Биография мордовского художника Петра Рябова
В художественном
миреПетра Рябова
Выполнила: учитель ИЗО, Фешина М.В.
2014 г.
К 100-летию со дня рождения
Пётр Рябов: художник и педагог.
В истории культуры большая роль принадлежит творческим личностям художников, которых называют великими или замечательными. Эти художники своей деятельностью формируют и развивают современное им искусство, откликаясь на идейные и эстетические запросы общества, поднимая насущные проблемы. Развитие искусства всегда тесно связано с развитием школ, в которых формируются представители того или иного направления, конкретика направления во многом зависит от присущего школе чувства современности. И естественно, что личность отдельного художника зависит от той силы, с которой он сумеет воплотить дух своего времени. Таким образом, между творчеством художника и творчеством педагога существует прямая и прочная связь. 26 января 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РСФСР и МАССР, яркого, талантливого, самобытного художника, страстного пропагандиста изобразительного и народного искусства Петра Федоровича Рябова. Творчество художника П.Ф. Рябова – неоценимый вклад в изобразительное искусство Мордовии. ( Слайд 1)
Родился художник в 1910 году в селе Кемля Ичалковского района в русско- мордовской семье. Непросто ответить на вопрос, с чего начался художник Петр Рябов. По всей видимости, многое способствовало тому, что простой деревенский мальчик пришел к большому искусству, стал настоящим мастером со своим неповторимым художественном языком. Его творчество, тесно связано с жизнью народа, отразило страницы истории, жизнь, быт и чаяния современников художника, судьбу его родины – Мордовии.
В художественной биографии Петра Рябова немалую роль сыграло знакомство с кемлянской монашкой-иконописцем. Но иконопись не вызвала большого интереса у комсомольца общественника и пионервожатого отряда, и масляными красками, подаренными ему монашкой, он написал свой первый автопортрет. В этой неумелой, но уже творческой работе, проглядывают черты типичные для будущих портретных работ. ( Слайд 2)
Творчество художника П.Ф. Рябова – неоценимый вклад в изобразительное искусство Мордовии. Начало деятельности живописца приходится на 30-е годы ХХ столетия, на трудное время для всей страны, а для художника - в особенности. Государство испытывало индустриальный подъем, подъем сельского хозяйства, который отвечал требованиям трудовых пятилеток, и художники в числе творческой интеллигенции были призваны освещать все происходящие события. Одними из первых были учащиеся Ассоциации художников революционной России, на курсах которой учился Петр Рябов в 30–е годы. Пораженный широтой размаха созидания молодой мастер с рвением и упоением трудится над индустриальной темой и во время работы на сталелитейном заводе «Серп и молот», (слайд 3) и в подшефном колхозе АХРРа «Безбожник» и «Коммунист» на Украине. Уже в ранних работах Петр Рябов заявляет о себе как о художнике с яркой творческой индивидуальностью, подающем большие надежды, что вдохновляет его на учебу в Академии художеств, которая дает ему хорошую возможность перейти от самостоятельного творчества к профессиональному глубокому изучению мирового искусства, совершенствованию мастерства. Желание молодого художника творить было прервано службой в Советской армии. Но и во время службы он не выпускал карандаш из рук, очень много рисовал с натуры, делал портреты сослуживцев,(Слайд 4, 5 ) выпускал стенгазету, являлся руководителем армейской изостудии и даже принимал участие в двух выставках армейских художников. Демобилизовавшись в 1946 году, Петр Рябов возвращается на свою малую родину, в Мордовию. Ей он и посвятил свое творчество. Показателен «Автопортрет» 1946 года, (Слайд 6) где автор изображает вчерашнего еще воина, а сегодня - человека мирного времени, который испытал все ужасы минувших военных лет, передает через свой образ героизм и гордость людей, прошедших войну, выполнивших свой долг перед Родиной, возвратившихся живыми домой (Слайд 7).
Творческая деятельность художника активизировалась в конце сороковых годов в Мордовском отделении Союза художников РСФСР, куда он был принят уже в 1947 году, после участия в республиканской художественной выставке.
Жанр натюрморта, оставался главным для мастера, в 50-е годы. (Слайды 8, 9)
Освоение Рябовым народных национальных традиций началось с портретного жанра, а затем продолжилось в тематических картинах. (Слайд10). Таким образом, к концу 50-х годов национальная сельская тематика прочно закрепилась в портретном жанре Рябова
Творчество Петр Федорович умело сочетал с незаурядными способностями организатора: по поручению правления Союза художников он работал внештатным методистом Дома народного творчества, был главным художником города, а затем стал директором первой детской художественной школы в Саранске. Молодому методисту по народному творчеству П. Рябову часто приходилось ездить по районам республики, проводить смотры работ самодеятельных художников, организовывать выставки и читать лекции по искусству. Выездные командировки обогащали живописца общением с местными жителями, знакомством с народной культурой мордвы. Все это привело художника к мысли о сохранении народного искусства, в частности, – мордовской вышивки. (Слайд10) Решением этой проблемы Рябов частично начал заниматься еще в начале пятидесятых годов – в орнаментальном оформлении зданий города, введя предмет в программу обучения в художественной школе. И в живописи национальная тема захватывает художника, занимает центральное место. Произведениям этого периода присущи праздничная декоративность, мажорность исполнения, жизнеутверждающее мироощущение. Индивидуальный почерк художника сформировался в результате переосмысления традиций классического искусства и синтеза их с народным искусством. В роли директора детской художественной школы П.Ф. Рябов немало усилий приложил к сохранению народного орнамента: открыл отделение декоративно–прикладного искусства, провел эксперимент – ввел орнамент вышивки в вязание, резьбу и роспись по дереву, керамику. (Эксперимент удался, более того – был одобрен Научно–исследовательским институтом художественной промышленности РСФСР и включен в программу обучения в детских художественных школах страны). Сам разрабатывал программы, эскизы по композиции для каждого класса. Петр Федорович Рябов принадлежит к тем народным самородкам, к тем «даровитым личностям» в которых прекрасно сочетались природный талант художника с педагогическими способностями.