Программа по внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп» Срок реализации 4 года (для младшего школьного возраста)


Управление образования администрации Арзамасского муниципального района
МБОУ Хватовская основная общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологический калейдоскоп»
Срок реализации 4 года
(для младшего школьного возраста)
Составила: учитель
Филягина О.Н.
Введение………………………………………………...............3
Пояснительная записка………………………………..............4
Общая характеристика курса внеурочной деятельности………..5-6
Описание места курса в учебном плане……………………………7
Описание ценностных ориентиров содержания курса ………. …8
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ..9-14
Учебно – тематический план (1 год обучения)………………15
Содержание программы (1 год обучения)…………………...16-21
Результаты 1 года обучения……………..……………………22
Учебно - тематический план (2 год обучения)………………23
Содержание программы (2 год обучения)…………………...24-29
Результаты 2 года обучения…………….……………………30
Учебно - тематический план (3 год обучения)……………….31
Содержание программы (3 год обучения)……………………32-37
Результаты 3 года обучения…………….…………………….38
Учебно- тематический план (4 год обучения)…………………39
Содержание программы (4 год обучения)……………………40-42
Результаты 4 года обучения ……………………..43
Используемая литература……………………………………….44-45
Введение
Вопрос правильного использования природных богатств и охраны природы – один из важнейших вопросов нашего времени. Вот уже много лет эти вопросы волнуют все прогрессивное человечество. От того как люди будут относиться к природе, будет зависеть наше будущее. Природу любят многие. Но этого недостаточно. Природу нужно охранять. Не позволять себе брать лишнего у природы и не позволять это делать другим. Этому необходимо учить наших детей. Работа эта постоянна и надо помнить : «Завтра будет поздно»
Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и школы, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребенка. У детей младшего возраста учитель должен сформировать первоначальные понятия, которые впервые введут детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираясь на чувственный опыт, и смогут обеспечить переход от понятия явления к его сущности.
Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Но именно они помогают осознать мотивы бережного отношения к природе, стимулируют включение младшего школьника в активную творческую деятельность по охране природы, способствуют их гуманистическому и трудовому воспитанию. Экологические сведения о свойствах и особенностях объектов неживой и живой природы обеспечивает преемственность в формировании основных понятий на оптимальном уровне научности и доступности.
Пояснительная записка.
Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.Актуальность курса «Экологический калейдоскоп»заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.
Экологическое воспитание не возможно без знаний экологических связей, которые помогают предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы.
Задачи курсаВоспитательные: 1. Воспитывать экологическую культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет ив от разрушительных для экосистем действий.
2. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;3. Формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.Обучающие:1. Обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;2. Учить овладевать методами практической работы экологической направленности;3. Обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.Развивающие:1. Развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;2. Развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся. - углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
На 1 году обучения ребята учатся, правильно относится к объектам природы, к себе и людям как в части природы; понимать наблюдаемые явления, оценивать их, правильно фиксировать, устанавливать причинно – следственные связи в природе, формируются знания детей об изменениях в жизни растений и животных.
Большое количество часов отводится подготовке и проведению викторин, праздников ,конкурсов, составлению экологических памяток, выпуску школьной стенгазеты, изготовлению кормушки для птиц, поделок из бумаги способом оригами, чтению и обсуждению прочитанных книг с экологической направленностью
На 2 и3 годах обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами, расширяются представления о природных связях Земли, выявляется необходимость сохранения всего многообразии жизни.
Материал 4 года обучения развивает представления о человеке, как части природы, его назначении, раскрывает сущности происходящих экологических катаклизмов, акцентирует внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Преподавание курса основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Содержание данного курса предполагает проведение проектной деятельности
Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
При реализации программы целесообразно:– Применять образовательные технологии: * развивающее обучение;* проблемное обучение;* исследовательские, проектные методы обучения;* технология игрового обучения;-*обучение в сотрудничестве (групповая работа);-*здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптирован соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.– Содержание материала основывается на дополнительной литературе , оборудованием для демонстрации видеоматериалов;- специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых и др. материалы);- инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ;- раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет. Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.

Описание места курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп» относится к экологическому направлению и формирует основы экологической грамотности
Программа экологического курса ориентирована на младших школьников – учащихся 1 – 4 классов в объеме 272 часа
Всего на один учебный год - 68 занятий .
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Проблема взаимодействия человека и окружающей среды сохраняет актуальность. Ведь у всех нас только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую так же, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. Человек и его планета – нас только двое во Вселенной. Поэтому программа внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп» направлена на усвоение детьми экологических правил, знаний о природе родного края ,умение ориентироваться в окружающем мире, практическое применение своих знаний. Данная программа по пропаганде бережного отношения к окружающей природе – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на природе, тем красивее будет наша Земля
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-Ученик научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-контролировать действия партнёра;
-задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
Ученик будет знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Нижегородской области ;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное;
разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе
Ученик получит возможность научиться
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами ;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); * осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природе;
-уметь наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.)
Тематическое планирование на первый год обучения
Разделы программы
Всего часов. Теория Практика
1.Организационное занятие 1 1 2.Введение в экологию 5 1 4
3. Сезонные изменения 14 6 8
4. «О чем шепчут деревья?» 6
3 3

5.Секреты живой природы. 5
2
3

6.Пернатые друзья.
8
5 3
7.Мы в ответе за тех, кого приручили. 5
1 4
8.Человек – часть природы.
3 3 9.Оранжерея на окне. 9
1
8
10.Исследовательский проект 8 8 11. Подводим итоги
4 4
Итого: 68 часов 31 час 37 часов

Календарно – тематическое планирование на первый год обучения
1.Организационное занятие.
( Знакомство с ребятами. Задачи кружка. Техника безопасности. )
Введение в экологию
2. Природа - наш общий дом.
( Понятие об экологии как науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей среде и как они сами влияют на природу; прогулка по территории школы)
3. Природа наш общий дом. ( урок – наблюдения)
( Наблюдения в природе под руководством учителя; определение связи между растениями и животными; зарисовка связей в альбоме «Это я видел в природе»)
4. Из чего состоит природа?
( Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Неживая природа: воздух, солнце, почва. Вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы,
5 Секреты неживой природы. ( урок – наблюдения)
( Наблюдения в природе компонентов неживой природы: небо, солнце, воздух, вода. Зарисовка изучаемых объектов.)
6.Тайны живой природы. ( урок – наблюдения)
(Наблюдение в природе компонентов живой природы. Зарисовка наблюдаемых объектов.)
Сезонные изменения
7.Когда начинается осень?
( Времена года; смена времен года; основные признаки осени; изменения в живой и неживой природе; три осени: ранняя, золотая, поздняя; осенние месяцы; приметы осени)
8.По страницам книг.
( чтение и обсуждение книги В. Бианки «Осенние месяцы»)
9. Экскурсия в лес.
( понаблюдать приметы осени; определение периода осени ; зарисовка наблюдаемой картины)
10. Учимся, играя.
( отгадывание загадок, кроссворда на тему «Осень»; разучивание народных примет на осеннюю тему).
11 – 12 Праздник Урожая.
( подготовка и проведение праздника)
« О чем шепчут деревья»
13.Виды растений.
(Изучение нескольких видов деревьев нашей местности : береза, липа, клен, ветла, рябина, ель, сосна; кустарников, трав; Отличие каждого вида растений; широколиственные и хвойные растения)
14.Почему деревья меняют наряд?
( Роль листьев для деревьев; листопад; значение листопада; кроссворд « С каких деревьев упали листочки )
15. А я тебя знаю! ( урок – практика)
( изучение в игровой форме различных видов растений нашей местности; зарисовка с натуры листьев ; сбор листьев)
16.Семена – путешественники.( урок – наблюдение)
(Понаблюдать, как растения устраивают свое потомство : клен, липа, ясень, лопух, череда, подмаренник, рогоз, бодяк; сроки сбора семян; сбор семян).
17.Мастерим своими руками.
( изготовление поделки из листьев собранных на экскурсии).
18. Мы за тебя в ответе.
( Лесной пожар; последствия пожара; чтение и обсуждение стихотворения « Лесной пожар» ).
«Секреты животного мира»
19. Животные нашей местности.
(Дикие животные; знакомство с основными обитателями леса: белка, заяц, лось, лиса, волк; приспособления животных .)
20.Домашние животные нашей местности.( экскурсия)
( Посещение частного хозяйства; правила ухода, кормления животных)
21.По страницам книг.
( Чтение и обсуждение рассказов В. Бианки, А. Крылова, И. Соколова)
22.Учимся, играя.
( разгадывание кроссворда «Лесные жители», загадки о животных нашей местности)
23.Экзотические животные.
( посещение выставки экзотических животных или зоопарка)
Сезонные изменения
24.Зима идет.
( Смена времен года; зимние месяцы: декабрь – студень, январь - году начало, зиме середка ,февраль – перезимок; изменения в живой и неживой природе; значение зимы для всего живого).
25. Экскурсия в лес.
( наблюдение за изменениями, происходящие в неживой природе; зарисовка наблюдаемых объектов)
26.Народ подмечает.
( знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками на зимнюю тему).
«Пернатые друзья»
27.Птицы нашей местности.
( знакомство с различными видами птиц нашей местности: воробей,ласточка, свиристель,клест, синица и т.д.; приспособления птиц к окружающему миру; охрана птиц; значение птиц для природы; рассматривание картинок).
28. Зимние гости.
(Перелетные и зимующие птицы: снегирь,свиристель, клест; забота о птицах в зимнее время года; рассматривание картинок).
29. По страницам книг.
( Чтение и обсуждение рассказов В. Касаткина «Елка для пернатых», «Прогулка в лес», «В зимний лес за ягодами»)
30. Мастерим своими руками. Поможем птицам.
( изготовление и развешивание кормушек)
31.Кто прилетел к кормушке? ( Урок – наблюдение)
( Понаблюдать за птицами, зимующие в нашей местности; кормление птиц)
32.Народ подмечает.
( народные приметы)
33. Учимся, играя.
( загадки, разгадывание кроссвордов.)
34. Мастерим своими руками.
( изготовление птиц из бумаги)
Мы в ответе за тех, кого приручили.
35 Мои любимцы.
(Знакомство с домашними животными: кошка, собака, попугай, хомяк, морская свинка, рыбы. Уход за животными.)
36.Мои любимцы.
( посещение семей, где имеются домашние животные)
37.Учимся, играя.
( игра « Поле Чудес» на тему «Мои любимцы».)
38 -39. Выпуск стенгазеты «Мои любимцы»
Человек – часть природы
40. Человек и природа.
(Человек – часть живой природы. Необходимость воздуха, воды, тепла, пищи для человека. )
41. Человек и природа – единое целое.
( Взаимосвязи в природе, нарушение взаимосвязей и последствия этих нарушений)
42.Правила поведения в природе.
( знакомство с правилами поведения человека в природе)
Сезонные изменения
43.Весна.
( Весенние изменения в живой и неживой природе)
44. Весенняя экскурсия.
(Понаблюдать изменения в природе; зарисовка наблюдаемых объектов)
45. Народ подмечает
( народные приметы, пословицы, поговорки)
46-47 Праздник Весны.
( подготовка и проведение праздника)
Оранжерея на окне.
48.Комнатные растения.
( знакомство с комнатными растениями; правила ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, удаление пыли и сухих листьев)
49. Комнатные растения.
( работа в классе: уход за комнатными растениями)
50. Комнатные растение.
( опыт: выявление потребностей растений в воде, тепле, свете)
51. Размножение комнатных растений.
( Правила размножения комнатных растений; заготовка черенков: традесканция, бегония, фуксия, герань;)
52. Комнатные растения.
( посадка комнатных растений, пересадка)
53.Вредители комнатных растений.
( Защита комнатных растений от вредителей: тли, паутинный клещ, щитовка, червецы – обмывка мыльной и чистой водой.)
54.Энергетика комнатных растений» ( Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.. Фитонциды.)
55. Правила расстановки комнатных растений. (Экскурсия в цветочный магазин.)
56. Учимся играя.
( закрепление знаний по разделу «Комнатные растения»; разгадывание кроссворда; определение комнатного растения по фотографии)
Исследовательская работа на тему « Экологические связи в живой природе (на примере растений и животных родного края)»
57.Исследовательская работа.
( определение проблемы и выбор темы собственного исследования)
58 - 60. Исследовательская работа.
( работа с материалом, опираясь на записи в альбоме « Мои наблюдения», индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.)
61– 63 Исследовательская работа.
( написание и оформление работы)
64. Исследовательская работа.
( защита работы)
Подведение итогов
65- 66. Праздник Экологии.
( подготовка и проведение праздника)
67. Подведем итоги.
( тестирование учащихся по всему материалу первого класса)
68.В гостях у природы.
( поход в лес)
Результаты первого года обучения.
Ученик научится:
Основам экологии.
Видеть особенности природы родного края.
Называть признаки времен года.
Определять растения и животных родного края; охраняемые растения и животные своего края.
Правилам поведения в природе.
Способам охраны своего здоровья.
Видеть взаимосвязь между живой и неживой природой.
Ученик получит возможность научиться
Различать объекты живой и неживой природы..
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Подкармливать птиц .
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Тематическое планирование на второй год обучения.
Разделы программы
Всего часов. Теория Практика
1.Введение
2 2 2. Роль неживой природы в жизни живых существ 10 7 3
3. Экологическое состояние родного края.
1 1
4.Сезонные изменения в жизни растений и животных ближайшего природного
окружения.(леса) 31 14 17
5. Охрана природы.
5
3 2
6.Знакомство с охраняемыми растениями и животными.
6 4 2
7.Экологические связи в живой природе.
1 1 8.Связь между состоянием природы и здоровьем челове
ка. 1 1 9.Исследовательский проект
8 8 10. Подводим итоги
3 3
Итого: 68 часов 40 часов 28 часов
Календарно – тематическое планирование на второй год обучения
Введение
Введение в экологию.
(Организм и окружающая среда; экология, сущность и значение экологии)
Классификация экологических связей.
( связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.)
Роль неживой природы в жизни живых существ
Солнце как источник тепла и света.
(Понятие « солнце», значение солнца для Земли, высота положения солнца и времена года)
Вода источник жизни.
(Вода – жидкий минерал; вода в природе; свойства воды; значение воды для живой природы; загрязнение воды).
Круговорот воды в природе.
( понятия: испарение, пар, иней, гололед; образование облаков, дождя, инея, гололеда, тумана; охрана воды).
6. Экскурсия на очистительные сооружения.
7 .Водоемы нашего края.
( понятия: водоем, родник, ручей, река, канал; образование родников и колодец: охрана подземных вод)
8.Водоемы нашего края.(экскурсия)
( изучение водоемов нашей местности: озеро, пруд, река, родники)
9.Воздух и жизнь.
( роль воздуха в жизни живой природы; ветер, образование ветра; роль ветра в жизни растений и животных; загрязнение воздуха; необходимость охраны воздуха от загрязнений)
10. Пусть воздух будет чистым, а природа красивой!
( посадка деревьев)
11. Почва нашего края.
( понятие « почва»; виды почв; разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы; защита почв от разрушения).
12. Состав почвы и ее отличие от глины, песка и камня.
( рассматривание почвы: остатки корешков, стебельков, части насекомых и т.д,
проведение опытов)
Экологическое состояние родного края.
13.Так делать нельзя!
( экскурсия по местам местных свалок; негативные последствия несанкционированных свалок)
Сезонные изменения в жизни растений и животных ближайшего природного окружения.
(ОСЕНЬ,ЗИМА)
14.Здравствуй, осень!
( Осенние изменения в жизни неживой и живой природы; значение этого времени года для всего живого).
15. Осенняя экскурсия. В полдень – в прохладный день.
( понаблюдать и обобщить осенние изменения в неживой и живой природе; сбор плодов и семян; правила поведения в лесу; фотографирование наблюдаемой местности).
16. Растения осенью.
( понятия « растения»; виды растений ; теплолюбивые и холодостойкие растения; приспособления растений к сезонным изменениям температуры)
17. Жизнь животных осенью.
( Понятия «животные» : дикие и домашние; виды животных по их отношению к пище: растительноядные, хищные, всеядные; приспособление животных к сезонным изменениям в природе: линька, спячка)
18. Мастерим своими руками.
( лепка дикого животного)
19. «Жизнь насекомых и птиц осенью»
( понятия « насекомые, птицы»;условия жизни насекомых и птиц осенью; изменения в жизни насекомых и птиц осенью; приспособление птиц ( перелеты) и насекомых ( спячка) к сезонным изменениям в природе; охрана птиц)
20. Мастерим своими руками.
( изготовление птиц из бумаги способом оригами)
21 -22 Праздник осени.
( подготовка и проведения праздника)
23 – 24 Выпуск стенгазеты « Будь природе другом!
(осенние наблюдения, интересная информация, задания, фотографии, рисунки)
25.»Идет зима»( Понятия « снег, снегопад, сугроб, оттепель, наст; зимние явления в природе; изменения в природе с приходом зимы)
26. «Свойства льда и снега»
( изучить свойства льда и снега путем проведения опытов; снег и лед в природе)
27. «Зимняя экскурсия» В полдень в ясный день.
( понаблюдать и обобщить зимние изменения в неживой природе, в жизни растений и животных; фотографирование наблюдаемой местности)
28 « Лиственные и хвойные растения зимой.
(Лиственные и хвойные растения в природе; роль листьев и хвои для природы; вырубка елок; охрана лесных красавиц).
29.Мастерим своими руками.
( изготовление новогодней елки из бумаги)
30. « Птицы зимой»
(изменения в жизни зимующих птиц; помощь птицам зимой; приспособление птиц к зимним условиям).
31 -32 Мастерим своими руками.
( изготовление и развешивание кормушек для птиц)
33. «Как разные животные зимуют»( изменения в жизни животных с приходом зимы; приспособление животных к зимним условиям)
34.Зимние забавы.
( игры на свежем воздухе; влияние свежего морозного воздуха на здоровье детей)
35- 36 Выпуск стенгазеты «Будь природе другом»
(зимние наблюдения, выводы, пожелания, фотографии, рисунки, задания)
Охрана природы.
37. Охрана природы.
( охраняемые природные территории: заказники, заповедники, национальные парки,. Ботанические сады, зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.)
38.Охрана природы .
( Охраняемые места на территории Нижегородской области: заповедник «Керженский», заказник «Ичалковский»;представители живой природы)
39. Охрана природы.
( Охраняемые места на территории Арзамасского района: Пустынские озера, Морозовские пруды; представители живой природы; экологическое равновесие)
40. Изготовление памятки «Правила поведения в природе»
( составление памятки; обсуждение каждого положения; последствия, которые могут возникнуть при нарушении)
41. Охрана природы ( работа с интернетом)
(изучение темы по материалам интернета )
Знакомство с охраняемыми растениями и животными.
42.Красная книга Нижегородской области.
(Понятие « красная книга» 5 страниц красной книги ; виды животных и растений, взятых
под охрану)
43. Красная книга Нижегородской области.
( определение по фотографиям животных и растений Нижегородской области; создание собственной «Красной книги» )
44.Охраняемые растения нашей местности.
( виды растений: ландыш, колокольчик, кувшинка белая, купальница и др.; приспособления к условиям обитания; легенды, сказания, связанные с некоторыми из этих растений).
45. Охраняемые животные нашей местности.
( виды животных: белый аист, лебедь- кликун, беркут, рысь и др.; особенности их внешнего вида, распространения, поведения; причины сокращение численности и меры их охраны).
46- 47 Выпуск стенгазеты « Будь природе другом»
( охрана природы, охраняемые растения и животные нашей местности)
Сезонные изменения в жизни растений и животных ближайшего природного окружения.
(ВЕСНА)
48.Здравствуй, весна!
( Весна как время года; изменения в неживой природе с приходом весны; )
49.Весенняяэкскурсия. В полдень в ясную солнечную погоду.
( наблюдение и обобщение изменений в неживой и живой природе с приходом весны; фотографирование местности).
50.Растения весной.
( Изменения в жизни растений с приходом весны; связь между неживой и живой природой).
51. Растения весной.
( проведение опыта «Сокодвижение»)
52Насекомые и птицы весной.
( Жизнь насекомых и птиц весной; забота птиц о потомстве; связь между живой и неживой природой)
53. Кто как весну встречает.
( изменения в жизни животных с приходом весны; поведение животных весной).
54 – 55. Праздник весны.
( подготовка и проведение праздника)
56. «Вредные и полезные животные»
(Знакомство с «вредными» и « полезными» животными; экологические связи в живой природе; составление цепи питания)
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
57.Береги природу – сбережешь здоровье!
(влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; пути попадания вредных веществ в организм человека ( с воздухом, водой, пищей); меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье).
Исследовательский проект
58 Исследовательская работа на тему «Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой: острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни, иглы ежа, раковина улитки, панцирь черепахи».
( выбор и обоснование темы, постановка целей, составления плана работы)
59. Исследовательская работа.
(Сбор, изучение , анализ информации по материалам интернета и других источников )
60 – 64 Исследовательская работа.
( написание и оформление работы)
65. Исследовательская работа.
( защита работы; награждение)
Подведение итогов
66 . Экологическая викторина.
( обобщение всего изученного материала; проверка ЗУН по второму году обучения)
В гостях у природы.
Результаты второго года обучения.
Ребенок научится
Оперировать основными экологическими понятиями.
Видеть связь между неживой и живой природой..
Основам экологической грамотности, правилам поведения в мире природы и людей.
Отмечать сезонные изменения в жизни животных, растений..
Видеть целостность окружающего мира.
Способам изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, сравнение и т. д.)
Ребенок получит возможность научиться
Различать объекты живой и неживой природы
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Самостоятельно вести наблюдения в природе.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Видеть взаимосвязь между состоянием природы и здоровьем человека.
Описывать основные среды жизни.
Анализировать и оценивать экологическое состояние родного края; последствия своей деятельности в окружающей среде.
Находить нужную информацию в различных источниках.
Устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование на третий год обучения

Разделы программы
Всего часов. Теория Практика
1.Введение
2 2 2. Природа наш общий дом. 12 7 5
3. Основные среды жизни.
15 7 8
4. Экология в жизни людей, животных и растений. 15 9 6
5. Природа моей Родины.
5
4 1
6.Исследовательский проект
11 11
7.Экскурсии по родному краю
4 4
10. Подводим итоги
4 3
Итого: 68 часов 29 часов 39 часов
Календарно – тематическое планирование на третий год обучения.
Введение.
 
1. Организационное занятие
(Техника безопасности. Экологические достижения. Что было сделано за летний период.)
2. Основы экологического образования
(Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.)
 
Природа – наш общий дом
3. Природа - наш общий дом
(Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.)
4 . Основные составляющие природы.
(Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.)

5. Пищевые связи
(Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?)
6. « Пищевые цепи" (игровое занятие)
(Давайте поиграем в пищевые цепочки.)
7. Мир полон хищников
(Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.)
8. Мир полон хищников. (Самостоятельная работа)
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
 
9. И на хищника управа есть. ( по материалам исследовательских работ первого года обучения)
(Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д. )
10. И на хищника управа есть ( урок- исследования)
(Как на вашем огороде защищаются сорняки?)
11. Конкуренция и соперничество
(Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться? )
Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
12. Дружба в природе
(Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".)
13 Взаимовыгодные отношения между организмами.
(Просмотр видеофильма о взаимовыгодных отношениях между организмами) 
14. Тайны живой природы.
(Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи. ( подбор информации. )
Основные среды жизни
15. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
(Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека).
16. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха.( ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА)
( Изучение запыленности воздуха) 
 
17. Царство почвы - уникальный мир природы
(Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?)
18.Признаки и свойства почвы как среды обитания.( лабораторная работа)
( Исследование показателей почвы различных видов; определение механического состава почвы)

19. Вода – чудо природы
(Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
. Загадки, пословицы, поговорки.)
20. Вода и живые организмы
(Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?.)
21. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
(Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.)
22. Пресные воды – наше богатство.
(Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье. )
.
23. Основные источники загрязнения водоемов
(Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Практическая работа «Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)».
24 Загрязнение и охрана водной среды. ( лабораторная работа)
( Определение наличия загрязнения воды по внешним показателям ; изучение способов очистки воды от некоторых видов загрязнений)
25. Жизнь водных пространств и экология
(Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.)
Экологические рассказы: «Нефть в море», «Отчего погибли киты».
26.Экологическая игра: «В гости к фее Экологии» 
27. Приматы моря
(Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.)
28 -29 Изготовление стенгазеты. «Уязвимое море»
(Детские рассказы, стихи о воде, море. Экологические размышления.
Экология в жизни людей , животных и растений).
30. Экология в нашем доме
(Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.)
31-32 Изготавливаем своими руками.
( Изготовление поделок из коробок, пустых бутылок и т. Д)
33. Экомир моей семьи
(Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище.")
34. Экология человека.
(Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?)
35. Экология и генетика
(Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.)
36 -37. Экология насекомых
(Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".)
38. Агитзанятия "Секреты леса"
(В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.)
39. А мы тоже пахнем
(Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.)
40. Растения лечат людей
(История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.)
41. Растения - наш доктор. (работа в интернете)
( изучение лекарственных растений нашей местности)
42. Необычные растения.
( Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д. ( Сведения энциклопедий и книги « Рекорды животных»)
43 – 44 Изготовление стенгазеты «Экология и я»
( Наблюдения, выводы детей. Рассказы, стихи)
Природа моей Родины
45. Природа моей страны.
(Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.
Работа с литературой по теме.)
46. Красная книга
(Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.)
47. Экологический марафон
(Обобщающее занятие. Вопросы и ответы.)
48 - 49. Они любили свою Землю
(Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.)
50 -60 Исследовательская работа по теме « Экологическое состояние моего родного края»
(Состояние окружающей среды города Арзамаса. Ее связь с состоянием окружающей среды области. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?)
Экскурсии по родному краю
61. Экскурсия в лес.
62. Экскурсия на водоем.
63. Экскурсия на луг.
64. Экскурсия на поле.
Подведение итогов
65-66. Подготовка и проведение праздника « Экология и я - неразлучные друзья»
67. Тестирование по материалу третьего года обучения.
68. Подведение итогов. Задания на лето.
Результаты третьего года обучения.
Ребенок научится
Объяснять, почему возникла необходимость экологического образования
Называть причины загрязнения окружающего мира
Основам экологической грамотности, правилам поведения в мире природы и людей.
Способам изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, сравнение и т. д.)
Ребенок получит возможность научиться
Различать изученные растения, животных.
Составлять «пищевые цепочки»
Самостоятельно вести наблюдения в природе.
Изучать экологическое состояние родного края.
Проводить – исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Видеть взаимосвязь между состоянием природы и здоровьем человека.
Описывать основные среды жизни.
Анализировать и оценивать экологическое состояние родного края; последствия своей деятельности в окружающей среде.
Находить нужную информацию в различных источниках.
Устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование на четвертый год обучения

№ Тема Теория Практика Всего часов
1. Организационное занятие
4 - 4  
2. Мастер класс -
  9 9  
3. Экологические катастрофы.
2 - 2  
4. Экология и здоровье
2 5 7  
5. Исследовательская работа экологические катастрофы. экологические катастрофы.
19 - 19  
6. Взаимодействие организмов
- 3 3 6. Деловые игры
- 7 7  
8. Практикум
- 11 11  
9. Подводим итоги
- 3 3  
10. Экскурсия по родному краю
3 3  
Итого 27 41 68  
 
Календарно –тематическое планирование
на четвертый год обучения
Введение
1-2. Организационное занятие
(Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.)
3-4. Моя экологическая деятельность летом
(Беседа-диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето).
Мастеркласс
5-9. Учимся передавать свои знания другим ребятам
(Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.)
Экологические катастрофы.
10. Обсуждаем примеры экологических катастроф
(Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. )
11 Авария на Чернобыльской АЭС
(Представление о радиоактивном загрязнении среды. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы).
Экология и здоровье
12. Учись быть здоровым
(Простейшие уроки жизни. Ты отравился, ты ушибся, ты сломал руку, ногу, ты угорел, ты обжегся).
13. Экскурсия в медпункт.
(Оказание первой медицинской помощи; гигиена человека; здоровье человека и окружающая среда)
14. . Игра "Я – доктор
15. Тест «Здоровье человека и окружающая среда»
16-18 Сценка «Если хочешь быть здоров»
( Показ сценки для учеников 1-2 классов и детей детского сада)
Исследовательская работа на тему « Окружающая среда и здоровье человека»
Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
19 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
20 – 22 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
23-27. Написание работы.
28 Защита собственных исследовательских работ.
Взаимодействие организмов.
29. Экологические взаимоотношения организмов
(Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни.)
30. "Осторожно! Они ядовиты".
( Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.)
31. Коллективная игра «Запомни»
32-35. Учимся передавать свои знания другим ребятам
( Изготовление альбома «Ядовитые растения нашей местности)
Деловые игры
36. Игра «Почему это происходит?»
( Проблемные экологические ситуации предлагает учитель, а ребята стараются найти оптимальный выход из нее)
37. Игра « От кого это зависит?»
38. Игра « Как мы можем этому помочь?»
39 -42. Экологический КВН
( Подготовка и проведение КВН)
Исследовательская работа на тему «Дурные пристрастия»
Животные – наркотики – человек. Растения – убийцы. Передай в наследство трезвость. «Владыка мира – никотин». Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.
43. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
44 – 47 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
48-50. Написание работы.
51.Защита собственных исследовательских работ.
Практикум.
52 - 60. Цветочно – декоративные растения.
( Посев, уход за рассадой. Ведение наблюдений )
61 - 62.Работа на пришкольном участке.
( Пересадка растений в открытый грунт)
Подводим итоги
63. Тестирование учащихся по всему курсу «Экология»
64 – 65 Конкурс «Лучший эколог»
Экскурсия по родному краю.
66 – 68 Мы - частичка вселенной. ( Поездка в Нижегородский Планетарий)
Результаты четвертого года обучения.
Ребенок научится
Видеть роль человека в природе и его назначение.
Определять сущность происходящих экологических катаклизмов; структуру природных сообществ.
Называть современные проблемы экологии и осознавать их актуальность, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Понимать необходимость охраны природы и ее изучения.
Объяснять негативные воздействия на организм наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма
Ребенок получит возможность научится
Находить информацию об экологических проблемах и биологических объектах в различных источниках, и критически ее оценивать
Проводить наблюдения и эксперименты в природе.
Оформлять наглядные пособия для использования их на учебных занятиях.
Оказать первую медицинскую помощь.
Самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать исследовательские работы.
Передавать полученные знания другим учащимся.
Вести здоровый образ жизни
.
 
Список рекомендуемой литературы для учителя.
 
1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
2.Алексеев С. В., Груздеван. В., Тарасов С. В. Дидактические игры по экологии.- СПБ., 1992.
3.Адольф Т. А. Заповедными тропами. – М.: Просвещение,1998.
4.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
5.Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
6.Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
7.Дмитриева Н. Я., И. П. Товпинец «Естествознание» Пробный учеб. – М.: Просвещение,2002
8. Л. И. Занимательная экология. – М.: Прометей,1996.
9.Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
10.Красная книга Нижегородской области.Том 1. Животные.- Н. Новгород, 2003.
11.Куневич С. В.,. Лакоценина Т. П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе: (Выпуск 1. Математика, природоведение) : Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений. – М. - 2002
12.Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
13.Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
14.Мизун Ю. Г. Экология известная и неизвестная. – М.: Экология и здоровье.1994.
15.Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А. И. – Н. Новгород: изд-во экоцентр «Дронт»,1997
16.Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
17.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
18.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» Журнал «Начальная школа» 1998 г. №10
19.Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
20.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
21.Федоровский Д. Н., Тамойкин И. Ю. Редкие животные Нижегородской области: Пособие по дополнительному экологическому образованию. – Н. Новгород: изд – во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998
22.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
23.Экология России. Хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. - М.: МДС 2 Фнисам»,  1995.
24.Ягин В.В., Сулейманова Ф.А.Экологическое воспитание младших школьников: Пособие для слушателей экологической школы. – Н. Новгород, 1991.
Список рекомендуемой литературы для учащихся 1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
2.Алексеев С. В., Груздеван. В., Тарасов С. В. Дидактические игры по экологии.- СПБ., 1992.
3.Адольф Т. А. Заповедными тропами. – М.: Просвещение,1998.
4.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
5.Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
6.Большая энциклопедия животного мира . М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС2,2007.
7.Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
8.Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.: ООО изд-во «Астрель»:ООО «Издательство АСТ»,2001.
9.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1985.
10.Касаткина В., Червонная О. Пособие для учащихся 1 -3 классов начальной школы по природоведению, литературе и внеклассному чтению. – Н. Новгород, изд – во «ДЕКОМ»,1996.
11.Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
12.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1991.
13.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология / АВТ. – СОСТ. А. е. Чижевская. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997.