Сценарий литературного утренника Хорошая книга — твой друг на всю жизнь























































Хорошая книга – твой друг на всю жизнь.

Цель праздника:
Привитие детям любви к чтению книг путём индивидуального выполнения заданий каждым учеником, подготовки и проведения конкурсов, красочного оформления зала. В подготовке и проведении праздника активно участвуют все учащиеся, шефы, родители, учителя.
Задания группам.
Оформить выставку рисунков «Герой из любимой сказки» (в конкурсе принимают участие дети всего класса, оформить помогают родители).
Организовать выставку поделок «Мой любимый герой» (в конкурсе принимают участие все учащиеся, они «защищают» свои поделки, оформить помогают старшие школьники).
Организовать выставку книг «Выбери себе книгу для чтения» (из книг, рекомендуемых детьми всего класса).
Оформить альбом «Пословицы, поговорки, загадки о книгах» (материал собирают все учащиеся).
Оформить альбом «Откуда пришли книги». (Дети узнают, как делают книги. Родители организуют экскурсию в типографию).
Выпустить под руководством шефов-старшеклассников классную газету «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь», отражающую активность детей в чтении книг, кто что читает, что рекомендует для чтения.

· Праздник начинается исполнением песни Ю.Чичкова на слова К.Ибряева
«Раскрыта книга».
Ведущий: Сколько звёзд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Днепре,-
Столько книг на земле!
Есть – с ладошку одни,
Есть – больше тома,
Проживают они
Вместе с нами в домах.
1 ученик: Новых книг живые строки
Открывают путь широкий
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Все: Всем мы классом шлём привет!
2 ученик: Русская народная пословица говорит: «Кто много читает, тот много знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, её лучших людях и их труде
3 ученик: Многим книги указывали правильный путь в жизни. Без книг нельзя стать настоящим человеком.
4 ученик: Другая пословица говорит, что «Книга – наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять; колхозник – о том, что надо сделать, чтобы собрать хороший урожай; врач – о том, как лучше лечить людей, чтобы они меньше болели; учитель – о том, как лучше учить и воспитывать детей
Ведущий: Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге.
Выходит Книжка и обращается к детям.
Книжка: Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так не красиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Ведущий: А бывает и так!
Дети читают стихотворение С.Я.Маршака «Книжка про книжки».
5 ученик: У Скворцова Гришки
Жили – были книжки –
Грязные, лохматые, рваные , горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты - как мочала
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.
6 ученик: Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.
7 ученик: У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона.
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
8 ученик: В географии Петрова нарисована корова
И написано: «Сия география моя.
Кто возьмёт её без спросу,
Тот останется без носу!»
«Как нам быть? – спросили книжки.-
Как избавиться от Гришки?»
И сказали братья Гримм:
-Вот что, книжки, убежим!
9 ученик: Растрёпанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
«Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!»
10 ученик: «Умолкни, старый минус,-
Сказали братья Гримм, -
И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку,
В свободный наш приют,-
Там книжки человеку
В обиду не дают!»
11 ученик: - Нет,- сказала «Хижина дяди Тома»,-
Гришкой я обижена,
Но останусь дома!
- Идём! – ответил ей Тимур.-
Ты терпелива чересчур!
- Вперёд! – воскликнул Дон-Кихот.
И книжки двинулись в поход.
12 ученик: Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки.
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.
В переплётах тёмной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
13 ученик: Вдруг задачник – неудачник
Побледнел и стал шептать:
-Шестью восемь – сорок пять!
География в тревоге
К двери кинулась дрожа.
В это время на пороге
Появились сторожа.
Принесли они метёлки,
Стали залы убирать,
Подметать полы и полки,
Переплёты вытирать.
14 ученик: Чисто вымели повсюду.
И за вешалкой, в углу,
Книжек порванную груду
Увидали на полу.-
Без конца и без начала,
Переплёты - как мочала,
На листах каракули
Сторожа заплакали:
Разнесчастные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесём мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьёт,
И оденет в переплёт!
Все:
· исполняют нараспев «Песню библиотечных книг»
К нам, беспризорные книжки- калеки,
В залы просторные библиотеки!
Книжки-бродяги, книжки-неряхи,
Здесь из бумаги сошьют вам рубахи.
Из коленкора куртки сошьют,
Вылечат скоро и паспорт дадут.
К нам, беспризорные книжки – калеки,
В залы просторные библиотеки!
15 ученик: Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки, налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали:
Стал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур – с командой вместе –
Занял полку номер двести.
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.
16 ученик: А у Гришки – неудача:
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать.
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
Ищет в печке, и в ведре, и в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.
Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Остаётся – с моста в реку
Иль бежать в библиотеку!
Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал
И спросил у строгой тёти:
-Вы тут книжки выдаёте?
А в ответ со всех сторон
Закричали книжки: - Вон!
17 ученик: От Автора.
Написал я эту книжку много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку
По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка,
А известный инженер.
У него растёт сынишка, очень умный пионер.
Побывал у них я дома,
Видел полку над столом.
Пятьдесят четыре тома
Там стояли за стеклом.
В переплётах – в куртках новых,
Дружно выстроившись в ряд,
Блещут книги двух Скворцовых,
Точно вышли на парад.
А живётся им не худо,-
Их владельцы берегут.
Никогда они отсюда
Никуда не убегут!
Ведущий: Чтобы узнать, хороший ты ученик или нет, достаточно посмотреть на его книги
18 и 19 ученики: Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
-Ну, как твои делишки?-
Одна спросила у другой.
-Ох, милая, мне стыдно перед классом!
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложкиОборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел пионер читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу,- о них
И говорить-то неприлично
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
-Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки,
Какой ты ученик!
Ведущий:
О книге известно много пословиц и загадок. Какие пословицы вы знаете?
Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
С книгой жить – век не тужить.
Книги – мост в мир знаний
Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
Золото добывают из земли, а знания – из книги
Кто много читает, тот много знает.
Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Букварь не сайка, а раскусишь – сладко.
Ведущий:
А какие загадки вы знаете?
Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и Царь Гвидон, и добрый Дед Мазай (Библиотека)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета)
Белое поле, чёрное семя,
Кто его сеет, тот и умеет (Письмо, книга)
Иду по грядкам, рву без счёта,
На грядках не убывает,
А в голове прибывает. (Чтение книги)
Ведущий: Кто пишет для вас интересные и увлекательные книги?
(Писатели и поэты)
Ведущий: Каких детских писателей и поэтов вы знаете и любите?
Агнию Барто
Льва Кассиля
Сергея Михалкова
Самуила Маршака
Корнея Чуковского
Спасибо всем, кто делает для нас хорошую книгу – верного нашего друга на всю жизнь!
Все
· исполняют песню А.Островского на стихи С.Михалкова
«Песенка юных читателей»
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки –
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша –
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Все: Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно советской –
Начиная с букваря!
Все
· исполняют песню В.Шаинского на слова М. Матусовского
«Вместе весело шагать по просторам»
После исполнения песни, выступают командиры команд. Они знакомят всех с теми, что сделала их команда, отмечают активных участников
Ведущий:
Сегодня мы подвели итоги нашей многодневной работы с книгой. Вы узнали много нового о книгах, о писателях; нарисовали своих любимых героев и сделали их своими руками; нашли загадки и пословицы, подобрали картинки. Ни один ученик не остался в стороне. Все дети были активными участниками праздника.
Все
· В заключение дети исполняют песню «Солнечный круг»
А.Островского на стихи Л.Ошанина.








13PAGE 15


13PAGE 14615




«ХОРОШАЯ КНИГА – ТВОЙ ДРУГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»



СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО УТРЕННИКА



15