Первый урок Люблю тебя, родной Донбасс 
Донецкая общеобразовательная школа №114
с углубленным изучением отдельных предметов
-241688350198
                                                                                  Подготовила
                              учитель начальных 
                                                                     классов
                                                                                      Чудновская А.И.
Донецк, 2015
Тема: формировать у учащихся интерес к учению, усвоить слова по теме;
            развивать коммуникативные способности, навыки сотрудничества, 
            познавательные интересы;
            воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение 
            к культурному и историческому прошлому, любви к своему родному 
            краю, народу. 
Оборудование: презентация, иллюстрации к уроку, цветные карандаши.
        
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуй, сентябрь,
светлый сентябрь.
Руку дай!
Пахнет мятой,
спелым вереском
родной край!
2. Сообщение темы и цели урока
 - Дорогие дети! Красочная осень встречает вас замечательным праздником и первым уроком. Мы на пороге в увлекательную страну знаний. И сегодня мы отправимся путешествовать по родному краю. 
                                              (слайд 1)
3. Вступительное слово учителя
         Донецкий край, родной край…
- Что значат для вас эти слова? 
Место, где вы родились и выросли, где вам с детства все знакомо, где протекает Кальмиус и Донец, плещутся волны Азовского моря, самый красивый Великоанадольский лес, посаженный руками человека. 
                                                 (слайд 2-3)
Нигде на земле нет таких степей, как донецкая степь: тюльпаны, ирисы, фиалки, мать-и-мачеха, чебрец и ковыли…
                                                 (слайд 4)
Видели вы и каменных баб на древних курганах Хомутовской степи и церковь на меловой горе Святогорья.
                                                 (слайд 5)
4. Чтение стихотворений учащимися
                                                (слайд 6-8)
            
1. Люблю тебя, моя Отчизна.
   Люблю тебя, Донецкий край!
    Ты – мой исток, вода, чтобы напиться, 
    Ты – воздух мой, ты – мои хлеб и соль…
2. Край донецкий, смуглолицый, 
    С золотинкою в глазах. 
    Нелегко в тебя влюбиться, 
    Разлюбить в тебя нельзя.
3. Донецк – любимый город мой родной!
    Донецк – ты край цветов с большой душой.
    Донецк – ты в сердце будешь жить всегда
    Донецк – моя любовь к тебе сильна!
5. Просмотр видеоролика о Донецке
6. Беседа о людях, прославивших Донбасс
- Донбасс – это родина наиболее стойких и преданных патриотов. Отсюда вышли Алексей Стаханов, 1935 год. Простой забойщик установил мировой рекорд добычи угля, нарубив за смену 102 тонны топлива, в 14 раз превысив существующую тогда норму.
                                                 (слайд 9)
Паша Ангелина, 1928 год. Первая женщина, которая села за руль трактора. За ней последовали сотни тысяч других.
                                                   (слайд 10-11)
Предприниматели Д.Юз, И.Г.Иловайский, А.Н. Горлов, Ф.Е.Енакиев.
                                                   (слайд 12)
7. Игра «Ими гордится Донбасс! Вспомни их имена»
                                                    (слайды 13 -17  )- Узнайте, кто это?
- Как эти люди прославили Донбасс?
8. Работа над пословицами
- Объясните смысл пословицы «Где родился, там и пригодился».
- Какие пословицы о родном крае вы еще знаете?
(Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни. Одна у человека мать, одна и Родина. Своя земля и в горсти мила.)                                    (Слайд 18)
- Чем вы можете пригодиться родному городу, родному Донбассу?
9. Разгадывание загадок
 - Наш край богат запасами полезных ископаемых. Угадайте, какими…
1. С виду неприглядный камень, 
    он в земле лежит пластами.
    Чтоб наверх его поднять,
    надо в шахте побывать.
    Под землею огоньки – 
    это в шахте горняки.
    Отбивают молотками
    этот очень нужный камень.
    Он имеет черный цвет,
    всем дает тепло и свет.  (Каменный уголь)    (Слайд 19)
2. В серых скалах ее вырубали,
    из морей и озер добывали,
    чтоб потом положить по щепотке
    в миски, плошки, горшки, сковородки.
    Рис и рыба, фасоль и салат
    сразу стали вкуснее во сто крат!   (Каменная соль)    (Слайд 20)
3. Белый маленький комочек, 
    он лежит в моей руке.
    Им рисуют на асфальте,
    пишут буквы на доске,
    белят потолки и печки.
    Растворяется легко.
    Попадет комочек в речку,
    утечет, как молоко.   (Мел)             (Слайд 21)
4. Не зря она варилась
    в доменной печи.
    На славу получились
    ножницы, ключи.    (Железная руда)                 (Слайд 22)
5. Если встретишь на дороге, 
    то увязнут сильно ноги. 
    А сделать миску или вазу – 
    она понадобится сразу.   (Глина)             (Слайд 23)
                             
10. Творческая работа «Создание плаката «Донбасс – это Я!»   (Слайд 24)
11. Итог урока
                                   (слайд 25)
- На этом уроке мы с вами открыли для себя удивительный мир нашего края, отметили яркие черты характера нашего народа. 
- Подводя итог нашего урока, начните свои высказывания с ключевой фразы:
- Я узнал …
- Я понял …
- Я убедился …
- Я задумался …
- Я открыл …