Интегрированный урок (литература-география) Люди и природа — единое целое в произведении М.М.Пришвина Кладовая солнца

НОУ Православная гимназия
Конспект открытого интегрированного урока по литературе и географии в 6 классе

Тема урока: Люди и природа – единое целое в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

13.03.2012 г.
Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы
Никольская В.Г., учитель географии
Цель урока: показать взаимодействие природы и человека.
Образовательная: Показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении; раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы; изучить ландшафт Мещерского края как типичный для Среднерусской равнины.
Развивающая: Продолжить работу над развитием речи детей. Научить применять средства ИКТ на уроках литературы и географии. Закрепить навык работы с картой и текстом.
Воспитательная: Научить детей задумываться об ответственности человека за судьбу природы. Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний.
Основное содержание урока: природа и люди - единое целое (с точки зрения географии и литературы)
Оборудование урока: портрет писателя М.М. Пришвина (на экране), презентация по географии, викторина-презентация по сказке-были, текст произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», таблица «Художественные средства выразительности», атласы, проекты учащихся, карточки, опережающее задание по группам, карта в электронном виде.

На доске портрет М.М.Пришвина и эпиграфы:
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.
(К.Г.Паустовский)
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо
открывать и показывать. (М. М. Пришвин )
Проблемный вопрос урока (записан на доске):
Как вы понимаете: быть счастливым – делать добро?
Ход урока
Предварительно класс делится на 3 группы. Каждая группа имеет своё название и состоит из разноуровневых учеников.

1. Вступительное слово.
Литератор.
Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Почему возможно объединение таких, казалось бы, разных предметов в одном уроке? Перед нами стоит проблема, ее формулировка - на доске. Мы будем обращаться к этим словам на протяжении нашего разговора и должны подвести итог в конце.
2. Смысловая стадия
Цель: показать взаимодействие природы и человека.
Писатель М.М. Пришвин прост и полон, как сама природа. И именно как природа действует на наше сердце: так бывает при жизни в лесу – вроде уже знаешь каждое дерево, каждый поворот реки, каждое пятно света в листве, а взглянешь наутро, и все целостно и ново и словно нетронуто зрением, как в первый раз.
Љ Эта полнота впечатления оттого, что писатель сам не мог наглядеться на мир, и каждый день видел его новым и понимал всем сердцем, и каждый день жизни проводил в природе с таким вниманием к ней, как будто она и есть вся тайна и полнота жизни.
Проверка домашнего задания:
- Что нового вы узнали о М.М. Пришвине?
- Что показалось вам особенно интересным в творческом наследии писателя?
- Какие произведения М. Пришвина вы читали?
- Что вам запомнилось больше всего?
Обратите внимание на слова эпиграфа. В чем смысл этих слов? Кому они принадлежат? Что такое - эпиграф? (Эпиграф – слова перед текстом, призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.
К.Паустовский также с большой любовью относился в природе. Его произведения вы все с детства знаете. Вспомните ваши любимые.
Послушайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Обыкновенная земля». Выделите главную мысль текста. (Чтение учителем отрывка).
«Однажды, всё, оставив позади себя, я отправился пешком за волшебным колобком в край непуганых птиц записывать сказки»,- написал М.Пришвин.
Сейчас мы предлагаем вам заочно посетить места, где путешествовали М.М. Пришвин и К.Г Паустовский.
Географ (Учитель раздает карточки и предлагает учащимся ответить на вопросы по мере просмотра презентации)
Мещера – сказочный край.
Среди дремучих лесов и бескрайних заливных лугов поймы Оки сохранился удивительный по красоте и разнообразию природы край – Мещера. Мещёра - это тот идеальное место, которое городские жители ищут в хлопотах повседневной жизни, цепляясь за сомнительные и сиюминутные дела, меняя духовные ценности на материальные блага. Мещёра - это древний и мудрый лекарь и целитель, опытный врачеватель всему живому. Мещёра - доверчивое сердце России, спрятанное под покровом зеленых лесов, с девственными, по-детски невинными озёрами, с теплыми реками и чудотворной силой прохладных родников.
Мещёра – это, к счастью, всё ещё дикий и тихий уголок природы с хрупкой чистотой добродушного лика, прозрачными реками и экологически чистыми озерами, дремучими лесами и безмолвными болотами, скрытыми тропинками и безмятежным кристальным небом.
Презентация по теме «Мещера».
Повторение изученного ранее. Основные термины, положения.
Работа с картой.
Посмотрите на карту Мещёры. Какие географические названия вы знаете? Назовите их. Найдите на карте.
Вот об этих заповедных местах и писал Пришвин.
Литератор
Да, красивые, сказочные места. Сказка для М.М. Пришвина - это особое праздничное мироощущение, свойственное детям и тем взрослым людям, которые сумели сохранить в своей душе «ребенка». Поэтому сказка составной частью входит во многие его произведения, в том числе и в самые значительные: «За волшебным колобком», «Родники Берендея», «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаша», сказка-быль «Кладовая солнца». Пришвин как бы создает новую сказку, которая живет в реальном мире, и реальную действительность превращает в сказку. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Давайте вспомним, о ком и о чем идет речь в сказке-были «Кладовая солнца».
3. Работа в группах. ( Каждая группа делает вывод о своих персонажах, в соответствии с проблемным вопросом урока. Выводы записываются на доске.)
Ребята, вам было дано задание по группам проанализировать текст с точки зрения героев, изображения природы и образа автора. Послушаем, что у вас получилось.
1 группа – Герои (Настя и Митраша)
Действующие лица в художественном произведении, обладающие отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
Пересказ.
2 группа – Автор (Пришвин)
Создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения.
3 группа – Природа (Группа работает вместе с географом)
1.В широком смысле – всё существующее, весь мир в многообразии его форм.2. Бывает живой и неживой.
Работа над текстом
Художественный пересказ текста ( подготовленные ученики из 3 творческой группы – «природа» - описание восхода солнца - с.46-47 , сказка о ели и сосне – с.45, описание клюквы на болоте – с. 57-58., описание - палестинки с.59-60 – на выбор.)
Прослушивание отрывка из текста в актерском исполнении («Лет двести тому назад») – 3 мин.
Географ
А теперь вспомним, где же оказались герои произведения, отправившись за клюквой?
А чем ещё богаты болота?
(Добавить геогр.содержание.)
Литератор
Как вы думаете, помогала ли природа детям? И чем?
Как вы считаете, чего больше: реального или сказочного в произведении Пришвина? Что общего со сказкой? (Зачин, мотив «запрета», его нарушение, испытание, развязка – победа над злом. Элементы волшебной сказки). Это мы сейчас увидим, когда обратимся к тексту произведения.
Природа у Пришвина наполнена разнообразными звуками, яркими красками. Для Пришвина не существует просто «вообще растения» или просто «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, что – нет. Наделяет животных способностью «мыслить», а растения – чувствовать и действовать.
М. М. Пришвин использовал прием слияния сказочного и реального, который дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности на земле. Природа у Пришвина одухотворена. Все описания природы у писателя пронизаны любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того чтобы передать эти чувства, он использовал самые разнообразные художественные средства и приемы.
–Давайте вспомним, какие средства художественной изобразительности помогают писателям и поэтам глубже и выразительнее раскрыть тему произведения. (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезу, олицетворение и др.)
Вывод: писатель показывает, что чем богаче мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него мир.
Как же ведёт себя природа?
Отв. уч-ся: (Природа одушевлена) Как называется этот приём? (Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ.)
Вот мы и поработаем с вами по группам над этим приёмом.
Работа в группах по карточкам. Каждая группа коллективно работаем над заданием. Раздаются карточки.
– Вставьте примеры олицетворения в предложения:
1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово
болото ____, ______, ______. ( прокалывая, зарычали, завыли, застонали).
2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______
по невидимым камешкам. (побежал)
3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.(заиграл)
4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала)
5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали)
6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались)
7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.
(выбросило)
8) И журавли ____________ три раза не как утром «победа», а вроде как бы :
«Спите, но помните..»(прокричали)
Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали
Проверка карточек:
прочитайте, что у вас получилось. Представитель от каждой группы зачитывает правильный ответ.
– О чём говорят эти примеры? Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в произведениях?
Вывод: олицетворения помогают понять, что человек одушевляет природу, делая её живой.
4. Рефлексия (На основании выводов)
Пришвин создал сказку для всех. Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывает свою энергию в торфяных зарослях, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе.
Солнце не всегда сияет и греет, а есть в природе и тучи, и ненастье. В ней есть всё: и злое, и доброе, и спасение, и гибель. Но из всех созданий один лишь человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца, потому что он умеет хранить это и передавать другим людям тепло и свет доброты. В этом проявляется мудрость человека. Сродни духовному богатству человека богатство природное: «... вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство».
А что же мы можем сделать, чтобы сохранить для потомков нашу природу «кладовую солнца»? Что значит: быть счастливым – делать добро?
Вывод урока: Давайте же беречь то, что дала нам сама природа! Люди и природа – единое целое.
5. Заключительный этап урока – игра-викторина по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Победитель – ученик, давший самое большое количество правильных ответов.

6. Итоги урока (подведение итогов работы, выставление оценок)

7. Домашнее задание
Представьте, что вам предложили стать директором заповедника. Вам необходимо начать свою работу с создания проекта. К следующему уроку географии вы должны будете создать индивидуальный проект «Мой заповедник». Ваша работа будет оцениваться с двух сторон: географической и литературной (целесообразность, значимость проекта и правильность словесного способа выражения).
В конце урока при наличии времени просмотр отрывка из фильма «Мещерский край».

Словарная работа:
Кладовая
1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов.
2. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности.

Приложение

Работа в группах по карточкам.
Вставьте примеры олицетворения в предложения:
1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово
болото ____, ______, ______.
2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______
по невидимым камешкам.
3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.
4) И тогда ______ сосна, и ель _________ .
5) Деревья так _______ ________.
6) Очень __________ старушки ёлки.
7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.
8) И журавли ___________три раза не как утром «победа», а вроде как бы :
«Спите, но помните..»
Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали

15