Рабочая программа по дисциплине Электроника и схемотехника


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий техникум промышленной автоматики»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ДТПА
___________ Иваницкая Т.Л. ________________Максецкий А.И.
подпись подпись«____»____________2016 г. «____»________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Электроника и схемотехникапо специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем
2016
Программа учебной дисциплины ЭЛЕКТРОНИКА И СХЕМОТЕХНИКА разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем , утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 22 сентября 2015 г. № 548
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ»

Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории Рожкова И.В.
Рецензенты:
1. Буланая Л.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ «ДТПА»
2. Сацюк А. В., старший преподаватель кафедры «Автоматика, телемеханика, связь и вычислительная техника» Донецкого института железнодорожного транспорта.
Одобрена и рекомендована
Телекоммуникаций и информационной безопасности
с целью практического применения
цикловой комиссией
протокол № _1_ от « 05 » сентября 2016 г.
Председатель ЦК____________ И.В.Рожкова
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией ___________________
протокол № __ от « __ » ___________20___г.
Председатель ЦК_____________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электроника и схемотехника1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по профессии CПО технического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен
уметь:
рассчитывать типовые электронные устройства;
читать электрические принципиальные схемы.
знать:
принципы работы типовых электронных устройств.
В целях обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможным продолжением образования рабочей программой предусматривается вариативная часть в количестве 16 часов. Она дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части. Вариативная часть включена в обязательную аудиторную нагрузку.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
В результате освоения дисциплины студент овладеть компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Устанавливать, конфигурировать оборудование защищенных
телекоммуникационных систем
ПК 1.2 Эксплуатировать оборудование защищенныхтелекоммуникационных систем.
ПК 1.3 Осуществлять техническое обслуживание, диагностирование, устранение отказов, настройку и ремонт оборудования, проводить его аттестацию.
ПК 2.1 Осуществлять установку (монтаж), настройку (наладку) и запуск в эксплуатацию программно-аппаратных и инженерно-технических средств обеспечения информационной безопасности телекоммуникационных систем.
ПК 2.2 Обеспечивать эксплуатацию и содержание в работоспособном состоянии программно-аппаратных и инженерно- технических средств обеспечения нформационной безопасности телекоммуникационных систем, их диагностику, обнаружение отказов, формировать предложения по их устранению
ПК 3.3 Участвовать во внедрении разработанных технических решений и проектов во взаимодействии с другими специалистами, оказывать техническую помощь исполнителям при изготовлении, монтаже, настройке, испытаниях и эксплуатации технических средств
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8 Использовать вычислительную технику и прикладные программные пакеты для решения профессиональных задач.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12 Понимать физическую сущность задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физический аппарат для их решения.
ОК 13 Ориентироваться в элементной базе устройств телекоммуникационных систем и обеспечения их информационной безопасности.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 96
в том числе: лекции 64
лабораторные занятия 32
практические занятия -
контрольные работы курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 48
в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
расчетная работа, работа со справочником
реферат, презентация
Итоговая аттестация в форме экзамена
Наименование раздела Количество часов
ауд. сам.
Раздел 1 Электронные компоненты и устройства на их основе 48 25
Раздел 2 Электронные усилители 34 21
Раздел 3 Схемотехника логических элементов 14 2
Итого 96 48

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Электроника и схемотехника№
заня-
тияНаименование темы занятия Объем времени на освоение учебной дисциплины/МДК Форма контроля Уровень освоения Перечень методической литературы
Обязательная аудиторная нагрузка сам.
работа,
час. лекции лаб. работа практ.
занятие 1 2 3 4 5 6 7 8 9
РАЗДЕЛ 1 ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ И УСТРОЙСТВА НА ИХ ОСНОВЕ 30 18 - 25 Тема 1.1 Пассивные электронные компоненты и устройства на их основе 6 2 - 3 1 Лекция № 1 Введение. Понятие электронного устройства.
Классификация электронных устройств 2 Фронтальный опрос 1 Л1. С.109-124
2 Лекция №2 Резисторы. Конденсаторы. Типы. Параметры. 2 Устный опрос
2 Л1. С.14-19
3 Лекция №3 Делители напряжения. Трансформаторы. 2 Устный опрос
2 Л1. С.20-22
срс1Самостоятельная работа № 1 Расчет резистивного делителя напряжения 3 Решение задач
2 Л1. С.23-29
4 Лабораторная работа №1 Исследование делителя напряжения на пассивных элементах 2 Отчет 2 Л1. С.23-29
Тема 1.2 Физические основы электронной техники и свойства p-n перехода; контактные явления 4 - - 2 5 Лекция № 4 Собственная проводимость и способы образования примесных (электронной и дырочной) проводимостей полупроводников. Физические основы образования электронно-дырочного перехода. 2 Письменный опрос 1 Л1. С.34-37
6 Лекция № 5 Прямое и обратное включение р-n-перехода, вольтамперная характеристика, пробой и его виды. 2 Устный опрос
2 Л1. С.37-39
срс2Самостоятельная работа № 2 Емкости р-n-перехода. Частотные свойства .2 Конспект 2 Л1. С.37-39
Тема 1.3 Полупроводниковые диоды, резисторы 4 10 - 10 7 Лекция №6 Полупроводниковые диоды: выпрямительные, стабилитроны, варикапы. Классификация. Принцип действия. Схемы включения. Маркировка. 2 Тестирование 2 Л1. С.39-40
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 Лекция № 7 Импульсные и высокочастотные диоды. Туннельные диоды. 2 Устный опрос
2 Л1. С.64-68
9 Лабораторная работа №2 Исследование выпрямительного диода (EWB) 2 Отчет 2 Л1, С.39-40
10 Лабораторная работа №3 Исследование выпрямительного диода на стенде 2 Отчет 2 Л1,С.39-40
11 Лабораторная работа №4 Исследование полупроводникового стабилитрона (EWB). 2 Отчет 2 Л1,Ч.39-40
12 Лабораторная работа № 5 Исследование п/п стабилитрона на стенде
2 Отчет 2 Л1,С.39-40
13 Лабораторная работа №6 Исследование диодных схем выпрямления (EWB) 2 Отчет 2 Л1., С.39-40
срс3 Самостоятельная работа № 3 Полупроводниковые резисторы. Устройство и принцип действия. 2 Фронтальн. опрос 2 Метод.указ.
срс4Самостоятельная работа № 4 Последовательное и параллельное соединение диодов. Решение задач. 3 Решение задач
3 Л9, с.10
срс5 Самостоятельная работа № 5 Бестрансформаторные схемы выпрямления переменного напряжения (тока). 3 Конспект 2 Л1, С.118-124
срс6Самостоятельная работа № 6 Диоды Шоттки. Основные свойства. применение 2 Конспект 2 Л1. С.39-41
Тема 1.4 Активные электронные компоненты и устройства на их основе 12 6 - 8 14 Лекция № 8 Биполярные транзисторы (БТ): устройство, принцип действия, параметры, условные обозначения. 2 Устный.опрос1 Л1. С.42-44
15 Лекция № 9 Схемы включения БТ 2 Письмен. опрос 2 Л1. С.44-46
срс7Самостоятельная работа № 7 Статические характеристики БТ. 2 Конспект 2 Л1. С.46-48
срс8 Самостоятельная работа №8 Температурные и частотные свойства БТ. 2 Устный.опрос2 Л1.С.48-49
16 Лекция № 10 Эквивалентные схемы транзисторов. Системы параметров. 2 Конспект 2 Л1. С.46-48
срс9Самостоятельная работа №9 Работа со справочником. Определение h-параметров биполярных транзисторов. 2 Решение задач
3 Метод.указ.
17 Лабораторная работа № 7
Исследование биполярного транзистора в схеме с ОЭ (EWB). 2 Отчет 2 Л1,с.44-46
18 Лекция №11 Полевые транзисторы: с управляющим р-n-переходом, схемы включения, принцип действия, характеристики, параметры. 2 Устный.опрос2 Л1. С.52-54
1 2 3 4 5 6 7 8 9
19 Лекция №12 Полевые транзисторы с изолированным затвором: устройство, принцип действия, статические характеристики 2 Письмен. опрос 2 Л1. С.54-60
20 Лабораторная работа № 8 Исследование полевого транзистора с управляющим p-n переходом 2 Отчет 2 Л1,с.52-54
21 Лекция №13 Тиристоры: динисторы, тринисторы. Устройство. Принцип действия. ВАХ 2 Устный опрос 2 Л1. С.60-64
22 Лабораторная работа № 9 Исследование работы тиристоров 2 Отчет 2 Л1,с.60-64
срс10 Самостоятельная работа №10 Симисторы. Триаки. Принцип действия. 2 Тестовый опрос 2 Л1. С.68-76
Тема 1.5 Интегральные микросхемы, фотоэлектронные и индикаторные приборы 4 - - 2 23 Лекция №14. Классификация ИМС, их элементы. Особенности гибридных и полупроводниковых ИМС, параметры и система обозначений. 2 Индивид. опрос 2 Л2. С.584-590
24 Лекция №15 Фотоэлектронные полупроводникопые приборы. Оптроны. Устройство. Условное обозначение. Принцип действия. 2 Устный опрос 2 Л.8, 86-91
срс11 Самостоятельная работа №11 Электронно-лучевые трубки 2 Реферат 2 Л.8, 96-100
РАЗДЕЛ 2 ЭЛЕКТРОННЫЕ УСИЛИТЕЛИ 24 10 - 21 Тема 2.1 Усилители напряжения 10 2 - 8 25 Лекция №16 Классификация усилителей. Структурная схема многокаскадного усилителя. Назначение каскадов. Требования к каскадам. 2 Фронтальн. опрос 1 Л1. С.149-150
26 Лекция №17 Основные показатели усилителей: входные и выходные показатели, коэффициент усиления, кпд усилителя. 2 Фронтальн. опрос 2 Л1. С.151-152
срс12 Самостоятельная работа №12 Характеристики усилителя: амплитудно-частотная, фазо-частотная, амплитудная. Искажения сигнала в усилителе, меры оценки, допустимые значения. 2 Конспект 2 Л1. С.165-171
27 Лекция №18 Обратная связь (ОС) в усилителях. Классификация ОС. Параметры ОС. Влияние ОС на параметры усилителя. 2 Устный опрос 2 Л2. С.547-550
28 Лекция № 19 Рабочие режимы транзисторов в усилителе 2 Устный опрос 1 Л7,с.269-271
срс13 Самостоятельная работа № 13 Способы обеспечения рабочего режима транзисторов 2 Конспект 2 Л7,с.292-294
срс14 Самостоятельная работа № 14 Стабилизация режима работы транзистора 2 Тестовый опрос 2 Л7, с.269-278
29 Лекция №20 Усилители напряжения: принцип действия, схемы включения 2 Устный опрос 2 Л1. С.153-155
срс15 Самостоятельная работа № 15 Усилители на полевых транзисторах.
2 Устный опрос 2 Л1.С.168-171
30 Лабораторная работа № 10 Исследование усилителя звуковой частоты на БТ. 2 Отчет 2 Л1.,с.153-155
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 2.2 Усилители мощности2 - - 3 31 Лекция № 21 Однотактные и двухтактные усилители мощности; принцип действия, параметрические соотношения, схемы включения. 2 Устный опрос 2 Л1. С.182-189
срс16 Самостоятельная работа № 16 Межкаскадные связи. 2 Конспект 2 Л2. С.549-550
Тема 2.3 Усилители постоянного тока 4 2 - 4 32 Лекция №22 Усилители постоянного тока: принцип действия, параметрические соотношения, схемы включения. 2 Устный опрос 2 Л1. С.172-178
33 Лекция №23 Операционные усилители (ОУ): их свойства, применение. ОУ в интегральном исполнении 2 Фронт. опрос 2 Л1. С.172-178
срс17 Самостоятельная работа № 17 Дифференциальный усилитель – входная цепь ОУ . Подавление наводок. 2 Конспект 2 Л1. С.174-178
срс18 Самостоятельная работа № 18 Эмиттерный повторитель – выходная цепь ОУ 2 Конспект 2 Л1. С.174-178
34 Лабораторная работа № 11 Исследование операционного усилителя 2 Отчет 2 Л1. С.172-178
Тема2.4 Генераторы колебаний2 2 - 2 35 Лекция №24 Классификация генераторов.Условия самовозбуждения автогенераторов. Принцип действия, схемы включения LC, RC генераторов. 2 Фронт. опрос 2 Л1. С.220-221
Л1. С.221-232
срс19 Самостоятельная работа № 19 Мультивибратор автоколебательный. 2 2 Л.3, с.227-229
36 Лабораторная работа №12 Исследование RC-генератора2 Отчет 2 Л1, С.221-232
Тема2.5 Электронные ключи и формирователи импульсов6 4 - 4 37 Лекция №25 Общая характеристика импульсных устройств, параметры импульсных сигналов. Электронные ключи на БТ, принцип действия 2 Устный опрос 2 Л3. С.343-346
Л2, с.6-11, 23-28
срс20 Самостоятельная работа № 20 Электронный ключ на полевых транзисторах 2 Устный опрос 2 Л2. С.31-32
38 Лабораторная работа №13 Исследование электронного ключа 2 Отчет 2 Л3, С.343-346
39 Лекция №26 Триггеры на БТ. Общие сведения. Схема симметричного триггера. Диаграмма работы. 2 Устный опрос 2 Л1. С.283-289
срс21 Самостоятельная работа № 21Триггер Шмитта. 2 Тестовый опрос 2 Л8, С.226-228
40 Лекция №27 Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи 2 Фронт. опрос 2 Л1. С.346-350
1 2 3 4 5 6 7 8 9
41 Лабораторная работа №14 Исследование схем диодных ограничителей амплитуды2 Отчет 2 Л1,С.346-350
Раздел 3 СХЕМОТЕХНИКА ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 10 4 - 2 Тема 3.1 Интегральные логические элементы. Особенности построения схем 10 4 - 2 42 Лекция № 28 Основные логические операции. Понятие о логическом элементе Элементарная реализация логических функций 2 Фронт. опрос, тестовый опрос 2 Л2. С135-137
43 Лекция №29 Основные характеристики и параметры логических элементов 2 Фронт. опрос 2 Л.2,
с. 141-143
44 Лекция №30 Типы цифровых ИМС. ТТЛ – базовый элемент цифровых ИМС 2 Устный опрос 1 Л2, с.137-140
45 Лабораторная работа № 15 Исследование дискретных логических элементов 2 Отчет 2 Л2, с.137-140
46 Лекция №31 Микросхемы МОП- и КМОП-структуры. Общие положения. Схемы, принцип действия. 2 Фронт. опрос 2 Л1, с.280-283
Л2, 137-140
срс22 Самостоятельная работа № 22Микросхемы эмиттерно-связанной логики ЭСЛ. Общие положения. Схема, принцип действия. 2 Устный опрос 2 Л1, с.283-286
47 Лабораторная работа № 16 Исследование интегральных логических элементов 2 Отчет 2 Л1, с.280-283
Л2, 137-140
48 Лекция 32 Сравнительный анализ ЦИМС. Включение под напряжение и способы подачи логических. Согласование ИМС разных логик. 2 Фронт. опрос 2 Л2, 143-144
ВСЕГО: 64 32 - 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электронной техники».
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютеры, оснащенные программным пакетом EWB 5.0;
- лабораторные стенды;
- проектор Acer;
- измерительные приборы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горошков Б.И. Электронная техника/ Б.И. Горошков, А.Б. Горошков.- М.: «Академия», 2010.- 320 с.
2. Брамер Ю.А., Пащук И.Н. Импульсная техника.-М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2009- 208 с. (Профессиональное образование).
3. Нефедов В.И. Основы радиоэлектроники и связи/ В.И. Нефедов, А.С.Сигов. - М.- Высшая школа, 2009. – 735с
4. Келим Ю.М. Вычислительная техника: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Ю.М. Келим. – М.: «Академия», 2005. – 384 с.
5. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы. - М.: Горячая линия – Телеком, 2003.- 336 с.
Дополнительные источники:
6.Гусев В.Г. Электроника и микропроцессорная техника/ В.Г. Гусев, Ю.М. . Гусев. – М.: КНОРУС, 2013. – 800с.
7.Вайсбурд Ф.И., Панаев Г.А., Савельев Б.Н. Электронные приборы и усилители. – М.:КомКнига, 2007. – 480с.
8. Опадчий Ю.Ф., Глудкин О.П,, ГуровА.И. Аналоговая и цифровая электроника. – М.:Горячая линия – Телеком, 2005. - 764 с.
9. Г.И.Изъюрова и др. Расчет электронных схем. Примеры и задачи. Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1987. – 335 с.
10. В.Ю.Лавриненко . Справочник по полупроводниковым приборам. – Киев.: Техника, 1980. - 464 с Интернет ресурсы:
1.Акимова Г.Н.  Электронная техника. [Электронный ресурс]- режим доступа: http:// www. razym.ru/tehnicheskaya/electronica/57713-elektronnaya-texnika.html (1998-2012).
2. Москатов Е. А. Основы электронной техники: учебное пособие.
[Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.moskatov.narod.ru/Electronic-technics.html (1999-2012).
3. mpek.org/_ld/0/20_pprez.pdf 4.audioakustika.ru › РЕЗИСТОРЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых общих и профессиональных компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
рассчитывать типовые электронные устройства;
читать электрические принципиальные схемы.
знать:
принципы работы типовых электронных устройств. ПК 1.2, 1.3, 2.1, 3.3
ОК 2, 3,4,8, 9,12
ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.2
ОК 2, 3,4,8, 9,12,13 контрольное и промежуточное тестирование
рефераты, доклады, сообщения
постановка и решение проблемных вопросов
практические задания
экзамен

Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины/МДК
ОП.03 ЭЛЕКТРОНИКА И СХЕМОТЕХНИКА
специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем
№ изменения Номера измененных№ протокола /подпись ПЦК
Дата ввода изменений
страниц пунктов