Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) на уроках биологии.


Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)на уроках биологии СОШ № 8Белова Н.А., учитель биологии2017 г. «Человек, схвативший хотя быоднажды кошку за хвост,знает о котах значительно больше,чем тот, кто лишь читал о них,но никогда не видел». Марк Твен  Традиционные требования Новые требования «Выпускник знающий» «Выпускник умеющий, творческий» «Компетентность» - это умение применить знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации. Компетентность – это умение решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался. Компетентность – это умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире. «Компетенция» — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Цель КОЗ: Организация деятельности обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Структура компетентностно-ориентированных заданий Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто! Во-первых, это деятельное задание; Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; В - третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале; В - четвёртых, его структура задаётся определенными элементами. Пример КОЗ - урок биологии по теме «Побег. Видоизменения побегов» (компетентность разрешения проблем)Стимул -Вы, ученик 6 класса, выполняете со своим другом домашнее задание. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги. Задачная формулировка - На рисунке представлен клубень картофеля № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками № 2.Внимательно рассмотрите рисунки. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом? Критерии ответов:Названы 3- 4 сходства и отличия 5 балловНазваны 2- 3 сходства и отличия 4 баллаНазваны 1-2 сходства и отличия 3 балла Модельный ответ: Сходства объектов Различия объектов Есть стебель Форма стеблей разная Есть почки Клубень содержит много крахмала Имеет кожицу Из почек дерева распускаются листья Образуют придаточные корни Клубень едят, а ветку - нет Пример КОЗ - урок биологии по теме «Внутренняя среда организма» (информационная компетентность)Анализ крови - один из наиболее распространенных методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии организма. Все мы многократно сдавали кровь для анализа. В результате получали бланк, на котором «куча» медицинских терминов и цифр. Оказывается, основное в этой премудрости может понять даже обычный пациент, если будет знать, что означают различные термины и цифры. Вам необходимо научиться самостоятельно разбираться в основных показателях анализа крови. Для этого прочитайте внимательно тексты, в которых дана информация о функциях форменных элементов крови. Соотнесите ее с данными предлагаемой таблицы. Нормальное значение показателей общеклинического исследования крови 1 группа – данные анализа крови соответствуют норме.2 группа – в данном анализе  СОЭ превышает норму, это значит, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс.3 группа – анализ пациента показывает, что значение гемоглобина ниже номы, т. е  у него железодефицитная анемия. Бланк ответа: Вольер № 1 Вольер № 2 Вольер № 3 Вольер № 4 Вольер № 5 Животное илиживотные кролик ежик черепаха крыса курица лиса Корм 1 трава молоко морковь зерно мясо Корм 2 морковь капуста мясо трава молоко Питье Вода Вода Вода Вода Вода Критерии ответов: Правильное распределение животных в вольерах – 3 баллаПравильное распределение корма животным – 2 баллаУчащийся уложился за 10 минут (при правильном ответе) – 2 баллаВсего – 7 баллов Только вместе можно добиться наилучшего успеха! Свидетельство о публикации авторского материала «Технологическая карта урока ФГОС с дидактической структурой по теме «Клеточные элементы крови» (Биология. 8 класс). Дата публикации: 21.05.2016г., сайт Конспекты уроков.рф., № КУ 28470. Спасибо за внимание! Свидетельство о публикации авторского материала. Методическая разработка «Сценарий внеклассного мероприятия по биологии для обучающихся 8- классов «Брейн-ринг по анатомии»». Дата публикации: 05.02.2017г., сайт infourok.ru. Свидетельство СМИ № ФС77-60625 от 20.01.2015г. № ДБ- 166944.