Отчёт по самообразованию учителя «Права и обязанности неслышащих младших школьников».
Коррекционное государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида №1»
Отчёт по самообразованию учителя начальной школы
Дергуновой Татьяны Владимировны
Тема:
«Права и обязанности неслышащих младших школьников».
г.Хабаровск2015г
Тема: Права и обязанности неслышащих младших школьников.
Цель: Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности у неслышащих школьников.
Задачи:
1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность через уроки, классные часы, КТД, тематические недели.
2.Помочь осмыслить сущность прав ребёнка, обязанностей и ответственности несовершеннолетних школьников.
3.Воспитать у несовершеннолетних учащихся стремление к усвоению правовых знаний и основ государственного права.
Теория, переработка (из опыта работы).
Воспитание правосознания начинается с самого простого, с выполнения правил поведения в школе, дома, на улице. Работу начинаю с изучения и осмысления правил поведения неслышащих учащихся. Кроме того постоянно работаю над тем, чтобы учащиеся понимали и соблюдали свои права и обязанности, соблюдали правила совместного общежития (в школе, в семье, в общественных местах), проявляли уважение к старшим (родителям, учителям, воспитателям, старшеклассникам, обслуживающему персоналу).
Правосознание и гражданская ответственность - понятия очень сложные, но они вдвойне сложнее, когда дело касается неслышащих учащихся. Глухие учащиеся понимают всё очень конкретно и это требует от учителя умения, такта, творческой подготовки для осмысления сущности прав, обязанностей и ответственности неслышащими учащимися.
В рамках работы по данной теме ступенчато знакомила учащихся с правами ребёнка в различных сферах по следующим направлениям: права и свободы в сфере общих гражданских прав ( право на имя, гражданство, на уважение личного достоинства, на защиту своих прав и интересов со стороны родителей или опекунов, создание и участие в детских организациях); в области семейных отношений (право знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, на заботу со стороны родителей, опекунов, на общение с родителями, родственниками, на всестороннее развитие, на выражение собственного мнения, на получение средств к существованию и на собственные доходы); в области социального обеспечения (на получение пенсий, пособий, льгот, бесплатное получение индивидуальных слуховых аппаратов, необходимых лекарств, медицинское обслуживание, питание и проживание в школе-интернате); права в области жилищного права (право на жилое помещение); права в сфере трудовых отношений (учащиеся с 14 лет с разрешения родителей, опекунов может выполнять лёгкий труд не более 2,5 ч. в день).Неслышащие учащиеся не просто получали знания о своих правах и обязанностях, они с интересом следили за ходом бесед, принимали активное участие в обсуждениях, выполняли предложеные задания, задавали вопросы.
Знакомство, систематизация, обобщение, закрепление знаний по данной теме проводилась на классных часах, КТД, тематических неделях, на уроках чтения, О.О.М., трудовое обучение. Большое внимание уделяла тем правам, которыми учащиеся могут пользоваться сейчас и неукоснительно их выполнять.
Изучение прав разбирались на конкретных примерах( как ими пользоваться и как их выполнять).
100% учащихся 4Б класса проживают в школе-интернате на государственном обеспечении. Обеспечиваются бесплатным проживанием, питанием, медицинским обслуживанием, лечением, получением индивидуальных слуховых аппаратов, получением пенсий по инвалидности, льготным проездом в автобусе, поезде, получением путёвок на летний отдых и т.д.
Остановлюсь на праве учащихся участвовать через свои общественные организации в обсуждении вопросов совершенствования учебной дисциплины и вопросов, связанных с их бытом.
В классе есть актив класса, а в школе Совет школы на которых обсуждаются успеваемость, дисциплина, пропуски учащихся. Обсуждение происходит при активном участии учеников. Ребята сами вносят предложения, касаемых дисциплины, успеваемости, бытовых вопросов.
В школе-интернате есть библиотека, спортивный инвентарь, игровая комната, школьный автобус, мобильный класс, создана студия танцев «Вдохновение». Учащиеся 4Б класса посещают бассейн ФК «Наутилус», кружок «Оригами», студию танцев «Вдохновение», участвуют в соревнованиях по плаванию среди школьников с ОВЗ, в спортивных соревнованиях (шашки), посещают музеи, кинотеатры, цирк и памятные места г.Хабаровска.
И эта забота государства о детях гарантирована Конституцией РФ в полной мере соблюдается в школе-интернате.
Из обязанностей неслышащие учащиеся хорошо усвоили две: хорошо учиться и иметь хорошее поведение. Довожу до сведения учащихся другие обязанности: получить основное общее образование, повышать свой культурный уровень, участвовать в общественно-полезном труде, самообслуживании, соблюдать правила внутреннего распорядка в школе- интернате, быть дисциплинированным, организованным, беречь имущество школы, систематически посещать учебное заведение.
Для того, чтобы ученики не подменяли понятие «закон» словом «запрет» объясняю , что закон – это прежде всего норма поведения, которая отвечает интересам общества, для чего создаются законы, для чего они необходимы, почему недопустимо законы нарушать. Важно научить учащихся самим оценивать дисциплину в классе, хорошо учиться, добросовестно дежурить в классе, в спальне, столовой, осуждать случаи нарушения и недобросовест-ного отношения к обязанностям, порче школьного имущества, признать свою вину, порицать проявление грубости и лжи.
Большая работа ведётся в области нарушения правил уличного движения, правил поведения в общественных местах.
Хочется отметить, что большинство учащихся могут рассказать, какие обязанности есть у школьника и как эти обязанности ими выполняются. Ученики могут оценивать своё поведение и поведение учащихся по классу.
В рамках работы по данной теме проведены следующие уроки по темам.
Провела классные часы: «Давайте знакомиться», «Правила поведения на улице и дороге», «Я и школа», «Я -дежурный», «Как я готовлюсь к уроку», «Дежурим в столовой», «Культура общения- что это?», «Все профессии нужны», «Учёба – мой главный труд», «Волшебный остров», «Анализируем наши успехи», «Полезные и вредные привычки», «Правила поведения во время прогулки», «Правила езды на велосипедах», «Я- пешеход».
Провела открытый классный час «Права и обязанности младших школьников» для учащихся 3-4 классов, выложила на сайт школы презентацию по теме классного часа, организовала и провела КТД в рамках Декады инвалидов «Совместное моделирование на основе базового модуля из бумаги». Сделали плакат «Мы – вместе» с учащихся 1-4 классов.
В течении учебного года выезжали с учениками в краеведческий музей, в художественный музей и посетили выставки: «Изба переселенцев»; «Животные Хабаровского края»; «Рыбы Хабаровского края»; «Русская игрушка». Выезжали с учениками на экскурсии: «Памятные места города Хабаровска», «Ледовая сказка». В рамках экологической недели провела открытый классный час «Наш дом –планета Земля» для учеников 4А-4Б классов. Принимали участие в экологической акции «Чистый берег», в субботниках по уборке школьной территории «Листопад», «Снежный двор», «Сделаем наш двор чище!»
Список использованной литературы
1.Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе.
Пед.общество России.-М.:Просвещение, 2005.
2.Быкова Л.М. Учебно-воспитательная работа в школе для глухих детей (из опыта работы). М.:Просвещение,1984.
3.А.И.Долгов Правовое воспитание несовершенолетних. М.:Просвещение, 1989.
4.Н.В.Лободина Родительские собрания в начальной школе (выпуск3). Волгоград, 2007.
5.Конвенция ООН о правах ребёнка,1989.
6.Конституция Российской Федерации,1993.
7.Семейный кодекс Р.Ф.,1996.