Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.02 Статистика по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора колледжа
от «03» сентября 2015 г. № 203-ОД ___________ В.В. Малашкин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
ОП.02 Статистика
Для специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Профиль обучения
Социально-экономический
Программа разработана с учетом
ФГОС СПО
Суздаль, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям)».
Укрупнённая группа специальностей: 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация – разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж».
Разработчик: Г.В. Горлова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СИГК».
РАССМОТРЕНО
цикловой комиссией профессионального цикла по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)»
Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.
Председатель: ________ Г.В. Горлова
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебной работе
____________О.С. Юрманова «__» __________ 2015 г.
Рецензент:
Н.К. Запруднова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СИГК».
СОГЛАСОВАНО:
______________СПК «Гавриловское» Суздальского района Владимирской области________________
(предприятие, организация)
Главный экономист _______________________Пуганова Елена Вячеславовна___________________
(должность, подпись, фамилия, имя, отчество)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Статистика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт по (отраслям)».
Укрупнённая группа специальностей 38.00.00 «Экономика и управление».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при подготовке рабочей профессии 20336 «Бухгалтер», 23369 «Кассир».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-собирать и регистрировать статистическую информацию;
-проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
-выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
-осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-предмет, метод и задачи статистики;
-общие основы статистической науки;
-принципы организации государственной статистики;
-современные тенденции развития статистического учета;
-основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
-основные формы и виды действующей статистической отчетности;
-технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося _72_часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _48_ часов;
самостоятельной работы обучающегося _24_ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные занятия
*
практические занятия
18
контрольные работы
*
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
*
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
*
составление докладов, рефератов, сообщений
24
Итоговая аттестация в форме (указать)
контрольная работа
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Статистика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение в статистику
2
Тема 1.1
Научные основы статистики
Содержание учебного материала
2
2
Понятие статистики и ее задачи. Предмет, объект и метод статистического исследования. Информационная база статистических данных.
Раздел 2.
Статистическое наблюдение
6
Тема 2.1 Статистическое наблюдение
Содержание учебного материала
2
2
Роль статистического наблюдения. Порядок организации статистического наблюдения. Субъекты и объекты проведения статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения.
Самостоятельная работа обучающихся
Формы, виды и способы статистического наблюдения. Понятие о точности статистического наблюдения - доклад
4
3
Раздел 3.
Сводка и группировка статистических данных
10
Тема 3.1
Сводка и группировка статистических данных
Содержание учебного материала
2
2
Понятие сводки и группировки. Виды группировки. Выбор группировочного признака. Ряды распределения, их роль и значение.
Практические занятия
Группировка показателей по одному признаку
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Принципы построения статистических группировок. Виды статистических рядов распределения. Графическое представление рядов распределения - доклады
6
3
Раздел 4.
Способы наглядного представления статистических данных
4
Тема 4.1 Способы наглядного представления статистических данных
Содержание учебного материала
2
2
Статистические таблицы, их роль и значение. Статистическое подлежащее и сказуемое. Статистические графики, понятие и виды.
Практические занятия
Построение и анализ таблиц и графиков
2
3
Раздел 5.
Статистические показатели
12
Тема 5.1 Абсолютные и относительные величины
Содержание учебного материала
2
2
Понятие абсолютных величин. Понятие относительных величин. Виды и порядок расчета различных видов относительных величин.
Практические занятия
Исчисление относительных величин
2
3
Тема 5.2 Средние величины
Содержание учебного материала
2
2
Роль и значение средних величин. Виды средних величин и их применение в экономической практике.
Практические занятия
Исчисление различных видов средних величин
2
3
Тема 5.3
Технология определения показателей вариации
Содержание учебного материала
2
2
Абсолютные показатели вариации. Относительные показатели вариации. Структурные средние вариационного ряда.
Практические занятия
Исчисление показателей вариации
2
3
Раздел 6.
Ряды динамики
6
Тема 6.1
Анализ рядов динамики
Содержание учебного материала
2
2
Понятие «Ряды динамики», роль и значение рядов динамики. Исчисление и порядок расчета показателей рядов динамики.
Практические занятия
Исчисление показателей рядов динамики
Выравнивание динамического ряда
4
3
Раздел 7.
Индексы
12
Тема 7.1
Индексный метод анализа
Содержание учебного материала
2
2
Понятие и значение индексов. Виды индексов. Классификация индексов. Порядок построения индексов.
Практические занятия
Исчисление индивидуальных и общих индексов
Индексный метод анализа
4
3
Самостоятельная работа обучающихся
Агрегатные индексы. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов.
Особые формы записи индекса цен - доклады
6
3
Раздел 8.
Выборочное наблюдение
12
Тема 8.1
Выборочное наблюдение
Содержание учебного материала
6
2
Выборочное наблюдение. Повторный и бесповторный отбор. Виды выборки. Полнота выборки. Средняя и предельная ошибка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
Самостоятельная работа обучающихся
Значение выборочного наблюдения в экономическом анализе. Вероятность и величина ошибки в выборочном наблюдении - доклады
6
3
Раздел 9.
Статистическое изучение связи между явлениями
8
Тема 9.1
Статистическое изучение связи социально – экономических явлений
Содержание учебного материала
6
2
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Прямая и обратная связь. Парная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Уравнение регрессии.
Самостоятельная работа обучающихся
Общая характеристика связей. Качественные методы определения наличия связи - доклад
2
3
Всего
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет статистики
Оборудование учебного кабинета:
плакаты, инструкции, планово-отчётная документация, методический уголок
Технические средства обучения:
телевизор, видеомагнитофон, DVD, калькуляторы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Мхитарян В.С. Статистика.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - (Среднее профессиональное образование).
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П. Электронный учебник «Статистика». – ООО «Издательство КноРус» www.knorus.ru, 2011.
Дополнительные источники:
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 2006
Зинченко А.П., Шибалкин А.Е., Тарасова О.Б., Шайкина Е.В. Практикум по статистике. - М.: Колос, 2001.
Информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант».
Периодические издания.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
сбора и регистрация статистической информации.
наблюдение за выполнением практической работы и ее защита.
первичной обработки и контроля материалов наблюдения
наблюдение за выполнением практической работы и ее защита.
расчета статистических показателей и формулирования основных выводов
наблюдение за выполнением практической работы и ее защита.
комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники
наблюдение за выполнением практической работы и ее защита.
Знания:
предмета, метода и задачстатистики;
Результативное тестирование.
общих основстатистической науки
Результативное тестирование.
принципов организации государственной статистики
Результативное тестирование.
современных тенденций развития статистического учёта
Результативное тестирование.
основных способов сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
Результативное тестирование.
основных форм и видов действующей статистической отчётности
Результативное тестирование.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины ОП.02 «Статистика»
Автор – Горлова Г.В., преподаватель ГБПОУ ВО «СИГК»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт по (отраслям)», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке при разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере экономической деятельности.
Дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной.
Структура рабочей программы соответствует требованиям к рабочей программе ФИРО и включает паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа направлена на формирование профессиональных и общих компетенций, обеспечивает формирование обязательного минимума образования по дисциплине, рекомендована для использования в учебном процессе.
Рецензент ________________
Н.К. Запруднова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СИГК»
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины ОП.02 «Статистика»
Автор – Горлова Г.В., преподаватель ГБПОУ ВО «СИГК»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. Программа обеспечивает формирование обязательного минимума образования по дисциплине.
Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями ФИРО по написанию рабочих учебных программ ФГОС СПО. Структура программы выдержана. Программа изложена логически правильно и последовательно.
Дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Структура рабочей программы соответствует требованиям к рабочей программе ФИРО и включает паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа направлена на формирование профессиональных и общих компетенций, которые необходимы для освоения профессиональных модулей
Заключение: Рабочая программа по дисциплине «Статистика» соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Рабочая программа и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе при подготовке специалистов среднего звена.
Рецензент: _________________
Е.В. Пуганова, главный экономист СПК «Гавриловское» Суздальского района Владимирской области
2
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1ZђЗаголовок 2ZђЗаголовок 3ZђЗаголовок 4ZђЗаголовок 5ZђЗаголовок 6ZђЗаголовок 7ZђЗаголовок 8ZђЗаголовок 915