1й урок в 2015-2016 учебном году Люблю тебя, родной Донбасс!
ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ
ПЕРВЫЙ УРОК В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОДНОЙ ДОНБАСС!"
(ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ)
ПОДГОТОВИЛА:
УВАРОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
УРОК "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОДНОЙ ДОНБАСС!"
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди
Цели:
- привлечь внимание учащихся к уникальному историческому прошлому Донетчины, познакомить с литературой Донецкого края, прививать любовь к родному краю, гордость его историческим прошлым
- формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики
патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине,
- развивать у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, - формировать профессиональные и социально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
ОБОРУДОВАНИЕ: стихотворения и цитаты известных людей, фото, статьи, видеопроектор
ТИП УРОКА: ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ДОНЕЦКОМУ КРАЮ
Край донецкий, смуглолицый,
С золотинкою в глазах.
Нелегко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя
Н.Рыбалко
Конечно, нет здесь ярких красок,
Как на Кавказе и в Крыму,
И над заводами Донбасса
Порою небо все в дыму,
Но есть краса иного рода…
Всмотритесь в эту красоту
А.Кравченко
1.Мотивация
Июльским утром 2014 года мы поспешно покидали родной Донбасс. Поезд Донецк – Санкт-Петербург отходил от перрона железнодорожного вокзала и увозил нас в Россию. Нам повезло, потому что это был один из последних рейсов. Мы покидали город, который для меня и моих родителей стал родным. Мысленно возвращаясь в прошлое, я пытаюсь понять, что произошло. Чувство Родины было вытеснено ощущением страха, ощущением беды и ничем невосполнимой потери. Не укладывается в сознание, что такое могло произойти со мной, моими родителями, десятками тысяч жителей Донбасса. Мы вынуждены были бежать от войны, бросить свою родину. Неужели это навсегда? Россия – это спасение?! Россия – это будущее счастье?!
Вспоминая об этом, мне кажется, что именно такие мысли и чувства обуревали меня, моих родителей в тот июльский день 2014 года. Хотя прошло немного времени, но эмоции отходят на задний план. Сегодня волнует и многое другое. Невольно задаёшься многочисленными вопросами и пытаешься найти ответ на них. Кто – мы? Кто – Я? Мы – мигранты? Мы – беженцы? Будущие граждане России?
Ответы - размышления учащихся
1.2. Анализ анкет, заполненных ранее (вопрос о понимании патриотизма учащимися)
1.3. Объяснение понятия "патриотизм"
понятия «единой» Родины: нет «малой родины», нет большой Родины,
Родина только одна – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего – где ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с
ощущением собственного дома;
- осознание сопричастности и ответственности за судьбу родного края,
за будущее своей Отчизны и готовность трудиться ей на благо, видение своей роли в развитии Республики;
Википедия дает такое определение:
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
2. Вступительное слово.
Учитель:
Донецкий край, родной край…Что значат для вас эти слова? Место. Где вы родились и выросли, где вам с детства все знакомо, где протекают Кальмиус и Донец, плещутся волны Азовского моря, самый красивый Великоанадольский лес, посаженный руками человека.
Нигде на земле нет таких степей, как донецкая степь, воспетая Гоголем и Чеховым: тюльпаны, ирисы, воронец. Фиалки, мать и мачеха, чабрец и ковыли, ковыли...
Видели вы и каменных баб на древних курганах Хомутовской степи, и церковь на меловой горе Святогорья, вдыхали хвойный запах древнего леса.
3. Донбасс в лицах.
О Донбассе пишут в географиях,
Что Донбасс – край угля и металла.
Верно. Но для полной биографии
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песни о Донбассе,
Терриконы и копры воспеты.
Верно, есть такие. Я согласен.
Только это – внешние приметы.
Ну, а где же люди? (Николай Анциферов).
Бубка Сергей – рекордсмен мира по прыжкам с шестом
Подкопаева Лилия - олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике
Кизим Леонид – космонавт
Береговой Георгий – летчик-космонавт СССР
Соловьяненко Анатолий – певец, Народный артист СССР
Пономарев Руслан – Чемпион мира по шахматам
Кобзон Иосиф – певец, Народный артист СССР
Прокофьев Сергей – композитор
Быков Леонид – актер, режиссер
Седов Георгий – полярный исследователь
Писарев Вадим – Народный артист Украины
Мартынов Евгений – композитор, певец
Сосюра Владимир – поэт
Стус Василий – поэт, диссидент
Тихий Олекса – правозащитник, диссидент, общественный деятель
Филарет – Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата
показ презентации
4. Интересные фактыВ Донецкой области - краю, где смешались разные культуры и национальности, история создала множество оригинальных, экзотических или смешных названий населенных пунктов. Но в 50-е годы прошлого века такие пункты почти все переименовали. Или просто ликвидировали. Так с карты исчезли:
Беззаботовка – ее переименовали в Высокополье.
Поселок Аварийное Добропольского района – теперь он поселок Боковое.
Слюсарево-Шурупово стало Лужками.
Песчаный карьер Авдотьинского района – просто поселком Песчаное Авдеевского района.
Шестнадцатидворцы назвали Ново-Самарским.
Знаменитая Хацапетовка стала Углегорском.
Поселок предприятия почтового ящика №16 назвали Авангард. Он и сейчас отмечен на карте близ Мелекино.
Совхозный поселок Володарского района «Диктатура» стал Малиновкой. Но старожилы до сих пор упорно говорят: «Он живет в «Диктатуре».
Переименовали все немецкие населенные пункты. Иначе звучало бы так: села Корнталь, Принцфельд и Фридрихсфельд.. А сельсовет был бы Остгеймским.
Поселок Нехотеевка вошел в черту города Енакиево. Поселки Машинизатор и Политэмигрант вообще с карты исчезли.
А Горбачево-Михайловка и поселок Шнурки в Донбассе существуют и на сегодняшний день. Никакого отношения к бывшему Генсеку название поселка не имеет, оно дано в честь помещика задолго до «воцарения» Михаила Сергеевича.
5. Семь чудес Енакиева ( приложение) (работа со статьями газеты по группам)
5.1. Бюст Ф. Е. Енакиева.
5.2. Храм Свято - Владимирской иконы Божьей Матери.
5.3. "Розы Донбасса"
5.4. Тишкина криница.
5.5. Зимний сад.
6. Просмотр видеоролика о Енакиево.
7. Итоги.
Продолжите фразы:
Я: узнал(а), понял(а), открыл(а), убедился(ась), задумался(ась)
Меня: поразило, удивило, заставило задуматься
Вывод. Знать свое прошлое, историю государства необходимо, чтобы стать настоящим человеком.
Речь идет о бюсте основателя нашего города Федора Егоровича Енакиева. Считаем это решение логичным, поскольку, не будучи, возможно, уникальным с точки зрения скульптурных канонов, памятник все же играет значительную роль для истории нашего города, его духовной жизни.
Новый памятник сразу и безоговорочно полюбили енакиевцы, и это неспроста, ведь его появления ждали так долго... Да, наш город самим своим названием увековечил имя талантливого инженера-путейца, статского советника Ф.Е. Енакиева. Однако не сохранилось его последнее место упокоения, и мы должны были искупить свою вину за это... В сентябре 2008 года на территории Свято-Покровского собора был установлен памятный крест в честь основателя города. Символично, что он отлит на металлургическом заводе, жизнь которому дал Енакиев. Освящая крест, настоятель собора отец Владимир Згинник отметил, что «это будет самый главный поклонный крест нашего города, мы обещаем чтить память о Федоре Енакиеве - основателе нашего храма, основателе нашего города». И вот два года спустя мы стали свидетелями знаменательного события - открытия памятника Федору Егоровичу Енакиеву в сквере, также названном его именем.
Заслуженный художник Украины горловчанин Петр Антып начинал работать над образом Енакиева еще в девяностые годы. Однако тогда дело ограничилось только макетом - в городской казне не было достаточных средств на этот довольнотаки затратный проект. Но руководство города не оставляло мысли о строительстве мемориального уголка, посвященного Енакиеву. И вот пришло время воплотить планы в реальность.
Большой трудностью для создателей бронзового бюста - скульпторов Петра Антыпа и Дмитрия Ильюхина - был тот печальный факт, что прижизненные изображения Енакиева практически не сохранились за исключением не совсем четкой копии одной фотографии, где Федор Егорович изображен уже в весьма пожилом возрасте. Однако идея авторов памятника была в том, чтобы показать Енакиева в расцвете сил, в возрасте сорока пяти лет - именно тогда, когда и был построен металлургический завод, давший начало поселку, а затем и городу Енакиеву.
А еще по задумке скульпторов бюст должен был изображать лицо эпохи: образ интеллигента, инженера, чиновника высокого ранга, каким и был Федор Егорович Енакиев.
Сохранилось воспоминание современников о Енакиеве (его нам любезно предоставил музей космонавта Георгия Берегового). Вот, что писал журнал «Горно-заводское дело» в 1915 году:
"Живой ум Федора Егоровича, его открытый характер делали его привлекательным и интересным собеседником. Его доброта и отзывчивость, несмотря на вспыльчивость и впечатлительность, оставили о нем светлое воспоминание всех тех, с кем он сталкивался в своей деятельности. Федор Егорович Енакиев был человек американского склада, недюжинного ума и образования, он соединил в своем характере пламенную живость и деловую осторожность - качества, весьма ценные для промышленного деятеля. Одновременно в нем была и общественная жилка. Владея несколькими европейскими языками и даром слова, он по праву считался искусным оратором».
Когда читаешь эти строки, гордость переполняет от осознания того, имя какого выдающегося человека носит наш город. И это накладывает определенные, немалые обязательства перед нами: сделать Енакиево процветающим, еще более красивым, идущим в ногу со временем, таким, каким бы его, без сомнения, хотел видеть сам Федор Егорович Енакиев.
... Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по семи чудесам нашего города. Хочется верить, что эти публикации помогли енакиевцам по-новому взглянуть на свой родной город, понять его уникальность и еще больше гордиться им.
Особое место среди достопримечательностей Енакиева, достойных входить в список семи чудес города, занимает храм Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, что в поселке Ильинка.Это памятник архитектуры XIX века, в котором сочетаются византийский, западный и русский стили. Церковь считается уникальной, поскольку сегодня в Украине нет храма, выполненного по такому проекту. Говорят, только в Киеве есть что-то отдаленно похожее, сравнивая ее с Андреевской церковью.Особенность Ильинской церкви еще и в том, что история ее связана со многими противоречивыми фактами, вокруг этого храма столько домыслов, рассказов и даже легенд! Вероятно, это связано с трагической судьбой как самой церкви, так и всего нашего народа…Готовя эту публикацию, я столкнулась с тем, что имеющиеся в нашем городе краеведческие материалы по этой теме, хотя и интересны, но во многом противоречивы. К примеру, я прямо-таки запуталась в Дебальцевых – коллежском асессоре, лейб-гвардии капитане Илье Ильиче и статском советнике Илье Николаевиче… В одном источнике даже нашла ссылку на бельгийские корни статского советника Дебальцева, дескать настоящая его фамилия Дебольц во время жизни в России трансформировалась в Дебальцев на наш лад. Так кто же из этих людей был основателем поселка Ильинка, на чьи средства построена церковь? И действительно ли это два разных человека?Чтобы ответить на все вопросы, пришлось обратиться за исторической справкой в литературно-исторический музей им. В. Сосюры, который расположен в соседнем Дебальцеве. Там должны были знать о человеке, основавшем город, а также поселок, относящийся теперь к Енакиеву.Директор музея, Ольга Владимировна Грязева, любезно предоставила необходимую информацию:Илья Николаевич Дебальцов (или Дебальцев – в справках Воронежского архива второй вариант фамилии также указан) родился в 1748, а умер в 1835 году. С августа 1781 года он служит коллежским асессором, но вскоре начинает расти по карьерной лестнице. За старательную службу Илья Николаевич, еще будучи коллежским асессором, «был одарен пустынными землями в Донецкой степи», куда он сразу же переселил около 80 душ крепостных из своей усадьбы в Воронежской губернии. А в 1785 году в селе насчитывалось уже 320 человек. С октября 1783 года Илью Николаевича назначают надворным советником в Воронежскую гражданскую палату. В сентябре 1793 года Дебальцов становится коллежским советником. Службу он закончил статским советником.В 1810 году за личной подписью императора Александра Первого И.Н. Дебальцову (Дебальцеву) был пожалован дворянский титул с правом именного фамильного герба. А титул Илье Николаевичу было кому передать. У него имелись два сына и три дочери. Сыновья состояли на военной службе: Андриан был капитаном лейб-гвардии (отсюда, видимо, путаница – ведь его отец не был военным), а Николай – поручиком. Средняя из дочерей, Анна, вышла замуж за дворянина с польскими корнями С.С. Мазаракия (кстати, согласно третьему тому «Малороссийского родословника» Модзолевского, изданного в 1912 году, фамилия этого помещика пишется на разный лад – Мазаракия, Мазаракий, Мазарецкий, просто Мазараки). После смерти Дебальцова и его сыновей (которые были холостяками) семейная недвижимость перешла к дочерям Наталье, Анне и Елисавете.Продав свою часть земли своему племяннику И.С. Мазаракия, Наталья и Елисавета Дебальцовы переехали в Санкт-Петербург. Часть наследства пожертвовали на реставрацию церкви святого Ильи, которая была в то время в Ильинке. А еще часть денег пошли на строительство нового храма – Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, о котором, собственно, наш рассказ.Таким образом, земля, на которой сегодня расположены Дебальцево и Ильинка, вновь оказалась сосредоточенной в руках одного человека – помещика Мазаракия.Сегодня церковь одиноко стоит как бы в стороне от поселка, однако в XIX веке, когда она возводилась, здесь проходили два старинных чумацких шляха из Бахмута в Луганск и в Ростов. И, по мнению одного из организаторов возрождения церкви – бывшего директора вечерней школы поселка Булавинское, ныне председателя приходского совета храма Свято-Владимирской иконы, коренного жителя поселка Ильинка Владимира Ивановича Михайличенко, здесь находился торговый центр, и жизнь вокруг церкви кипела.В 1920 году пана Мазаракия изгнали из Ильинки, и он вместе с дочерью Марией уехал в Польшу. Как пишет А.С. Татарчук, умирая на чужбине, Мазаракия завещал миллион рублей на содержание Ильинской церкви…Картотека Енакиевского музея космонавта Георгия Берегового содержит сведения о том, что церковь просуществовала до 1929 года. Именно в этом году здесь состоялось последнее венчание. Закрыт храм был по личной инициативе председателя Рыковского райисполкома Иваненко и начальника раймилиции Щербы. Все имущество вывезли, за что, кстати, начальник Артемовского ГПУ Тимофеев предложил наложить на них дисциплинарное взыскание, что и было потом сделано.С тех пор Ильинская церковь более пятидесяти лет стояла без крестов, в забвении, приспособленная под склад. Здесь хранились удобрения и горюче-смазочные материалы…В 1939 году с храма были сняты колокола. Старожилы Ильинки вспоминают, как однажды в церкви раздался оглушительный взрыв. Начался пожар, настолько сильный, что в алтаре выгорел кирпич. А стены устояли. Несмотря на то, что с крыши было снято железное покрытие, потолок не протекал и зерно здесь хорошо сохранялось. В открытых нишах 50 лет стояла вода, но ни одна капля не просочилась внутрь!Пожар, разумеется, нанес большой вред церкви. Как отмечает заведующий художественным отделом школы искусств им П.И. Чайковского В.Н. Кутырев, расписывавший возрожденный храм, за многие годы стены настолько промаслились, особенно по углам, что в одном месте, за алтарем, не удалось этого скрыть – краска отходит…Инициаторами возрождения церкви стали верующие жители Ильинки, которых поддержали власть и общественность. По Енакиеву тогда распространялись листовки международной ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» с призванием к жителям города, был открыт счет в банке, на который можно было перечислять средства на восстановление храма.Храм был приспособлен совхозом «Октябрьский» под склад, но директор совхоза С.П. Шарун согласился освободить помещение. И начались субботники, в которых принимали участие неравнодушные жители Ильинки. Было вывезено несколько машин мусора, за долгие годы скопившегося в храме. И стало видно, что кое-где сохранились фрески; к сожалению, они уже не поддавались восстановлению.Активное участие, по словам В.И. Данько, в восстановлении церкви принимали бывшие в ту пору руководителями предприятий А.И. Царев (хлебозавод), С.А. Макар (шахта «Ольховатская»), С.П. Шарун (совхоз «Октябрьский»). Большое содействие во всех вопросах оказывали В.Ф. Янукович и С.Ж. Рухадзе. Проект храма был сделан совместными усилиями городского управления архитектуры и Енакиевского отдела комплексного проектирования АОЗТ проектно-производственное предприятие «Донбассреконструкция». Проектировщики постарались максимально точно восстановить прежний образ церкви, известный по рассказам старожилов. Все работы по восстановлению от начала до конца проводила бригада рабочих шахты «Ольховатская», под руководством И.И. Крыжнина. Интересно, что в составе бригады трудился А.П. Бурьянский. Труд во имя храма настолько повлиял на душу этого человека, что вчерашний рабочий решил стать священником, окончил Одесскую духовную семинарию. Все годы, что действует Ильинская церковь, коренной житель Ольховатки отец Анатолий с благословения прихожан служит здесь.После строительных работ началось украшение внутренних помещений храма росписями. Вначале усилиями местных живописцев был создан орнамент, украсивший стены церкви. Уже несколько позже в специально оставленных нишах енакиевский художник В.Н. Кутырев вписал сцены из жизни святых.Как отмечает художник, время, отведенное на работу в храме, пробегало незаметно, и этот опыт дал Валерию Николаевичу много ценного в профессиональном плане. Впоследствии он написал несколько икон для Розовской церкви, расписал иконостас для храма в поселке Булавинское. Кстати, работа в храме способствовала тому, что художник бросил курить!В 1999 году, на Пасху, храм Свято-Владимирской иконы Божьей Матери был открыт. Его освятил архиепископ Донецкий и Мариупольский, управляющий Горловской епархией Украинской православной церкви Иларион. В церемонии принял участие В.Ф. Янукович вместе с семьей. Это был светлый праздник для енакиевцев, которые всем миром возродили к жизни церковь и памятник архитектуры.…Здесь особое, удивительное, энергетически очень сильное место. Это сразу ощущаешь, как только приближаешься к храму. Говорят (это одна из легенд), что в древности здесь поклонялись языческим богам. Что-то, наверное, в этом есть. Во всяком случае, появляется такое чувство, что ты остался с храмом наедине, и весь мир вокруг перестает существовать. Это отмечают многие, кто когда-либо приезжал сюда. А если уж приедешь один раз, то тянет вновь и вновь прикоснуться к истокам.
В городском музее истории есть немало по-настоящему ценных экспонатов. Но мозаика из драгоценных и полудрагоценных камней «Розы Донбасса» занимает среди них особое место.Небольших размеров (43 х36 смвместе с рамкой, кстати, покрытой сусальным золотом), она была создана Валерией Флориановной Даувальдер в 1993 году в знак любви известного доктора богословия и композитора, поэтессы и сказочницы, художницы к нашему городу, который считает родным. Годом ранее Даувальдер приезжала в Енакиево. Одним из подарков, который она получила на родине, был кусок енакиевского антрацита. Он-то и лег в основу композиции мозаики. Антрацитовые розы предстают перед глазами зрителя в обрамлении розового кварца, турмалина, аметиста, опала, нефрита, жадеита, огненного опала, изумрудов…Сотворив такое чудо, наша талантливая землячка сразу же задумала подарить его родному городу. Но путь мозаики в Енакиево был долгим и непростым.В 1997 году в Подмосковье, в Сергиевом Посаде, проходила выставка работ Даувальдер. Для того, чтобы передать мозаику «Розы Донбасса» в Енакиево, Валерия Флориановна специально привезла ее с собой в Москву и пригласила в гости начальника отдела культуры и туризма Енакиевского горсовета Веру Геннадиевну Крохмалюк и директора музея истории города Ирину Петровну Зарю.– Россияне нас замечательно приняли, – вспоминает участница тех событий В.Г. Крохмалюк. – Показали шикарные фонды музеев Сергиева Посада, в которых хранятся уникальные экспонаты. Однако передать предназначенную нам мозаику российская сторона отказаласькатегорически. Что вполне понятно, ведь Украина и Россия уже были разными государствами, а речь шла о передаче не только ценной вещи, но и единственного в своем роде произведения искусства. Поэтому через комиссию по возвращению культурных ценностей нам порекомендовали воспользоваться услугами дипломатической почты. Этот вопрос решался на протяжении всего года, как и положено в подобных случаях требовалось оформить немало сопроводительных документов.Наконец настал долгожданный момент: нужно было ехать в Киев, чтобы забрать мозаику. И снова В.Г. Крохмалюк и И.П. Заря отправились в путь. Приняв по акту приема-передачи надлежащим образом упакованную мозаику, женщины вместе с ценным грузом поехали в Енакиево. Сейчас они вспоминают о той поездке с улыбкой, а тогда им было реально не по себе: везти такую ценность в купе обычного поезда было, конечно же, рискованно. Но все закончилось благополучно. И уже более десяти лет мозаика «Розы Донбасса», на создание которой автора вдохновил наш край, хранится в городском музее истории, в зале Валерии Флориановны Даувальдер.После той памятной встречи в Москве Вере Геннадиевне и Ирине Петровне еще раз довелось увидеться с Даувальдер. Это произошло в Ростове, где в художественном музее выставлялись работы самобытного мастера мозаики. (Кстати, и сегодня на территории России действует постоянная выставка работ нашей землячки. Прим. корр.) Тогда Валерия Флориановна передала в дар енакиевскому городскому музею истории много экспонатов: ее личные вещи, книги, пластинки с записями ее романсов, фотографии. Все эти вещи, разумеется, представлены в экспозиционном зале Даувальдер, передающим ту эпоху, в которую Валерия Флориановна жила в нашем городе.Но, несомненно, жемчужиной «даувальдерской» коллекции остается мозаика, поэтично воспевающая Донбасс. Енакиевцы должны гордиться тем, что городской музей истории обладает уникальным, единственным в мире произведением искусства, история создания которого, тем более, напрямую связана с Енакиевом – городом талантливых людей.
Есть чудеса рукотворные, от взгляда на которые перехватывает дыхание и проходится только поражаться мастерству человеческих рук. Но еще больше впечатляет результат деятельности природы – с ее величием, с ее талантом творца не может соперничать никто: ни один художник, ни один скульптор или архитектор не создадут подобных шедевров.
Есть такие явления и на енакиевский земле. К чудесам нашего города мы решили отнести самый известный в народе, особенно почитаемый людьми природный источник – Тишкину криницу.
Слух о Тишкиной кринице давно распространился по всей округе, и по воду сюда приезжают не только жители Ильинки и Ольховатки, на границе между которыми расположена криница, но даже издалека.
Особенно это заметно в январе, на Крещение Господне, когда Тишкину криницу освящает настоятель Ильинского храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери отец Анатолий. (Кстати, над освященной криницей постоянно шефствуют прихожане храма, здесь оборудована импровизированная часовенка, в которой все пришедшие по воду могут помолиться у иконы Божьей Матери). Как рассказывают очевидцы, для того, чтобы набрать воды, собираются длинные очереди по двести - триста человек. Очередь продвигается медленно, ведь вода течет маленьким ручьем, однако это не останавливает людей, и они часами стоят на суровом морозе в ожидании живительной влаги.
Давно замечено, что вода из Тишкиной криницы долго хранится. Вероятно, это объясняется повышенным содержанием в ней серебра. Кроме того, она приятна на вкус. И о целительных свойствах ее ходят легенды.
С легендами связана также история возникновения криницы. Вот как об этом пишет в своей книге «Из записных книжек туриста» популяризатор туристского движения в нашем городе А.С. Татарчук: «На высоком каменистом правом берегу реки Булавин, в районе границы поселков Ильинки и Ольховатки, возвышается «Тишкина криница», освященная настоятелем Ильинского храма.
Существует несколько легенд по поводу происхождения названия Тишкина криница. Одна из них повествует, что пастух по имени Тишко пас на склоне горы стадо коз, а в это время пошел проливной дождь с громом и молниями. Он присел на корточки, укрывшись полами одежды от дождя. Сидя, он видел, как молния несколько раз ударила в одно и то же место. Заприметив это место, после дождя Тишко подошел туда и увидел струйку воды, вытекающую из земли. Со временем местные жители вырыли здесь колодец и пользуются его живительной влагой по сей день. Другая легенда гласит, что молодому парню, слепому от рождения по имени Тишко приснился сон, чтобы он сходил к кринице и умылся вытекающей из нее водой, - после этого он станет зрячим. Утром он сходил к кринице, умылся непочатой водой и в скором времени прозрел. С тех пор криницу называют Тишкиной».
Что - правда, а что - вымысел, теперь по истечении времени трудно сказать. По-видимому, человек по имени Тишко, в честь которого названа криница, существовал в действительности и его потомки все еще живут в наших краях. Пьют воду из Тишкиной криницы и, возможно, не знают, что названа она в честь прадеда.
Енакиево - не просто город металлургии и угольной промышленности. Это наша родина, которой мы должны гордиться. Тем более, есть за что.Город славится именами выдающихся людей, он связан со значительными историческими событиями. Но, кроме того, в Енакиева есть немало выдающихся явлений, которые, во-первых, отличают его от других населенных пунктов, а во-вторых, имеют ценность, в первую очередь, именно для нас, местных жителей. Правда, порой мы так к ним привыкаем, что даже не задумываемся об этом. Или даже не подозреваем о том, что в нашем городе есть такое!Я давно о нем слышала, но, признаться, увидела воочию только минувшей осенью. Кто бы сомневался: сад произвел неизгладимое впечатление. Он, кстати, и вдохновил меня на медиа-проект «Семь чудес Енакиева».Как рассказал заместитель генерального директора по социальным вопросам ГП «Орджоникидзеуголь» Александр Иванович Замуруев, идея закладки этого райского уголка природы возникла 25 лет назад у Олега Степановича Аносова, который был в ту пору генеральным директором предприятия. Это хороший пример того, как можно мечту одного человека воплотить в реальность, уже долгие годы приносящую радость многим людям.
Как же удалось создать этот оазис в нашем городе? Место для него было выбрано необычное, но очень удачное - «колодец», образованный с четырех сторон стенами административного здания «Орджоникидзеугля». Работники предприятия сделали крышу - сверху пространство накрыли полиэтиленовой пленкой, чтобы круглый год сюда проникал свет и растениям было комфортно. Вручную, на носилках наносили земли, сделали клумбы, пруд, оборудовали дорожки, установили лавочки. Провели трубы для отопления в холодное время года. Словом, подошли к делу не хуже профессионалов.- Саженцы для зимнего сада привозили, в основном, из Никитского и Донецкого ботанических садов, - продолжает рассказ Александр Иванович. - Их специалисты, кстати, приезжали сюда, к нашим любителям природы, рассказывали и показывали, как ухаживать за экзотическими для Донбасса растениями.По отзывам работников административного здания, особенно трудными были первые зимы - тогда весь коллектив переживал, чтобы молодые растения прижились, не погибли от холода или недостатка света.И сад, словно почувствовав заботу стольких людей, в ответ подарил им всю свою красоту. Сегодня здесь, на площади в 625 квадратных метров, произрастает около пятидесяти видов растений - различные пальмы, лианы, кактусы, туя, папоротники, бамбук, гибискус, плющ, фейхоа. Регулярно плодоносят дынное и земляничное деревья, папайя... В пруду живут рыбки и две черепахи, которые периодически выползают погреться на солнышке!Конечно, в зимний сад вложен огромный труд многих людей. Сегодня им занимается не только садовник Анатолий Михайлович Евтушенко, но и его добровольные помощники из числа работников админздания. И, разумеется, первый руководитель государственного предприятия Павел Васильевич Череповский среди множества насущных проблем всегда проявляет заботу об этом детище угольщиков. Вот и совсем недавно были заменены окна на пластиковые.
...Сад уже давно стал достопримечательностью города. Сюда приходят на экскурсии школьники, на фоне его роскошной зелени любят фотографироваться новобрачные. А сотрудники администрации любят проводить здесь время в обеденный перерыв, отдыхать душой в этом енакиевском оазисе, сделанном их руками.