Выступление на ДАНЮИ секция Математика
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х. Маяк, Сальский район, Ростовская область
Секция «Математика»
Теме «Фольклорные задачи в математике»
Автор работы : Корко Валерия, 4класс
МБОУ СОШ №1 х. Маяк,
Сальский район.
Руководитель:
Мишкова Ирина Георгиевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 х. Маяк,
Сальский район.
г.Сальск. 2016 г.
Оглавление
I Введение. с.3
II
Основная часть.
2.1 Понятие фольклора. с.4
2.2 Математический фольклор русского народа. с.4-5
2.3 Краеведческий фольклор. с.5
III Заключение. с.6
IV Источники. с.7
V Приложение. с.8-9
Введение
Конечно, будем учиться доказывать, но будем также учиться догадываться. Д. Пойа
У нас в школе была неделя математики. На стенде я увидела задачи, которые привлекли моё внимание. Мне стало интересно, что за задачи такие. Когда я стала их читать, то в некоторых задачах я не увидела ни одного числа. «А как же я могу их решить»- подумала я. Тогда я подошла к Ирине Георгиевне и спросила, как их решить. Она сказала: « В старину люди были не грамотные, они не знали чисел и при решении тех или иных житейских ситуаций им было нужно рассуждать, нужно было быть сообразительным и находчивым».Актуальность моей работы состоит в том, что математика и окружающий нас мир очень взаимосвязаны.
Цель: изучить задачи математического фольклора. Чтобы достичь цели я поставила для себя следующие задачи: 1. Найти истоки возникновения фольклора. 2. Изучить фольклорные задачи. 3. Методы решения старинных задач. 4.Раскрыть красоту математических закономерностей, которые описывают многие процессы и явления окружающей действительности. Актуальность моей работы в том, что математика и окружающий нас мир очень взаимосвязаны. Гипотеза: предположим, что развитие смекалки, воображения, творческого мышления будет более эффективным. Объект изучения: народный фольклор в математике Методы исследования: теоретический, метод описания, метод практического опыта, систематизации, обобщения.
Основная часть
2.1. Понятие фольклора.
В толковом словаре Ожегова С. И. я узнала, что «фолькло́р»- это народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа.[3]В литературной энциклопедии – «фольклор»-это художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание.[4]
2.2 Математический фольклор русского народа.
В народе издавна популярен один вид задач, относящийся к различным житейским ситуациям. Они были в ходу наряду со сказками, пословицами и загадками. Основная цель этих задач была не столько забавлять, а сколько проверять способность людей к остроумным рассуждениям, уровень их сообразительности и находчивости. Условия и решения этих задач доставляли не меньше удовольствия, чем исполнение народных песен и танцев и рассказывание сказок. Эти задачи не имели авторов и распространялись в устной форме.[2] Задания, предлагаемые в фольклорных математических задачах требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, развивается смекалка, воображение, творческое мышление.
Старинные народные задачи.
1.Крестьянка пришла на базар продавать яйца. Первая покупательница купила у нее половину всех яиц и еще пол-яйца. Вторая покупательница приобрела половину оставшихся яиц и еще пол-яйца. Третья купила всего одно яйцо. После этого у крестьянки не осталось ничего. Сколько яиц она принесла на базар? Решение: Задачу решают с конца. После того как вторая покупательница приобрела половину оставшихся яиц и еще пол-яйца, у крестьянки осталось только одно яйцо. Значит, полтора яйца составляют вторую половину того, что осталось после первой продажи. Ясно, что полный остаток составляет три яйца. Прибавив пол-яйца, получим половину того, что имелось у крестьянки первоначально. Итак, число яиц, принесенных ею на базар, семь
2. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 4 часа выпьют такой же бочонок кваса. Решение:1)8•6=48(часов)-выпьет бочонок кваса1косец. 2)48:4=12 (косцов) - выпьют бочонок кваса за 4 часа.
3.Написать цифрами число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц. Решение: Конечно, многие считают, что это будет число 111 111. На самом деле это число равно 12 111, так как если к 11тысячам, т. е. к 11 000, прибавить 11 сотен, т. е. 1100, и 11 единиц, то будет 12 111.
4.В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать, сколько фазанов и кроликов. Решение: Представим, что наверх клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? 1)35·2 = 70(ног) -стоит на земле. Но в условии задачи даны 94 ноги, где же остальные? Остальные не посчитаны это передние лапы кроликов. Сколько их? 2) 94–70=24(л)- передние лапы кроликов. Сколько же кроликов? 3)24:2=12(крол). А фазанов? 4)35–12=23(фаз). [1]
2.3 Краеведческий фольклор.
На уроках математики можно также использовать задачи с краеведческим содержанием. Ростовская область, образованна 13 сентября 1937. В области насчитывается 43 муниципальных района. Я взяла районы, которые соседствуют с Сальским районом и построила круговую диаграмму, показывающую площади районов, в порядке возрастания. Песчанокопский район- 1 882 км², Целинский район – 2 129 км², Пролетарский район – 2 740 км², Сальский район - 3 499 км и я увидела, что Сальский район самый большой по площади.[5]Приложение 1 Я решила выяснить насколько площадь Песчанокопского района меньше Сальского района? Вот что получилось. Приложение 2 С помощью круговой диаграммы я выяснила национальный состав Ростовской области, в ней проживают: русские – 89,35% всего населения; турки –0,64% всего населения; армяне – 2,50% всего населения; украинцы –2,69% всего населения; цыгане - 0,34% всего населения; татары - 0,41% всего населения; корейцы - 0,26% всего населения; немцы - 0,16% всего населения; даргинцы - 0,15% всего населения; чеченцы - 0,35% всего населения; азербайджанцы - 0,37% всего населения; другие национальности – 2,88%.[5] Приложение 3 Ростовская область географически расположена в южной части страны, в самом сердце Европейской России. И как подобает сердцу, он вобрал в себя достоинство и мужество, деловитость и ум, добро всей русской земли.
Заключение
Да, надо математику любить И не считать ученье за мученье! Всё в жизни пригодится, ты учись, Учись и не жалей на то мгновенья!
Задачи народного творчества имеют большое разнообразие, как в отношении языка и житейской ситуации, так и по степени трудности. Я подтвердила свою гипотезу, старинные задачи развивают смекалку, воображение, творческое мышление. На примере решения четырёх задач можно сделать вывод, что существует множество методов решения различных старинных задач. Некоторые задачи решения не имеют, так как эти задачи на сообразительность, а другие можно решить арифметическим способом . Арифметические способы решения текстовых задач имеют больший развивающий потенциал и в наше время предпочтение отдаётся именно арифметическому способу.
Источники:
1.Баврин И.И., Фрибус Е.А Старинные задачи - Книга для учащихся. 1994.Ф. 2.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка. М.:Просвещение 1984. 3.С. И. Ожегов.Словарь русского языка. Изд. 6-е, стереотипное, 900 страниц, Издательство Советская энциклопедия, Москва, 1964. 4. http://www.вокабула.рф/энциклопедии/литературная-энциклопедия/ 5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовская_область 6.http://raexpert.ru/database/regions/folder_177/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение3