Конспект классного часа по теме: Покорители Космоса


Классный час « Покорители космоса»
Учитель: С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы (слайд 2). На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!-Давайте вспомним, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок? (слайды 3,4,5)
- Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять (слайд 6). Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар (слайд 7). Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы (слайд 8). Им на смену пришли быстроходные самолеты и вертолеты (слайд 9). А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд: (слайд 10)
1. Чудо птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета)
2.Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
3.У бабушки над избушкой.
Висит хлеба краюшка
Собаки лают, достать не могут. (месяц)
4.Железная птица в небе кружится
По сигналу пилота на землю садится. (самолет)
5.Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
6. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет.
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
3. Постановка темы урока.
Учитель: Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Дети: О космосе.
Работа над лексическим значением слов.
Учитель: Как вы понимаете. Что такое космос? (слайд 11)
Словарь Ожегова так объясняет это слово:
КОСМОС, ВСЕЛЕННАЯ – ЭТО СИСТЕМА МИРОЗДАНИЯ, ВЕСЬ МИР.
- Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нем находятся небесные тела, Солнце, звезды планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
Кто из вас знает, какой праздник посвящен космосу?
Дети: День космонавтики. (слайд 12)
Учитель: Сегодня разговор пойдет о всемирном дне авиации и космонавтики. Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей). Предлагаю вам заполнить вот такую таблицу.
Что знаем?Что хотим узнать?Что узнали ?

Мы с вами совершим путешествие в необыкновенную и интересную страну Космонавтику, в ходе которого поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, мы узнаем имена многих прославленных людей, которые работали над созданием космических кораблей и совершали полеты, осваивая космос, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Я надеюсь, что наше путешествие будет интересным и увлекательным.
Дети: Я хотел бы слетать на Луну,
В неразгаданный мир окунуться,
И подобно красивому сну,
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далеких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит,
Много тайн необъятной вселенной.
На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать,-
Что на странных тарелках летают.
Беседа об истории покорения космоса.
Учитель: С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. (слайд 13)
Давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, которую удерживают три гигантских слона, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звёзд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и , совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца.
Позже люди построили самолёты стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере).
А 12 апреля 1961 года благодаря разработкам учёных, впервые в космос полетел наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин. (слайд 14)
После старта Ю. Гагарина прошло пятьдесят два года. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.
Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за одним. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Различные спутники помогают передавать сигналы сотовых телефонов и телевизоров, используются в научных исследованиях Земли.
- Ребята, а вы хотите полететь в космос?
- Чтобы побывать в космическом пространстве, надо быть сильными, выносливыми, ловкими и находчивыми. Готовы ли вы пройти испытание?
Для этого мы разделимся на 3 команды.
Первая команда «Ракета», вторая – «Спутник», третья – «Планета».
Конкурсные испытания.
Учитель: Для полета нам нужен космический корабль. Воспользуемся чертежами, которые сделал Незнайка.
Придумал Незнайка корабль межпланетный
Чертил чертежи в обстановке секретной.
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.
Конкурс Конструкторское бюро.
Каждая команда должна построить ракету. Какая команда первой соберет ракету по чертежу Незнайки, получит звезду. Конструкторы, вперед!
Конкурс «Кто скорее составит слово КОСМОНАВТ».
Карточки с буквами у каждой команды.
По сигналу «3,2,1, - старт!» игроки команд переворачивают карточки и складывают слово.
Учитель: Чтобы в дороге время пролетело быстрее, послушайте рассказ об истории развития космонавтики.
Первый спутник был запущен 4 октября 1957 года. (слайд 15). Это был просто металлический шар размером с большой мяч с четырьмя антеннами-ушками. Весил он 85 кг. Сейчас в космосе летает тысячи спутников. (слайд 16).Они выполняют очень важную работу. Мы смотрим телевизионные передачи из разных стран – это спутники нам помогают. Мы можем позвонить по телефону хоть на другую сторону земного шара в Америку – это тоже спутники. Они предсказывают погоду. Вовремя сообщают о лесных пожарах. Изучают звездное небо. Да разве всё перечислишь!
Ведущий: И мы с вами прибыли на станцию «Звездное небо» (слайд 17)
Задание: На этой станции вы должны будете ответить на вопросы викторины. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звезду.
А очередность ответов команд определим с помощью считалки.
Считалка «Ракета»
Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете.
Там обедал в синеве,
И под вечер был в Москве.
Из ракеты той друзья,
Самый первый вышел я.
1.Смело в космос уплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? ( Звездолёт)
2. Крыльев нет,
Но эта птица,
Полетит и прилунится. ( Луноход)
3. Чудо-птица – алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (Комета)
4. Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, этот круг –
Стал опять рогатым вдруг. (Луна, месяц)
5. Рассыпалось ночью зерно,
А глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
6. Из какого ковша,
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
7. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос).
8. Бродит одиноко
Огневое око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
9. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолёт)
10. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
11. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
12.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
Ведущий: Команды молодцы. Продолжаем наше путешествие и знакомство с космосом.
Через месяц 3 ноября 1957 года в половину шестого утра по московскому времени на орбиту вышел второй искусственный спутник Земли. На его борту находилась первая космическая путешественница – собака Лайка. (слайды 18, 19). Ученые хотели узнать, возможно, ли пребывание живого существа в космосе. Можно там жить или нет? Без ответа на этот главный вопрос: нечего было думать о подготовке человека к межпланетным путешествиям. Полет дал ответ: можно! Однако требовались еще проверки и проверки. В то время люди ещё очень мало знали о космосе и космические аппараты не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.
19 августа 1960 года был запущен. Второй корабль-спутник типа "Восток", с собаками Белка и Стрелка, (слайды 20,21) а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы. В космосе они пробыли всего 1 день,17 раз облетели вокруг Земли и удачно приземлились.
Всего для полета были отобраны 12 собак. Их тренировали как настоящих космонавтов. Белка и Стрелка оказались самыми способными. Перед отправкой в космос на корабле - спутнике «Восток» для них сшили специальные космические комбинезончики красного и зелёного цвета. Белка и Стрелка провели в космосе больше суток. Когда собаки вернулись на Землю, они стали героями.
. И вот, наконец, 12 апреля 1961г. 9 часов 7 минут по московскому времени. С космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» (слайд 22). В кабине его сидел первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Полёт продолжался сто восемь минут. Корабль "Восток" поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли.
Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту.
Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое невесомость?
Когда человек находится на Земле, она притягивает его, а в космосе притяжения Земли нет, и человек становится легким, как пушинка, и может летать. Это невесомость. Например, в невесомости, когда человек спит, кровать не нужна. Уснуть можно где угодно и в лю¬бом положении: сидя, стоя, вися вниз головой. Бока не отлежишь, не онемеет рука. И все-таки у космонав¬тов есть спальные места. Они нужны для того, чтобы во время сна космонавт не плавал по кабине, как сонная рыба, и не натыкался на разные предметы. Когда космонавты ложатся спать, они пристёгивают свои спальные мешки специальными креплениями к стене.
ИГРА «Летает - не летает»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «летает – не летает». В невесомости все предметы летают, а мы с вами находимся на Земле. Я буду называть разные предметы, вы поднимаете руки, если предметы летают. Если не летают, то поднимать не надо.
(Ведущий называет детям разные предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки вверх, если нет, то ничего не делают. Ведущий заведомо их путает).
Учитель:А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? (Ответы учащихся)
Первой женщиной – космонавтом стала Валентина Терешкова (слайд 23). Не побоялась, смело ступила на космический путь. Она выполнила с честью свою работу и доказала, что женщины способны на многое, и даже на полёт в космос. Подвиг В. Терешковой продолжила вторая женщина - космонавт СССР – Светлана Савицкая.
Первый выход в космос был совершён в марте 1965 года. (слайд 24) Подготовка к нему была немалой – три года. На космическом корабле находились два космонавта – Павел Беляев и Алексей Леонов. Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд. Представьте себе: космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблём лишь тонким, прозрачным кабелем. Для выхода в космос необ¬ходима особая одежда – скафандр. Ведь из космического корабля не выйдешь так просто, как из кварти¬ры на улицу. В космосе человека поджи¬дают опасности. Выход в открытый космос- это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса.
Учитель: Для продолжения путешествия, нам необходимо подкрепиться. Но в условиях невесомости сделать это очень трудно. Насколько трудно, вы можете испытать на себе.
ИГРА «Съешь яблоко»
Задание: яблоко, которое подвешено, необходимо съесть, но при этом к нему не дотрагиваться руками. Участники получают за удачную попытку звезду, или теряют её.
Учитель: Путешествие продолжается. Первыми космонавтами были лётчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всём мире. Вот почему в космос летают международные экипажи.
Конкурс «Космический словарь».
-А теперь, внимание! Надо выбрать слова, имеющие отношение к полету в космос (слайд 25).
СКАФАНДР, ВЕРТОЛЕТ, КОСМОНАВТ, КОСМОДРОМ, ЛУНОХОД, РАКЕТА, СПУТНИК, ЗВЕЗДА, КАРТА, КОМПАС. (взаимопроверка между командами).
Учитель: Следующее испытание «Кто больше назовет слов»
- Какие качества необходимы космонавту?
- Каким должен быть космонавт?
(каждая команда записывает слова на листочек, потом зачитывают. Побеждает команда назвавшая больше всего слов).
Учитель: А теперь заключительный конкурс «Блиц опрос» (слайд 26).
Назовите день и месяц, когда отмечается праздник космонавтики.(12 апреля 1961г)
Назовите имя и фамилию первого космонавта.(Юрий Гагарин)
Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
Назовите имя и фамилию первой женщины-космонавта. (Валентина Терешкова)
Как называется костюм космонавта?(Скафандр)
Корабль, который ходит по Луне. (Луноход)
Машина, на которой летает космона (Ракета)
Место, откуда запускают космические ракеты.(Космодром)
Что мешает космонавту есть ложкой? (Невесомость)
(за каждый правильный ответ команды получают звездочку).
Учитель: Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие (слайд 27). Давайте вернемся к нашей таблице и заполним ее. Что нового вы сегодня узнали о космосе и его покорителях? (заполняют таблицу).
Вы прошли все испытания, в полете доказали, что вы многое умеете, знаете, а самое главное, действовали дружно, помогали друг другу. А кто из команд больше всех знает о космосе, мы узнаем при подсчете звезд. Успехов вам и удачи!
: