Рабочая программа для детей, попавших в трудные жизненные ситуации Сам себе помогу
Пояснительная записка
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей.Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Цель программы:
1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи программы
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
Программа рассчитана для учащихся 3 –го класса.
Ожидаемые результаты и способы оценки
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
7. Снижение количества детей асоциального поведения.
8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-пропаганда здорового образа жизни.
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники) Профилактика правонарушений
Беседы по факту
Операция "Внимание, дети"
Акция "Детям - заботу взрослых"
Лекции специалистов, классные часы
Конференция "Знаешь ли ты закон?"
Кинофильмы "Вредные привычки"
Профилактика употребления ПАВ
Организация летнего отдыха
Контроль
Рейды
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
Проверка занятости после уроков
Индивидуальные консультации
Организация свободного времени учащихся
Тематическое планирование
№ Мероприятия Сроки
1 Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных 2 Тренинг: « Навыки общения». 3 Профилактические беседы
«Когда сигарета не нужна». 4 Профилактическая беседа
«Не кури». 5 Экускурсия в краеведческий городской музей 6 Профилактическая беседа
«Береги здоровье смолоду». 8 «ЗОЖ – что это значит?» (конкурс рисунков) 9 «Толерантность и мы» 10 «Насилие и закон» 11 Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования 12 «Табак и верзилу сведёт в могилу».
«Вредные привычки»
«Наше здоровье в наших руках»
«Кто скажет курению нет»
«Компьютер- враг или друг» 13 Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир» 16 «От безответственности до преступления один шаг»,
« Ты и твои права» ( беседа) 17 Правовая игра «Мой взгляд» 18 Игра «Школа безопасности» 19 Акция: «Нет вредным привычкам!» 20 Дискуссии: «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» 21 Проведение физкультминуток во время уроков 22 Спортивно-оздоровительные мероприятия:
-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,
-кружках и секциях,
23 лектории для родителей: «Уют и комфорт в нашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»
Список литературы
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997