Программа по внеурочной деятельности. Театральная деятельность.
Паспорт программы.
Полное название программы
Программа «Театр для маленьких»
Направление
Художественно-эстетическое
Автор программы
Территория
Город Ростов-на-Дону
Цель программы
Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи программы
Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
развитие речевой культуры; развитие эстетического вкуса;
воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Количество часов
34 часа в год, 1 час в неделю
Срок реализации
2011-2015 гг.
Участники реализации программы
Администрация лицея, руководитель занятий внеурочной деятельности
Место проведения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 27
Целевая группа
Обучающиеся 1 - 4 классов
Условия реализации программы
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, видео сопровождение, телевизор, музыкальный центр, диски с записью сказок и постановок, мультимедийные презентации на электронных носителях; помещение, где можно быстро организовать учебное пространство – переставить столы и стулья, освобождать место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей
Общее количество участников программы
8-12 обучающихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Театр для маленьких» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, и в соответствии с Образовательной программой МАОУ лицей №27 имени А.В. Суворова.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова. В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 34 часа в год в 1-4 классах.
Концепция программы.
Программа «Театр» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» .
Нормативно-правовой и документальной основой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (далее Концепция) являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Образовательная программа «Школа 2100».В соответствии с требованиями ФГОС и другими вышеперечисленными документами данная Концепция является основой для разработки Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в Образовательной системе «Школа 2100». На основании данной Концепции и Программы образовательные учреждения, работающие по ОС «Школа 2100», могут разрабатывать собственные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
В основу программы кружка «Театр для маленьких» вложены следующие принципы:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощениеличности.
Цель и задачи программы
Цель:
воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением;
обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи
и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные
и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,
театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по
сценическому мастерству.
Задачи:
Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
о рождении театра
что такое театр и его разновидности
связь театра с жизнью
кто работает в театре
отличие театра от других видов искусств
Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
концентрировать внимание
управлять фантазией
обладать образным видением
научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
о технике сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
об этюде и его разновидностях
о структуре этюда
о сценарии и форме его написания
о выразительных средствах и их разновидностях
что такое событие и событийный ряд
что такое второй план и внутренний монолог
что такое сюжет и его структура
что такое фрагмент
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
логическое мышление
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение
Через постановочную работу развить:
чувство ответственности
чувство коллективизма
коммуникабельность
адекватность мышления
дисциплинированность
организаторские способности
умение преподнести и обосновать свою мысль
художественный вкус
трудолюбие
активность.
Модель воспитанника.
владеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, уметь выражать свои впечатления в форме рисунка;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Основные методы обучения
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения актёра и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ожидаемые результаты программы
В результате освоения этой деятельности школьники
- приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;
- овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;
- приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);
- научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
К концу первого года занятий театрального кружка ребёнок
ЗНАЕТ:
Что такое театр
Чем отличается театр от других видов искусств
С чего зародился театр
Какие виды театров существуют
Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
Направлять свою фантазию по заданному руслу
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
Общения с партнером (одноклассниками)
Элементарного актёрского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
К концу второго года занятий театрального кружка ребенок
ЗНАЕТ:
Что такое этюд и его структуру.
Основы мезансценирования в сценическом пространстве.
Что такое актёрский тренинг и для чего он применяется.
Что такое психофизическое состояние.
Что есть внешнее и внутреннее представление объекта.
УМЕЕТ:
Концентрировать внимание на расширенный круг объектов.
На основе анализа внешнего состояния объекта охарактеризовать его внутренний мир.
Выразить характер объекта через событие.
Сочетать логически подобранных героев (согласно характеру в произведении) в одну сюжетную линию.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
Об актёрском этюде и его разновидностях.
О написании театрального сценария.
О замысле сюжета.
В конце третьего года занятий театрального кружка
ЗНАЕТ:
Что такое выразительные средства.
Фрагмент как составная часть сюжета.
Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
О рождении сюжета произведения.
О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
О сверх задаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
Анализировать последовательность поступков.
Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце четвертого года занятий театрального кружка уч-ся
ЗНАЕТ:
1. С чего зародилось искусство лицедейства.
2. Какие виды сценического искусства существуют.
3. Какие существуют жанры драматургии, и чем они характеризуются.
4. Материально техническую часть сценического оборудования.
5. Что такое «действенный анализ» в анализе сцены.
УМЕЕТ:
1. Правильно разработать и написать сценический сценарий.
2. Оформить написанный сценарий музыкальным материалом.
3. Пользоваться техническими выразительными средствами.
4. Анализировать, делать выводы и правильно излагать свои мысли через этюд – импровизацию.
5. Определять суть вещей и выражать к ним своё отношение в определённом творческом виде.
6. Анализировать и понимать сущность образа, предложенного другим автором. Понимать его замысел и преобразовывать эту мысль, привязывая к современной жизни.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. В различной жизненной ситуации найти способы убеждения и достижения согласия.
2. Адекватного воспринимать и реагировать на поведение оппонента.
3. Организаторской деятельности.
Ожидаемые эффекты программы
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Основные формы и средства обучения
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Средства обучения:
мультимедийное оборудование;
презентации;
цифровой фотоаппарат;
диски;
наглядные пособия.
Особенности организации внеурочного занятия
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся. Занятия начинаются с 1октября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю, 34 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы.
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Контроль и оценка планируемых результатов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Расшифровка индексов:Активность:
Индекс
Степень развития
0
Отсутствие.
1
Участие в устных разработках.
2
Участие в практических разработках.
3
Самостоятельная творческая активность.
Фантазия:
Индекс
Степень развития
0
Не развита.
1
Фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей.
2
Фантазия полного образа с направляющей.
3
Фантазия самостоятельная.
Логика:
Индекс
Степень развития
0
Не развита.
1
Поддержка ребенком предлагаемого педагогом логического ряда .
2
Логический ряд ребенка, требующий поддержки педагога.
3
Самостоятельное выстраивание логического ряда.
Актерское мастерство:
Индекс
Степень развития
0
Не развита.
1
Выход в сценическую атмосферу.
2
Уверенные сценические действия в сценической атмосфере.
3
Передача психофизической атмосферы в сценическом образе.
Образное видение:
Индекс
Степень развития
0
Не развито
1
От локального образа
2
От обозначенного образа
3
Самостоятельная передача образа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр;
музыкальная фонотека;
аудио и видео кассеты;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
сценический грим;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
Сценарии сказок, пьес, детские книги.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (68 часов)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»
26
1-2
Игры на развитие внимания и воображения.
2
3-4
Игры на развитие внимания и воображения.
2
5-6
Игры на развитие внимания и воображения.
2
7-8
Игры на развитие внимания и воображения.
2
9-10
Игры на развитие внимания и воображения.
2
11-12
Игры на развитие внимания и воображения.
2
13-14
Игры на развитие внимания и воображения.
2
15-16
Игры на развитие внимания и воображения.
2
17-18
Игры на развитие внимания и воображения.
2
19-20
Игры на развитие внимания и воображения.
2
21-22
Игры на развитие внимания и воображения.
2
23-24
Игры на развитие внимания и воображения.
2
25-26
Игры на развитие внимания и воображения.
2
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
16
27-28
Просмотр спектаклей в театрах города.
2
29-30
Просмотр спектаклей в театрах города.
2
31-32
Просмотр спектаклей в театрах города.
2
33-34
Просмотр спектаклей в театрах города.
2
35-36
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
2
37-38
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
2
39-40
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
2
41-42
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
2
Раздел «Наш театр»
26
43-44
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
45-46
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
47-48
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
49-50
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
51-52
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
53-54
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
55-56
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
57-58
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
59-60
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
61-62
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
63-64
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
65-66
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
67-68
Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Этюды. Групповые этюды.
2
Итого:
68
2 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
6
4
2
1
Дорога в театр.
1
–
1
2-4
В театре.
3
1
2
5-6
Как создаётся спектакль.
2
2
–
Раздел «Основы актёрского мастерства»
8
2
6
7-14
Мимика. Пантомима. Этюд.
8
2
6
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
8
–
8
15-18
Просмотр спектаклей в театрах города.
4
–
4
19-22
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
4
–
4
Раздел «Наш театр»
12
–
12
23-26
Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
4
–
5
27-32
Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам
Дж. Родари. «Говорящие предметы».
6
–
6
33-34
Тренинги на концентрацию внимания
2
–
2
Итого
34
5
29
3 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
16
12
4
1-3
Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.
3
2
1
4
Древнегреческий театр.
1
1
–
5
Театр «Глобус».
1
1
–
6
Театр под крышей.
1
1
–
7
Современный театр.
1
1
–
8
Театральный билет.
1
–
1
9
Театр кукол.
1
1
–
10
Музыкальный театр.
1
1
–
11
Цирк.
1
1
–
12-13
Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
2
1
1
14-16
Зритель в зале.
3
2
1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
8
–
8
17-20
Просмотр спектаклей в театрах города.
4
–
4
21-24
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
4
–
4
Основы актёрского мастерства
4
1
3
25-28
Театральный этюд.
4
1
3
Наш театр
6
–
6
29-31
Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.
3
3
32-34
Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.
3
–
3
Итого
34
13
21
4 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
4
3
2
1-3
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
3
2
1
4
Театральные жанры.
1
1
–
Основы актёрского мастерства
12
12
5
Язык жестов.
1
–
1
6-7
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
2
–
2
8
Интонация.
1
–
1
9
Темп речи.
1
–
1
10
Рифма.
1
–
1
11
Ритм.
1
–
1
12
Считалка.
1
–
1
13
Скороговорка.
1
–
1
14
Искусство декламации.
1
1
15
Импровизация.
1
1
16
Диалог. Монолог.
1
1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
8
–
8
17-20
Просмотр спектаклей в театрах города.
4
–
4
21-24
Беседа после просмотра спектакля.
4
-
4
Наш театр
10
–
10
25-30
Работа над спектаклем по
басням И.А. Крылова.
6
6
31-34
Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
4
–
4
Итого
34
3
31
Литература
1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334
2. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
4. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Советские мультфильмы, пазлы.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сборник детских скороговорок.
Заголовок 3Заголовок 615