего образа. Об образе можно говорить лишь тогда, когда все наработанные действия, мысли, видения мизансцены и прочее начнут сливаться в одно целое, образуя непрерывную линию развития.
“Искусство зарождается с того момента, — писал Станиславский,— как создается непрерывная, тянущаяся линия звука, голоса, рисунка, движения.
Пока же существуют отдельные звуки, вскрики, нотки, возгласы, вместо музыки;
- отдельные черточки, точки, вместо рисунка; или
- отдельные судорожные дергания, вместо движения, не может быть речи ни о музыке, ни о пении, ни о рисовании и живописи, ни о танце, ни об архитектуре, ни о скульптуре, ни, наконец, о сценическом искусстве”.
Постепенное слияние многочисленных физических и словесных действий в одну непрерывную тянущуюся через весь спектакль линию сквозного действия роли составляет важнейшую заботу и творческую цель актера.
Создавая партитуру ролей и всего спектакля, актеры все более укрепляют логику и последовательность своего сценического поведения, все ближе подходят к овладению сквозным действием и сверхзадачей воплощаемого образа.
Партитуру надо уметь записывать, так как поиски точных формулировок помогут глубже проникнуть в сущность сценических событий и борьбы. Чтобы выработать этот навык, важно отражать весь репетиционный процесс в личных творческих дневниках.
Приступая к работе над ролью, необходимо заносить в дневник все то, что будет проясняться по ходу практических занятий. Вначале это факты пьесы, ее внешние обстоятельства и вытекающие из них элементарные физические действия. Приведу небольшой пример на отрывке сказки Сергея Козлова «Как Ёжик с Медвежонком приснились Зайцу».
По первому снегу Заяц прибежал к Медвежонку.
— Медвежонок, ты лучший из всех, кого я знаю, — сказал Заяц.
— А Ёжик?
— Ёжик тоже хороший, но ты — лучше всех!
— Да что с тобой, Заяц? Ты сядь, успокойся. Чего ты прыгаешь?
— Я сегодня проснулся и понял, — сказал Заяц, — что лучше тебя нет на свете.
Вошел Ёжик.
— Здравствуй, Медвежонок! — сказал он. — Здравствуй, Заяц! Вы чего сидите в доме — на улице снег!
— Я собрался идти к тебе, — сказал Медвежонок. — А тут прибежал он и говорит, что я лучше всех.
— Верно, — сказал Ёжик. — А ты разве не знал?
— Правда, он самый лучший? — сказал Заяц.
— Еще бы! — Ёжик улыбнулся Медвежонку и сел за стол. — Давайте чай пить! Стали пить чай.
— Вот слушайте, что мне сегодня приснилось, — сказал Заяц…

В дневнике можно записать простейшую линию действия:
Подбежал к двери домика Медвежонка, прислушался.
Постучал в дверь и пока ждал, когда Медвежонок откроет дверь, все время прыгал, согреваясь.
Вбежал в дом, и прямо с порога, не раздеваясь, начал обнимать Медвежонка, прыгать вокруг него и опять обнимать.
Только собрался начать рассказ, как зашел Ёжик. Бросился к нему и тоже начал обнимать.
По приглашению Медвежонка выпить чай, сел за стол.
Только собрался начать рассказ, но вижу аппетитную булочку, поэтому сначала съедаю пару кусочков, запивая чаем, а потом начинаю рассказывать, что приснилось…
Наиболее точная логика действий персонажа уточняется в репетиционном процессе.
На примере этого небольшого эпизода, можно порекомендовать:
планировать роль, записывая в свои дневники все, что нашли на репетиции, что удалось узнать нового о персонаже, что нафантазировали, придумали дома.
Перечитывайте сценарий и все время задавайте вопросы своему персонажу, чтобы разгадать его характер.
Вносите дополнения и изменения в таблицу профиля характера персонажа (см. ниже).
Заполняйте каждый раз, когда начинаете работать над новой ролью. Пользуйтесь карандашом, чтобы можно было вносить изменения.
Таблица профиля характера персонажа
Имя__________________________Прозвище______________________________
Любимая фантазия________________________________________________________
________________________________________________________________
Факты (возраст, семья, То, что вы слышали о себе от других
социальное положение) (назовите того, кто это сказал)

ЖИЗНЕННАЯ ЗАДАЧА
«Я хочу…»

ЛИЧНОСТЬ
(Выделите ваши обычные чувства и взгляды)

ЭКСТРАВЕРТ
Общительный
Отзывчивый
Разговорчивый
СТАБИЛЬНЫЙ
Добродушно-
веселый
Энергичный
Беззаботный
Лидер
_________________ Активный
Оптимистичный
Импульсивный
Изменчивый
_______________ Возбудимый
Агрессивный
Беспокойный
Обидчивый
НЕВРОТИЧЕСКИЙ
Спокойный
Уравновешенный
Надежный
Сдержанный
Миролюбивый
Заботливый
Пассивный
Осторожный
Угрюмый
Беспокойный
Жестокий, упрямый
трезвомыслящий Пессимистичный
Сдержанный
Тихий
необщительный
ИНТРОВЕРТ