Анализ удовлетворённости родителей предлагаемыми образовательными услугами
Результаты социологического опроса родителей МБОУ СОШпо вопросам удовлетворения качеством предлагаемых услуг
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
В соответствии с таким пониманием качества образования в апреле 2012-2013 учебного года заместителем директора было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг, оказываемых МБОУ СОШ..
Целью исследования было изучение удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Основные задачи исследования:
выявить представления респондентов (родителей) о качественном школьном образовании;
определить степень удовлетворённости качеством образовательных услуг в школах;
разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в школах.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса (бланк анкеты - приложение №1).
Выводы о степени удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг по результатам исследования за 2012-2013 учебный год представлены в таблице:
Критерий качества образования
Положительная оценка респондентов
Отрицательная оценка респондентов
Родители
Психологический климат
1.Преобладание положительных эмоций от нахождения в школе (гордость за ребёнка, спокойствие).
2.Уважительное отношение учителей к ребёнку.
3.Наличие у ребёнка друзей в школе
4.Наличие условий для занятий ребёнка спортом и творчеством.
5. Достаточная информированность о деятельности школы.
1.Частые жалобы на недомогание и плохое самочувствие учащихся во время учебного процесса.
2.Отсутствие контактов с педагогами у каждого пятого родителя.
Профессиональная подготовка педагогов
1.Наличие большого авторитета у некоторых учителей.
2.Уважительное отношение большинства учителей к ученикам.
3. В большинстве случаев учителя прислушиваются к мнению родителей и учитывают его.
1. Не всегда объективно и справедливо происходит оценивание результатов учащихся.
2. Недостаточно учитываются индивидуальные особенности детей.
Качество знаний учеников
1. Подбор необходимых методов обучения и воспитательного взаимодействия.
2.Включение качества знаний в число базовых критериев качества школьного образования.
1.Неоднозначная оценка предметной подготовки учащихся: глубины знаний, адекватности школьной нагрузки.
Качество материально-технической и учебно-методической базы школы
1.Использование на уроках современных информационных технологий.
1. Около 30% опрошенных родителей считают, что школа имеет недостаточную материально- техническую базу.
ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА АНКЕТИРОВАННОГО ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ (см.анкеты)
Критерий качества образования
Положительная оценка респондентов
Отрицательная оценка респондентов
Затруднения в ответе
Родители
Психологический климат
(2.3.4.5.7.8.9.10.11,15)
61%
11%
28%
Профессиональная подготовка педагогов
(1,12, 13,16)
57%
16%
27%
Качество знаний учеников
(14,17)
50%
5%
45%
Качество материально-технической и учебно-методической базы школы
(4)
34%
34%
32%
Всего:
51%
11%
33%
Характеристика 1 класса:
Всего 19 человек из них 4 человека на повторном годе обучения, 4 учащихся обучаются по специальной (коррекционной) учебной программе 7 вида. По предварительным итогам 6 учащихся останутся на повторное обучение в 1 классе.
В данном опросе приняли участие 19 родителей первоклассников школы Стоит отметить, что родители учащихся села более качественно подошли к заполнению анкеты. Из процентных показателей особенно выделяется колонка «затруднение в ответе» 33% родителей сомневаются в ответах на вопросы: не имеют представления о материально-технической базе школы, о состоянии школьных помещений (редко бывают в школе), об отношениях между школьниками в классе (скорее всего нет доверительных отношений между родителем и ребенком). Стоит отметить, что 71% родителей учащихся села удовлетворенны тем, что их дети не получают полноценного питания находясь в школе.
В качестве общих рекомендаций по повышению удовлетворённости образовательным процессом приведём изменения, необходимость которых была озвучена респондентами в настоящем исследовании:
- следить за ребёнком в школе, на уроках, так как в тетрадях нет выполненной работы (это заявление считаю не обоснованным – была проведена проверка рабочих тетрадей, в которые ведутся в соответствии с требованиями);
- оповещать об изменении времени движения транспорта (в этом учебном году были сбои в движении школьного автобуса по объективным причинам – классные руководитель сообщал о изменениях);
- улучшить и разнообразить внеклассные занятия (радует, что родители заинтересованы в получении детьми дополнительного образования).
Предлагаю следующие рекомендации:
Решение кадровых проблем: увеличение штата учителей (особенно молодых специалистов), систематическое повышение их квалификации.
Повышение эффективности системы оценки знаний учащихся, применение индивидуального подхода в обучении.
Обновление материально-технической и учебно-методической базы школы: обеспечение современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и приборами; ремонт классов.
Заместитель директора школы по УВР
Приложение №1
Анкета для родителейВопросы
Да
Нет
Трудно сказать
1.Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
· Уровнем преподавания;
7
7
2
2
· Организацией школьного быта;
7
8
1
2
· Питанием в школе;
5
7
2
1
1
· Состоянием школьных помещений;
4
9
3
2
· Оформлением классов;
7
10
1
· Материально-техническим обеспечением школы;
2
5
5
2
4
· Отношениями между школьниками в классе;
7
6
1
4
· Вашими отношениями с педагогами;
7
7
2
2
· Вашими отношениями с администрацией;
2
6
4
3
1
2
· Отношениями вашего ребенка с педагогами;
7
8
2
1
· Отношением вашего ребенка к школе в целом
7
6
4
1
2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов.
Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?
Выезды в город на экскурсии
1
4
1
1
6
3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?
6
7
1
4
4.Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?
7
6
4
1
5.Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?
6
5
3
1
3
6.Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?
6
5
4
1
2
7.Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?
Учит детей – 3, идёт в ногу со временем – 1
Всё устаревает -2
3
8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?
- следить за ребёнком в школе
- оповещать об изменении времени движения транспорта
- внеклассные занятия
_____________________________________________________________________
Большое спасибо за ваши ответы!
Заголовок 1Заголовок 515