Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ


АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
В ОБЪЕДИНЕНИИ «ШАРМ»
Материал мастер - класса
педагога дополнительного образования
Янголенко Ирины Алексеевны
Радужный
2011г.
34544019431010
241236599060
УЧЕБНО-ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
173990213360
071120
2658745984253
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
В ОБЪЕДИНЕНИИ «ШАРМ»

Янголенко Ирина Алексеевна
педагог дополнительного образования
АУ ДОД ГДДТ
Объединение «ШАРМ» существует 14 лет. Для обучающихся данного объединения мною разработана модифицированная программа, рассчитанная на три и более года обучения для школьниц и молодежи в возрасте от 8 до 18 лет. Объединение помогает подросткам определить свои способности, склонность к определённой профессии, развить профессиональные интересы и воспитать желание трудиться в интересах общества.
Занимаясь в данном объединении, подростки получают знания, умения и навыки, которые впоследствии смогут применить в повседневной жизни. Помимо этого, многие из них определяют направленность данного объединения как свою будущую профессию.
Обучающиеся неоднократно принимали участие в городских фестивалях, конкурсах, где занимали призовые места.
Одним из методов педагогической технологии формирования технического, творческого мышления является игра. Направлена она на развитие у детей познавательных процессов.
Игра – единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательная, коммуникативная, самореализации, психотерапевтическая, диагностическая, коррекционная, социализации.
4
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные и развивающие; репродуктивные, продуктивные и творческие, профориентационные и психотехнические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации.
В моем выступлении речь пойдёт об учебно – деловых играх. Учебно – деловая игра даёт возможность:
- приобретения обучающимися предметно – профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;
- формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;
- закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;
- формирования профессионально значимых умений и навыков;
4974590146685- развития теоретического и практического мышления;
- выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.
. Технология деловой игры состоит из нескольких этапов. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание игровой ситуации и характеристики действующих лиц.
725106532385
В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого раздела необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у обучающихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Обычно теоретический материал даётся в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. Когда она закончена, следует проанализировать сделанное, обобщить полученные знания и умения. Чтобы обучающимся было интересно заниматься повторением, ввожу на занятии игровые элементы, например, решение кроссвордов, игра в пазлы, меняю виды и формы контроля, использую тестирование. Подобные занятия дают прекрасные результаты.
9
Как и любые игры с правилами, занятия, целиком построенные в виде игры, дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность. Если игра-занятие становится стабильным компонентом организации педагогического процесса в целом, то оно способно стать действенным фактором нравственного становления личности: формирования культуры поведения детей, их нравственных чувств, взаимных привязанностей, умения понимать общие интересы, отношения к выбору профессии.
Итак, даже самое краткое знакомство с некоторыми формами работы среди обучающихся показывает, что игра – необходимый элемент учебно-воспитательного процесса. С помощью игры можно организовать учение с увлечением, что столь важно для успешной социальной адаптации и осознанного выбора профессии.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
8
Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, обучающиеся приучаются использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию.
Основная задача всех этих игр - научить обучающихся самостоятельно принимать решения, находить более реальные пути достижения цели, активизировать их деятельность.
Игра может выступать моментом занятия, либо всё занятие целиком строится как ролевая игра. В некоторых случаях игра может быть обычным плановым уроком или итоговым занятием, конкурсным мероприятием, фиксирующим степень овладения детьми определёнными навыками.
Использование той или другой формы зависит от разных факторов: задач конкретного занятия, возраста детей, подготовленности группы к совместным действиям, готовности педагога направлять игру.
Однако, в любом случае необходимо помнить о нескольких обязательных правилах, без соблюдения которых трудно рассчитывать на успех игрового занятия.
Правило первое: при проведении игры важно создать доброжелательную доверительную атмосферу в группе, добиться искренней заинтересованности каждого ребёнка в максимальном творческом самовыражении.
Правило второе: руководство игрой целесообразно осуществлять так, чтобы оно выглядело как совместное участие в ней педагога с группой детей. При этом важно, чтобы отношения в процессе игры между взрослыми и детьми были равными, а сама игра не носила характер обучающего занятия.
Правило третье: выбор игр или игровых ситуаций, а также их дидактическое обеспечение не могут быть случайными. Все компоненты игрового процесса должны быть тщательно продуманы педагогом; в то же время важно поощрять проявления воображения, инициативы в развитии замысла игры, подборе материалов к ней самими детьми.
Правило четвёртое: педагогу необходимо чётко представлять, как закончить игру (это важно для того, чтобы дети вновь захотели играть, не утратили интерес к самому процессу игры). В зависимости от ситуации это может быть подведение итогов игры, в ходе которого педагог акцентирует внимание детей на их успехах, даже если у кого-то они были и незначительными: у одного можно отметить быстроту решения задачи, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть с друзьями, умение договариваться, уступать и т.п.
5
С детьми, обучающимися первый год, провожу нетрадиционное занятие в форме игры «В стране мастериц».
Во время организационного момента сообщаю тему и цель занятия.
На вводном инструктаже сообщаю им условия игры и объясняю, что после каждого задания флажок группы будет передвигаться по следующим пунктам. Выигрывает та группа, которая достигнет конечного пункта.
Обучающиеся делятся на группы, в состав которых входят как сильные, так и слабые. На занятие приглашаются обучающиеся старших групп, которые выступают в роли членов жюри. Задания подбираются по принципу от простого к сложному. За каждый правильный ответ группа получает жетон.
Первое задание – разгадывание ребусов, зашифрованное название темы раздела.
Второе задание – разгадывание кроссвордов, головоломок.
Третье задание – выявление знаний терминологии, работа с образцами ручных стежков, которым необходимо дать определение.
Четвёртое задание – коллективное выполнение практической работы. Обучающиеся, получив образец картины, готовый крой, должны обработать каждую деталь и прикрепить её к полотну. В начале практической работы повторяются правила техники безопасности ручных работ. В течение занятия проводится физминутка для снятия усталости.
При подведении итогов члены жюри определяли и награждали победителей медалями.
Такая форма занятия помогает поднять активность и заинтересованность обучающихся.
Также на своих занятиях использую профориентационные игровые упражнения, при проведении которых соблюдаются следующие условия:
обеспечивать их динамичность (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что способствует не только лучшему осознанию моделируемой проблемы, но и поддержанию дисциплины, поскольку участники просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;
акцентировать внимание не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;
6
соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальные участники не возражают);
даже если игровое упражнение простое и не отнимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе участники потеряют к нему интерес;
ведущий должен как можно меньше высказываться сам, давая возможность проявить себя игрокам;
при планировании игрового занятия необходимо иметь несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что предложено первоначально.
На протяжении многих лет я применяю в обучении игровую технологию. Особое внимание на занятии уделяется игровым упражнениям, помогающим формировать профессиональные навыки и готовить обучающихся к выбору профессии. Эти игры вводятся с учётом возрастных особенностей и восприятия обучающихся.
При проведении игровых упражнений обучающимся следует объяснить некоторые особенности новой и необычной для них формы работы. Участники рассаживаются в круг, важно, чтобы все сидели удобно и были хорошо видны друг другу.
Одним из примеров такой игры является игра:
«Человек - профессия».
Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа «ассоциация». Обучающиеся знакомятся с правилами игры:
- участники садятся в круг;
- один из них (водящий по желанию) выходит за дверь;
- обучающиеся договариваются о том, какую профессию они подбирают вышедшему игроку;
- после обсуждения участниками выбора профессии, водящий входит и задаёт каждому сидящему вопрос на отгадывание задуманной профессии так, чтобы дети могли ответить «да», или «нет».
Если водящий не отгадывает задуманное, то отвечают участники игры, поясняя ответы.
7
«Ловушка - капканчик».
Это упражнение сложное, проводится с целью повышения у обучающихся степени осознания возможных преград на пути к профессиональным целям и обучения способам их преодоления.
Играющие садятся в круг. Выбирается водящий, который должен будет и назвать предметы, слова, относящиеся к определённой профессии, но для этого придётся преодолеть предлагаемые другими игроками преграды (ловушки – капканчики).
Все участники, включая и главного игрока, в течение 2-3 мин. придумывают возможные (реальные) преграды на пути к намеченной цели, например, термины из других профессий. Затем каждый участник по очереди называет термины предложенной педагогом профессии, в том числе и неправильные, а ведущий поясняет, как он мог бы её преодолеть «ловушку». После этого предложивший её обязательно называет свой вариант решения задачи, а все оценивают, какой из двух вариантов оказался более удачным.
Деловые игры я использую в творческой группе при изучении тем: «Окончательная обработка изделия». Игра становится ролевой. Перед обучающимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки изделия.
Занятие «Ателье».
Так, например, обучающимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.
Более слабому обучающемуся предлагается карточка с заданием:
- Вы заказчик, и пришли в ателье заказать себе модель платья.
Ваша задача - суметь правильно объяснить закройщику желаемый фасон модели.
Ребенку со средним уровнем подготовленности поручается роль закройщика, и в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые он должен будет употребить в речи при беседе с заказчиком. Далее со слов заказчика необходимо зарисовать модель.
Для «сильного» обучающегося дается задание повышенной сложности - роль эксперта. Он должен внимательно прослушать диалог закройщика с заказчиком и выявить все ошибки, допущенные в разговоре обучающихся.