Презентация к уроку истории России 6 класс Культура Древней Руси
«Слово о погибели Русской земли» (около 1238 г.)
Культура Древней Руси
Цель урока:- сформировать представление об особенностях культуры Древней Руси по разным направлениям;- проследить ее развитие, переплетение православной и языческой культур.
План урокаУстное народное творчество.2. Письменность и грамотность.3. Литература.4. Художественное ремесло.5. Зодчество. 6. Изобразительное искусство.
Определение культурыКультураматериальнаядуховнаяСовокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей
Творческие группы1.Устное народное творчество.2. Письменность и грамотность.3. Литература.4. Художественное ремесло.5. Зодчество.6. Изобразительное искусство.
Задания группам• 1 группа « Устное народное творчество»: а) прочитать о развитии устного народного творчества (стр. 55-56); б) подготовить сообщение о заговорах и заклинаниях; в) расскажите о загадках и былинах; сделайте вывод. •2 группа «Письменность и грамотность»: а) прочитайте о развитии письменности (стр. 56-57); б) расскажите, на чем писали в древности; в) изучите, какой была азбука. •3 группа « Литература»: а) прочтите стр. 57-58; б) охарактеризуйте памятники литературы Древнерусского государства; в) определите их значение. •4 группа « Художественное ремесло»: а) прочтите стр. 62; б) составьте краткий рассказ о развитии художественного ремесла по плану:1) оружие, 2) мастерство ювелиров: - техника зернь, скань, эмаль.•5 группа « Зодчество»: а) прочтите стр.59-62; б) составьте краткий рассказ о развитии зодчества по плану: а) первые каменные и самые известные храмы;6 группа «Живопись»: а) прочтите стр.59-62; б) составьте краткий рассказ о развитии живописи по плану: 1) внутреннее убранство храмов (живопись), 2)фрески, 3)мозаика.
Рефлексия содержания учебного материалаСегодня на уроке я научился…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Я понял, что …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …
Устное народное творчествоПесниБылиныСказанияИз того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. Вы узнали отрывок?
Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881—1898Основным мотивом устного народного творчества были не только подвиги русских богатырей
Но и прославлялась повседневная жизнь в лице героя былин Микулы Силяниновича Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.
Письменность и грамотностьПисьменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголицаМиниатюра из рукописной книги.
Письменность и грамотностьГрамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.ГраффитиГраффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
Берестяные грамотыОт Гостяты к Василю. «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»
Литература. ЛетописаниеКаждый крупный город вел свою летопись.Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».Страница из летописиНесторЛетопись – погодная запись событий
В монастырской келье узкой,В четырёх глухих стенахО земле о древнерусскойБыль записывал монах.Он писал из года в годПро великий наш народ. Н.Кончаловская
Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.«Чтения о Борисе и Глебе».«Хождения Даниила игумена в святые места».Владимир Мономах «Поучение детям».Даниил Заточник «Слово и Моления».Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
(полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославовича, внука Олегова»,— известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.
Первый русский митрополит, не византиец. Автор «Слова о Законе и Благодати»
Зодчество и живописьСкандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси. Самый крупный из них – Киев. Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра. План Киевав середине XII века.
Золотые ворота в Киеве Золотые ворота были главным въездом в Киев.Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностьюЗдесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид
Зодчество и живописьСобор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатуркеМозаики Софийского собора в Киеве
Иконы, как правило писались на липовой доскеСпецифика иконописного письма:Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение,фигуры не отбрасывают теней,свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве Иконопись
ИконописьЧтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.Канон – свод положений, норм, правил.Мог быть “лицевым” и “словесным”Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .
Софийский собор в Новгороде В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св.Софии.Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.
Художественное ремеслоЭпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки. Гривна Владимира Мономаха
Художественное ремеслоКольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Воин в доспехахСережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича
ЗерньМелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.Сережка-подвеска Бусина, украшенная зернью
СканьСкань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида
Перегородчатая эмальКолты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры, став неотъемлемой частью мировой культуры. Формируются самобытные культурные традиции.