Программа внеурочной деятельности для 6 класса по социальному направлению Экология души


Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2016 года протокол № 1
Председатель педсовета______ А.Н.Олейников
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
по социальному направлению

« Экология души»

Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 12-13 лет
Учитель-составитель Ануфриева С.В.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экология души»
Предполагаемые результаты освоения программы:
Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Экология души» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:Личностные:
формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.
Регулятивные:
 адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
 делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
 сличать собственные действия с заданным эталоном;
 планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:
Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:
Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экология души»
Содержание тем курса 6 класса (34 часа)
Тема 1: Моя малая Родина
Маршрут по местам исторической и боевой славы ст.Медведовской. Возложение цветов к мемориальным доскам и памятникам героям. Встреча с ветеранами ВОВ.
Тема 2: Мы – шестиклассники
Час общения. Каким я представляю свой класс год назад, сегодня, через год.
Тема 3: Улица полна неожиданностей
Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.
Тема 4: Дорогие мои старики
День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. (Выставка семейных фотографий и конкурс рассказов, посвященных дню пожилого человека).
Тема 5: Мои таланты и увлечения
Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Представление музыкальных и танцевальных номеров. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»
Тема 6: Символика в истории России
Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства, Кубани, Тимашевского района. Викторина: «Символика России».
Тема 7: Эстафета здоровья.Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни.
Тема 8: Быстрая реакция
Причины возникновения пожаров. Конкурс: «Опасная ситуация». Памятка: «Чтобы не было пожара».
Тема 9: Единством славится Россия
История праздника. Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?
Тема 10: Наши права — счастливое детство
Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».
Тема 11: Пусть всегда будет мама
День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).
Тема 12: Велика Россия, а отступать некуда
“Запомните: От этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в сорок первом началась дорогаВ победоносный Сорок пятый год.”Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место — историческая хроника. Победа русских войск под Москвой - коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.
Тема 13: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Политинформация. Представление обсуждение основных мировых новостей и событий, происходящих в России.
Тема 14: Беседа «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии.
Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах.
Тема 15: Мир встречает Новый год
Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.
Тема 16: Учимся быть культурными
Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.
Тема 17: Экология человека в городской среде
Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Экологические проблемы Медведовской. Вторая жизнь мусора.
Тема 18: Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств
Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).
Тема 19: Книга или компьютер?
Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».
Тема 20: О дружбе и друзьях
Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».
Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!
История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.
Тема 22: Поздравить спешим всех мужчин!
(Поздравление пап, дедушек, мальчиков)
Тема 23: Весеннее поздравление
(Поздравление мам, бабушек, девочек)
Тема 24: О чем рассказывают улицы моей станицы
Защита проектов. Исторические сведения, достопримечательности улиц нашей станицы. Чьи имена носят улицы станицы.
Тема 25: Роскошь и нищета общения
В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.
Тема 26: С днем рождения, школа!
Школа – наш второй дом. Конкурс детских стихов и сочинений школе. Викторина: «Я знаю о школе все»
Тема 27: Удивительный мир птиц (1 апреля – День птиц)
Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Фотовыставка и выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»
Тема 28: Наш космос (познавательная игра)
Викторина, посвященная Дню космонавтики
Тема 29: Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля): «Загадки природы»

Тема 30: Starteenager – творческий конкурс, посвященный международному дню танца.
Тема 31: Детство, опаленное войной.
Тема 32: Моя семья – мое богатство.
Классный час, посвященный Дню семьи.
Тема 33: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Тема 34: Год прошел, мы повзрослели
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ Тема Основные виды учебной деятельности Дата Планируемые результаты и уровень усвоения УУД
план факт 1 Моя малая Родина Совершают пеший поход по местам исторической и боевой славы станицы Медведовской, возлагают цветы, слушают рассказы ветеранов ВОВ, формулируют и задают вопросы, делятся впечатлениями. 1.09 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
2 Мы - шестиклассники Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса. 08.09 3 Улица полна неожиданностей Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. 15.09 4 Дорогие мои старики Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении. 22.09 5 Мои таланты и увлечения Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся. Создают рекламу своему хобби с целью привлечь единомышленников. 29.09 6 Символика в истории России Знакомятся с историей государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость. Участвуют в викторине: «Символика России» 06.10 7 Эстафета здоровья Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках. 13.10 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
8 Быстрая реакция Готовят устные или письменные сообщение о крупных пожарах и причинах их возникновения. Приводят примеры причин, приводящих к пожарам. Формулируют памятку о правилах поведения и первой помощи пострадавшим при пожаре. 20.10 9 Единством славится Россия Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника». 10.11 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
10 Наши права — счастливое детство Знакомятся с текстом конвенции, цитирут статьи, которые заинтересовали. Объясняют собственное понимание смысла статей конвенции. Приводят примеры из литературных произведений, в которых присутствует тема прав и обязанностей литературных героев. Формулируют и корректируют список своих обязанностей. 17.11 11 Пусть всегда будет мама Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам. 24.11 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
12 Велика Россия, а отступать некуда Выполняют поиск информации о битве под Москвой и ее значении в ходе второй мировой войны. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства. 01.12 13 Что происходит в стране и в мире Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за первое полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение. 08.12 14 «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии. Читают стихи и отрывки из художественных произведений про зиму. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков на зимнюю тематику. Представляют свои работы. Пишут короткое сочинение: «Я люблю зиму за...» 15.12 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
15 Мир встречает Новый год Проводят генеральную уборку в классе. Украшают класс к новогоднему празднику. Готовят сообщения и презентации о новогодних традициях народов мира. Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера, оформляют новогодние открытки — пожелания для друзей и членов семьи. 22.12 16 Учимся быть культурными Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях. 12.01 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрениясловесный портрет своего друга/ подруги.
17 Экология человека в сельской среде Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку станицы Медведовской. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств. 19.01 18 Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным. 26.01 19 Книга или компьютер? Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было книг. Приводят свои аргументы на тему: «Хорошая книга воспитывает в человеке...» 02.02 20 О дружбе и друзьях Дискутируют на тему: «Нужны ли человеку друзья?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации: как поступают и не поступают настоящие друзья. Составляют и представляют
09.02 21 Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу! Знакомятся с информацией об истоках, традициях и значении Масленицы на Руси. Участвуют в игровых конкурсах, свзанных с масленичными традициями. Делятся домашними рецептами блинов. 16.02 22 Поздравить спешим всех мужчин! Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Равботают в группах. Девочки офрмляют поздравительные открытки для мальчиков. 23.02 23 Весеннее поздравление Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек. 03.03 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
24 О чем рассказывают улицы моего города Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам города Одинцово: их истории, достопримечательностям, названиям. 09.03 25 Роскошь и нищета общения Отвечают на вопросы: «В чем ценность общения»? «Нужно ли общение человеку»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения. 16.03 26 С днем рождения, Лицей! Выпускают стенгазету ко дню рождения Лицея. Готовят сообщения, стихи, песни, осуществляют поиск информации об истории Лицея. Участвую в викторине, посвященной дню рождения Лицея. 23.03 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
27 Удивительный мир птиц Готовят сообщения о птицах, их повадках и поведении. Рассуждают о роли птиц в природе и жизни человека. Вместе с родителями мастерят и вешают скворечники. Организут выставку фотографий и рисунков о жизни птиц. 06.04 28 Наш космос Осуществляют поиск информации, работают в командах, отвечают на вопросы викторины, посвященной Дню космонавтики, аргументируют свои ответы. 13.04 29 Экологическая игра, посвященная дню Земли Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение. 20.04 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
30 StarteenagerОсуществляют поиск информации об истории танца и о выдающихся танцорах. Называют танцевальные стили и жанры. Представляют танцевальные номера. Участвуют в дискуссии: «Танец — красота тела и души». 27.04 31 Детство, опаленное войной Готовят сообщения о детях — сверстниках в годы войны, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню. 04.05 32 Моя семья – мое богатство. Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». Собирают игрушки, книги, средства гигиены для воспитанников детского дома. 11.05 Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
33 Что происходит в стране и в мире? Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за второе полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение. 18.05 34 Год прошел, мы повзрослели Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год. 25.05 Согласовано
Протокол заседания
методического объединения
учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 13
от августа 2016 года № 1
______________________ Согласовано
Заместитель директора по УВР
С.Б.Нужнова« » 2016 год