Конспект урока русского языка по теме Обобщение знаний о составе слова
составила: уШАКОВА нАТАЛЬЯ АРКАДЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МОУ «ШКОЛА №2» ГОРОДА АЛУШТЫ
14.11 Русский языкТема : ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА.
Педагогическиецели
Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения работать со словообразовательным словарем
Тип урока
Решение частных задач
Планируемыерезультаты (предметные)
Умеют разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и формы одного и того же слова; узнают сложные слова, составляют схемы слов и слова по заданным схемам
Личностныерезультаты
Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Универсальные учебные действия(метапредмет-ные)
Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства для решении учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач.
Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Основное содержание темы, понятияи термины
Корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова; однокоренные слова, формы слова; разбор по составу, словообразовательный разбор
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-На доске есть «значки». Для чего они нужны?
-Что ещё вы заметили?(Здесь есть лишний значок. )
- Почему он лишний ? ( Это знак препинания. )
-Кто может расставить эти «значки» по порядку ? (Ученик работает у доски .)
- Вы согласны ? ( Если не согласны , выяснить , почему ?)
- Что получилось ?( Графическая модель слова .)
- Все ли части слова отражены в нашей модели ? ( Нет. Не хватает основы.)
- Кто пойдёт к доске и покажет основу ?
- Как вы думаете , чему мы будем учиться сегодня на уроке ?
III. Постановка задачи
Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика . Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.
- Вы готовы к этому?
- На чем мы отправимся по океану?
Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь это наш бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.
IV. Работа по теме урока
1. В стране Морфемике живут части слова.
Догадайтесь, какой первый островок?
С чего начнем, друзья, урок?
Нас приглашает окончание!
И у него для нас задание.
А что такое окончание?
(Ответы детей)
- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание ? Как действовать , чтобы выделить окончание ?
-Выделите окончания в этих словах: ?( МАСТЕРИЦА ,ПЁРЫШКО, ДОШКОЛЬНЫЙ,МОРЯК)
- Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.
- Какую роль окончание выполняет в нашей речи?
- Жители острова «Окончание» задали вам задачу.
В, гости, хорошо, а, дом, лучше.
- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?
- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?
( Ответы детей и составление пословицы)
Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.
Запишите в тетрадь эту пословицу. Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.( Работа в тетради)
А как вы понимаете эту пословицу?
( Ответы детей)
2. Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало.
И в поХОДе вдаль шагало
- Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?
- Что такое корень слова?
(Ответы детей)
- А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.
1 ряд: Лень – (ленивый, леность, лентяй.)
2 ряд: Боль- (больной, заболеть, переболеть.)
3 ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)
- Что такое однокоренные слова?
- Запишите эти слова и выделите корень.
( Работа в тетради)
ФИЗМИНУТКА
3. А теперь глаза закрыли!
С вами дальше мы поплыли.
- Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?
«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»
- Как вы думаете, на каком острове мы оказались?( Ответы детей)
- Почему так решили?
- Что такое приставка?
- А вот и следующее задание от островитян.
Образуйте новые слова с приставками.
Пере у
в ход от
вы по
- Какие слова получились?
- Запишите их в тетрадь и выделите приставку.( Работа в тетради)
- Молодцы, и с этим заданием вы справились!
3. Продолжается наше путешествие.
Закрыли глаза.
Мы приближаемся к следующему острову.
Водичка тепленькая
Погодка чудесненькая.
А не сбились мы в пути?
Что за остров впереди?
- Почему вы так решили?
-А что такое суффикс? (Ответы детей)
- Давайте поиграем! Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.
( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)
- При помощи какой части слова образовались эти слова?
- Какой оттенок дал слову суффикс?(Ответы детей)
- Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.
( Работа в тетради)
- Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки? (Ответы детей) - Молодцы, справились и с этой задачей!
V. Рефлексия.
Вот мы и вернулись домой.
Мы повторили все, что знали о частях слова.
А сейчас, в конце нашего путешествия , поупражняемся в самостоятельном
разборе слов по составу.
Горка, полет, слово, садик, расписка.
( Работа в тетради)
2.Составьте новые слова, используя выделенные части данных
слов. (Устно)
- Молодцы, ребята! Вы показали, чему научились!
VI .Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- А что не понравилось?
- Что бы вы хотели изменить?
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселым.
VII.Домашнее задание.
-Кто считает, что хорошо поработал на уроке и разобрался с морфемами, могут придумать свои задания по этой теме. А кто не уверен в своих знаниях , тот выполнит упр.183 на с.97.
части слова15