Интегрированный урок (литература-география) Люди и природа — единое целое в произведении М.М.Пришвина Кладовая солнца 
НОУ Православная гимназия
Конспект открытого интегрированного урока по литературе и географии в 6 классе
Тема урока:  Люди и природа – единое целое в произведении    М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
13.03.2012 г.
Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы
Никольская В.Г., учитель географии
Цель урока: показать взаимодействие природы и человека. 
Образовательная: Показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении; раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы; изучить ландшафт Мещерского края как типичный для Среднерусской равнины. 
Развивающая: Продолжить работу над развитием речи детей. Научить применять средства ИКТ на уроках литературы и географии. Закрепить навык работы с картой и текстом.
Воспитательная: Научить детей задумываться об ответственности человека за судьбу природы. Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.   
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний. 
Основное содержание урока:  природа и люди - единое целое (с точки зрения географии и литературы) 
Оборудование урока:   портрет писателя М.М.  Пришвина (на экране),  презентация по географии, викторина-презентация по сказке-были,  текст произведения М.М.  Пришвина «Кладовая солнца»,  таблица  «Художественные средства выразительности», атласы, проекты учащихся, карточки, опережающее задание по группам, карта в электронном виде.
 На доске портрет М.М.Пришвина и  эпиграфы: 
Великая любовь Пришвина к природе  родилась  из его любви к человеку.          
(К.Г.Паустовский)             
 Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо
открывать и показывать. (М. М. Пришвин ) 
Проблемный вопрос урока (записан на доске):  
                    Как вы понимаете: быть счастливым – делать добро?   
Ход урока 
 Предварительно класс делится на 3 группы.  Каждая группа имеет своё название и состоит из разноуровневых учеников. 
1. Вступительное слово.
Литератор.
        Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Почему возможно объединение таких, казалось бы, разных предметов в одном уроке?  Перед нами стоит проблема, ее формулировка - на доске. Мы будем обращаться к этим словам на протяжении нашего разговора и должны подвести итог в конце.
2. Смысловая стадия  
Цель: показать взаимодействие природы и человека. 
       Писатель М.М. Пришвин прост и полон, как сама природа. И именно как природа действует на наше сердце:  так бывает при жизни в лесу –  вроде уже знаешь каждое дерево,  каждый поворот реки,  каждое пятно света в листве,  а взглянешь наутро,  и все целостно и ново и словно нетронуто зрением, как в первый раз. 
Љ   Эта полнота впечатления оттого,  что писатель сам не мог наглядеться на мир,  и каждый день видел его новым и понимал всем сердцем,  и каждый день жизни проводил в природе с таким вниманием к ней, как будто она и есть вся тайна и полнота жизни. 
Проверка домашнего задания:
    - Что нового вы узнали о М.М. Пришвине? 
    - Что показалось вам особенно интересным в творческом наследии писателя? 
    - Какие произведения М. Пришвина вы читали? 
    - Что вам запомнилось больше всего?
        Обратите внимание на слова эпиграфа. В чем смысл этих слов? Кому они принадлежат? Что такое  - эпиграф? (Эпиграф  – слова перед текстом, призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.
       К.Паустовский также с большой любовью относился в природе. Его произведения вы все с детства знаете. Вспомните ваши любимые. 
       Послушайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Обыкновенная земля». Выделите главную мысль текста. (Чтение учителем отрывка).
        «Однажды,  всё,  оставив позади себя, я  отправился пешком за волшебным колобком в край непуганых птиц записывать сказки»,- написал М.Пришвин.
       Сейчас мы предлагаем вам заочно посетить места, где путешествовали М.М. Пришвин и К.Г Паустовский.
Географ  (Учитель раздает карточки и предлагает учащимся ответить на вопросы по мере просмотра презентации)
        Мещера –  сказочный край.
         Среди дремучих лесов и бескрайних заливных лугов поймы Оки сохранился удивительный по красоте и разнообразию природы край – Мещера.  Мещёра - это тот идеальное место, которое городские жители ищут в хлопотах повседневной жизни, цепляясь за сомнительные и сиюминутные дела, меняя духовные ценности на материальные блага. Мещёра - это древний и мудрый лекарь и целитель, опытный врачеватель всему живому.  Мещёра - доверчивое сердце России, спрятанное под покровом зеленых лесов, с девственными, по-детски невинными озёрами, с теплыми реками и чудотворной силой прохладных родников. 
          Мещёра – это, к счастью, всё ещё дикий и тихий уголок природы с хрупкой чистотой добродушного лика, прозрачными реками и экологически чистыми озерами, дремучими лесами и безмолвными болотами, скрытыми тропинками и безмятежным кристальным небом. 
         Презентация по теме «Мещера».
         Повторение изученного ранее. Основные термины, положения.
         Работа с картой.
Посмотрите на карту Мещёры.  Какие географические названия вы знаете? Назовите их. Найдите на карте.
Вот об этих заповедных местах и писал Пришвин. 
Литератор
        Да, красивые, сказочные   места. Сказка для М.М. Пришвина - это особое праздничное мироощущение, свойственное детям и тем взрослым людям, которые сумели сохранить в своей душе  «ребенка».  Поэтому сказка составной частью входит во многие его произведения,  в том числе и в самые значительные: «За волшебным колобком», «Родники Берендея», «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаша», сказка-быль «Кладовая солнца».  Пришвин как бы создает новую сказку,  которая живет в реальном мире,  и реальную действительность превращает в сказку. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».  
Давайте вспомним, о ком и о чем идет речь в сказке-были «Кладовая солнца». 
3. Работа в группах. ( Каждая группа делает вывод о своих персонажах, в соответствии с проблемным вопросом урока. Выводы записываются на доске.)
      Ребята, вам было дано задание по группам проанализировать текст с точки зрения героев, изображения природы и образа автора. Послушаем, что у вас получилось.
        1 группа – Герои (Настя и Митраша) 
        Действующие лица  в художественном произведении, обладающие отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении. 
       Пересказ.
        2 группа – Автор (Пришвин)  
        Создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения. 
        3 группа – Природа  (Группа работает вместе с географом)
        1.В широком смысле – всё существующее, весь мир  в многообразии его форм.2. Бывает живой и неживой. 
Работа над текстом
    Художественный пересказ текста ( подготовленные ученики из 3 творческой группы – «природа» - описание восхода солнца - с.46-47 , сказка о ели и сосне – с.45, описание клюквы на болоте – с. 57-58., описание - палестинки с.59-60 – на выбор.) 
        Прослушивание отрывка из текста в актерском исполнении («Лет двести тому назад») – 3 мин.
Географ
А теперь вспомним,  где же оказались герои произведения,  отправившись за клюквой? 
А чем ещё богаты болота?
(Добавить геогр.содержание.)
Литератор
        Как вы думаете, помогала ли природа детям? И чем? 
      Как вы считаете,  чего больше: реального или сказочного в произведении Пришвина?  Что общего со сказкой? (Зачин, мотив «запрета», его нарушение, испытание, развязка – победа над злом. Элементы волшебной сказки). Это мы сейчас  увидим, когда обратимся к тексту произведения. 
       Природа у Пришвина наполнена разнообразными звуками, яркими красками. Для Пришвина не существует просто «вообще растения» или просто «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, что – нет. Наделяет животных способностью «мыслить», а растения – чувствовать и действовать. 
         М.  М.  Пришвин использовал прием слияния сказочного и реального, который дал возможность писателю выразить свой идеал,  мечту о высоком назначении человека, о его ответственности на земле.  Природа у Пришвина одухотворена.  Все описания природы у писателя пронизаны любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того чтобы передать эти чувства,  он использовал самые разнообразные художественные средства и приемы.  
–Давайте вспомним, какие средства художественной изобразительности помогают писателям и поэтам глубже и выразительнее раскрыть тему произведения. (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезу, олицетворение и др.) 
Вывод: писатель показывает, что чем богаче мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него мир. 
Как же ведёт себя природа? 
Отв. уч-ся: (Природа одушевлена) Как называется этот приём? (Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ.) 
Вот мы и поработаем с вами по группам над этим приёмом. 
Работа в группах по карточкам.  Каждая группа коллективно работаем над заданием. Раздаются карточки.
   – Вставьте примеры олицетворения в предложения:
    1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово
болото ____, ______, ______. ( прокалывая, зарычали, завыли, застонали). 
    2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______ 
по невидимым камешкам. (побежал) 
    3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.(заиграл) 
    4) И тогда ______ сосна, и ель  _________ . (нажала, зарычала) 
    5) Деревья так _______    ________.  (жалобно стонали) 
    6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались) 
    7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.      
(выбросило) 
   8) И журавли ____________ три раза не как утром  «победа», а вроде как бы : 
«Спите, но помните..»(прокричали) 
Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали
Проверка карточек:
прочитайте, что у вас получилось. Представитель от каждой группы зачитывает правильный ответ.
 – О чём говорят эти примеры? Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в произведениях?
Вывод: олицетворения  помогают понять, что человек одушевляет природу, делая её живой.  
4. Рефлексия   (На основании выводов) 
        Пришвин создал сказку для всех. Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывает свою энергию в торфяных зарослях, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе.   
       Солнце не всегда сияет и греет,  а есть в природе и тучи,  и ненастье. В ней есть всё:  и злое,  и доброе,  и спасение,  и гибель.  Но из всех созданий один лишь человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца,  потому что он умеет хранить это и передавать другим людям тепло и свет доброты. В этом проявляется мудрость человека. Сродни духовному богатству человека богатство природное: «... вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство».    
        А что же мы можем сделать, чтобы сохранить для потомков нашу природу «кладовую солнца»?  Что значит: быть счастливым – делать добро?
      Вывод урока:   Давайте же беречь то, что    дала нам сама природа! Люди и природа – единое целое. 
5. Заключительный этап урока – игра-викторина по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». 
      Победитель – ученик, давший самое большое количество правильных ответов.
6. Итоги урока (подведение итогов работы, выставление оценок) 
7. Домашнее задание
 Представьте, что вам предложили стать директором заповедника. Вам необходимо начать свою работу с создания проекта. К следующему уроку географии вы должны будете создать индивидуальный проект «Мой заповедник». Ваша работа будет оцениваться с двух сторон: географической и литературной (целесообразность, значимость проекта и правильность словесного способа выражения).
         В конце урока при наличии времени просмотр отрывка из фильма «Мещерский край».
Словарная работа:
Кладовая  
        1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. 
        2. Место, где сосредоточены какие-нибудь  природные ценности. 
Приложение
Работа в группах по карточкам. 
     Вставьте примеры олицетворения в предложения:
    1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово
болото ____, ______, ______.  
    2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______ 
по невидимым камешкам. 
    3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.
    4) И тогда ______ сосна, и ель  _________ .  
    5) Деревья так _______    ________.  
    6) Очень __________ старушки ёлки. 
    7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.      
   8) И журавли ___________три раза не как утром  «победа», а вроде как бы : 
«Спите, но помните..»
Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали
15