Добрые сердца» Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся 5-х классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
«Добрые сердца»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
для обучающихся 5-х классов
Обсуждено на
заседании методическогообъединения
протокол № _________
от _________________
руководитель м/о ____
________ Т.В.Майорова.


Составитель:
Андрейкина Н.С.,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 65»
Утверждено педагогическим
советом
протокол № ______________
от ______________________
директор школы _________
_________Л.А. Пятибратова
Кемерово, 2015
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Личностные , метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………………………………………………...5
Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………7
Тематическое планирование…………………………………………..............9
Описание учебно-методического и материально-ресурсного обеспечения курса…………………………………………………………………………..13
Приложение №1…………………………………………………………………15 Приложение №2………………………………………………………………….16
1.Пояснительная записка.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Цели:
1. Инициировать и развить подростковое добровольческое движение.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Формы организации учебных занятий:
Направление Формы и методы
Информационно-просветительская деятельность Создание презентаций, листовок, буклетов; семинары-тренинги с применением интерактивных методов обучения здоровью; дискуссии, ток-шоу, дебаты, конкурсы, акции, уроки-презентации, уроки – конференции; помещение материалов на школьный сайт; выпуск приложений к школьной газете «Девятка»; выступления школьной агитбригады и др.Шефская деятельность: Организация и проведение игр, конкурсов, мастер-классов и соревнований; организация и участие в акциях; организация концертных
программ, театральных
представлений; уборка и благоустройство территории ОУ и др.
Рекламная деятельность:
Создание презентаций, листовок, буклетов; организация и проведение тематических бесед, лекториев; помещение материалов на школьный сайт; выступления школьной агитбригады и др.
Спонсорская помощь 
Организация благотворительных акций; сборы одежды, канцелярских принадлежностей, игрушек и др.
2.Личностные, метапредметные результаты освоения курса Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы “Мы - волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа «Мы - волонтёры» рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность «Мы - волонтёры» рассчитана на один учебный год.
Личностные результаты освоения программы «Мы - волонтёры»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Мы - волонтёры» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
3.Содержание курса:
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи
Уровень Особенности возрастной категории Действия педагога
1 уровень
                  Приобретение школьником социальных знаний Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять окружающую реальность Педагог должен поддержать  стремление учащихся к новому социальному знанию, создать условия для  самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению)
2 уровень
                       Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Потребность в выражении своего отношения к происходящему, потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается Педагог должен инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества 
3 уровень
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Потребность в самореализации, в общественном признании, в  желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности Педагог ставит цели конкретного социального действия и включает детей в некоторую активность. Педагогическое сопровождение реализуется на уровне обеспечения понимания происходящего и «сопереживания». Во время проведения социально-образовательного проекта педагог обеспечивает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и переход ребёнка к осуществлению самостоятельного общественного действия
4.Тематическое планирование
№ Темы Теория Практика Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений 1 1 Расширение круга приёмов составления разных типов плана;
умений планировать и организовывать волонтёрскую деятельность;
2 Составление плана работы на год 1 1 Работать над формированием коммуникативной компетентности;
Взаимодействовать в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе волонтерской деятельности.
Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды:
Что такое волонтёрство?
История возникновения волонтерства.
Область деятельности волонтерстваВиды волонтерстваДеятельность волонтеров в России и за рубежом
Кодекс волонтера
Книга волонтера 1
1
1
1
1
1
1 1
2
1
1
1
1
1
1 Развивать коммуникативные качества — лёгкость вступления в межличностное общение, инициативу на начальном этапе взаимодействия;
Получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
Взаимодействовать в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе занятий
7 1 8 3
4.
5. Оказание моральной помощи детям сиротам, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, адресной помощи пожилым людям, инвалидам, ветеранам:
Просветительский рейд «Телефон доверия»
Участие в благотворительной акции «Сюрприз под новый год»
Поздравительная акция « Открытка ветерану»
Участие в акции «Подарок ветерану»
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Участие в акции «Я помню, я горжусь»
Экологическая защита, помощь животным природным заказникам и заповедникам;
Участие в экологической операции « Кормушка»
Участие в благотворительной акции « Ищу дом»
Участие в акции по сбору макулатуры « Листок»
Участие в конкурсе листовок
«Сохрани лес живым»
5.Участие в экологической акции «В помощь пернатым друзьям»
6.Субботник «Чистота - залог здоровья»
Мероприятия ЗОЖ:
Разработка буклета ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее»
ероприятия ЗОЖ: ветеранам:рства.____________________________________________________________________________________________Участие в акции «Конфета за сигарету»
Участие акции в «Чистые руки»
Участие в акции «Откажись от пива»
Участие в операции «Осторожно – гололед!»
Участие в акции «Безопасный новый год!»
Создание социальной рекламы « Твоё здоровье в твоих руках»
Участие в акции « Дыши легко и живи свободно»
Флэш – моб «Здоровая семья – здоровая Россия» 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
Выработка умения работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
Оказывать моральную поддержку детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Оказывать адресную помощь разного рода ветеранам и инвалидам, пожилым людям.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам в процессе участия в акциях.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; Вырабатывать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Вырабатывать способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
5 21 26 Итого: 35 Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи;
профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;
профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.  Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и  готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по теме “Будьте милосердными” и методические рекомендации к нему см. в Приложении 2.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Программа “Мы - волонтёры” рассчитана на один учебный год. Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с обучающимися. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. При проведении тренингов следует использовать сказки, легенды, притчи (см. Приложение 1). Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание сценариев и т.д.
При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке листовок, видеороликов, сообщений и т.п.
Реализация программы предполагает создание волонтерского объядинения, определение его миссии, планирование работы и участие волонтеров в конкретных добровольческих акциях. Таким образом, можно выделить четыре этапа деятельности волонтерского объединения, рассчитанной на 1 учебный год:
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2015 г.) – создание объединения, определение структуры, выборы совета объединения. Обучение, тренинги.
2 этап – информационный (ноябрь-декабрь 2015 г.) – создание банка данных о лицах, нуждающихся в помощи, подписание договоров о намерениях с заинтересованными организациями в получении волонтерской помощи (ассоциация детей-инвалидов, городской Совет ветеранов ВОВ и т.п.). Распределение обязанностей среди волонтеров. Разработка плана работы на год. Обучение, тренинги.
3 этап – основной (январь – май 2016 г.) – реализация волонтерских программ. Обучение, тренинги.
4 этап – заключительный (июнь 2016 г.) – подведение итогов работы волонтерского отряда. Оценка результатов работы, обобщение и распространение опыта. Популяризация идей участия молодежи в общественной жизни.
Список литературы
Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 432 с.: ил. – (Серия «Психологи России).
Бочаров В. В. Антропология возраста [Текст]: Учебное пособие /В. В. Бочаров. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2001. – 196 с.
Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. – М., 2007. – с. 224.
Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
Мухина В.С. Проблемы генезиса личности [Текст] /В. С. Мухина. – М., 1985.Обухова О. Ф. Возрастная психология [Текст] / О. Ф. Обухова. - М.,1997.
Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
Проблема индивидуальности в психологии [Текст] / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского. ун-та, 1993. – 122 с.
Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 256 с.
Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.: ил.
Приложение 1
ПРИТЧА
Жил старец премудрый в селенье одном,
К нему за советом и ночью и днем
Шли люди, а он им, как мог, помогал.
Но как-то в селение то прискакал
Юнец на лихом белогривом коне
И молвил: «Старик, посоветуй ты мне
Как жить на земле, если злоба вокруг,
Как жить, если может предать даже друг.
Ты скажешь – быть добрым, но добрым я был,
И каждый меня за добро то любил,
Любил до тех пор, пока нужен был я,
А нужен не стал – и не помнят меня.»
Старик помолчал, головой покачал,
Спокойно с улыбкой ему отвечал:
- Ну что же, друг юный, тебе, как могу
И словом, и делом сейчас помогу.
Возьми от подсолнуха это зерно,
Во влажную землю пусть ляжет оно,
Его не забудь по утрам поливать,
Да каждое чудо за ним примечать.
Чудес будет три – если все их заметишь,
То сам на вопрос свой себе ты ответишь.
Тот юноша зернышко черное взял,
Спасибо сказал и назад ускакал.
Все сделал, как старец ему говорил,
Подсолнуха семечко он посадил.
Водицей его по утрам поливал,
Подсолнушек вырос, головку поднял,
И стал неотрывно на Солнце смотреть он…
В том юноша первое чудо приметил.
Вот время прошло, стали зернышки зреть,
Толстеть, наливаться, на солнце чернеть.
Что птицы склюют, что на землю падет,
А все ж каждый плод тот на пользу идет.
Не слышит «Спасибо» за это растенье,
Тут юноша тихо шепнул в удивленье:
- Вот чудо второе! О, щедрый цветок!
Как жаль, что себя я дарить так не мог.
И только то чудо его удивило,
Как молнией третье сейчас же сразило –
Ах, как оно просто – всему удивляйся,
И каждую мелочь заметить старайся.
Воскликнут тот юноша: «Мудрый старик!
А я так не жил, не умел, не привык.
Спасибо, мой друг, век тебя не забуду,
Твой славный совет расскажу я повсюду.»Лишь стоит чуть-чуть повнимательней быть,
То даже подсолнух научит, как жить…
Приложение 2
Тренинг “БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫМИ”
Ведущий. У врат обители святойСтоял просящий подаяньеБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и страданья.Когда лишь хлеба он просил,А взор являл живую муку,Но кто-то камень положилВ его протянутую руку.Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.
Творческое задание «Солнце человечности»
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нем имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывают о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».
Ролевая игра «Кто спасется»
Попросите ребят представить, что они идут через пустыню, и раздайте им роли, например: старика, матери, ребенка, отца, проводника и т.д. В игре участвуют от пяти до десяти человек, остальные – судьи. Педагог раскладывает на столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Карточек должно быть в пять раз больше, чем игроков. Педагог задает ситуацию, например: нужно перейти пустыню за неделю. Ребята по очереди подбрасывают кубик и берут со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем они рассказывают, как поступят с тем, что им досталось, например: не возьмут с собой, поделятся с кем-либо, используют только для себя. Судьи решают, правильно ли тот или иной человек распорядился своим имуществом. После игры ребята вместе с педагогом обсуждают, как доброта и милосердие, проявленные во время игры, помогли им перейти пустыню.
Вопросы для беседы:
 Стоит ли в наше время быть милосердным?
 Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
 Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
 Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
 Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
 Есть ли люди не достойные милосердия?
Ведущий. Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного».
«Караван шел по пустыне… Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией – дорога… Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца… Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина… Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга… Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне… Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
- Что с тобой?
- Пить! – только и мог проговорить умиравший.
Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу… Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой.
Лицо умирающего оживилось.
- Ты из рода Оммиадов?
- Да… - ответил старик.
- Я угадал по знаку на твоей руке… Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги…
- В пустыне перед лицом Аллаха – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи…
Умирающий жадно припал к мехам… Старик посадил его на своего верблюда…
- Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
- А ты?
- Мне все равно жить осталось мало.
- Поедем вместе.
- Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел… Остановился…
- У тебя есть родные?
- Никого! – ответил старик.
- Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему в след… Он обманул своего врага… У него были дети, но они славились как храбрые воины… Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился…
- Что там? – указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни… Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом «врага милосердного».
Вопросы к сказке:
 Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
 Как бы вы поступили на месте молодого араба?
 Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
 Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис?
 Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода. Что вы предпримете?
Творческое задание «Оазис милосердия»
Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.
Творческое задание «Проект помощи»
«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи».
Мать Тереза
Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.
После того как представители групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы.
Можно предложить ребятам составить собственный план деятельности в рамках благотворительного проекта.
Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы и составляют общий план деятельности. Затем «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята приступают к его осуществлению.