Презентация Интегрированные социально-педагогические проекты с использованием арт-технологий для обучающихся с ОВЗ 
Интегрированные социально- педагогические   проекты с   использованием   арт-технологий в процессе обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья Областное государственное казённое образовательное учреждение"Школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья № 18" Ульяновск 2016 г. Творческая группа проектов: АГАЕВА И.В. - социальный педагог, учитель музыки;ЗАХАРОВА М.В. – учитель трудового обучения;СИДОРОВА Т.А. – учитель общеобразовательного цикла Специально организованное обучение способно приводить в движение внутренние резервные процессы развития.  Для продвижения (особых) детей в их самореализации, для усвоения ими социально значимых знаний, умений и навыков существенно важным является, не всякое, а личностно ориентированное  обучение и воспитание,  основополагающими факторами которого являются:•     предоставление специальных условий для реализации           интересов и способностей воспитанников;•     обеспечение связей умственной и практической деятельности        в совокупности с положительными эмоциональными             переживаниями. В целях повышения качества, разнообразия и эффективности предоставления образовательных услуг в школе-интернате № 18  уже в течении шести лет  ежегодно разрабатываются и реализуются интегрированные социально-педагогические проекты для обучающихся с выраженными ограничениями здоровья. Проект Срок действия (уч.год) Содержание Цветы Победы 2009-2010 Изготовление коллекции праздничных платьев . Хореографическая композиция-дефиле в честь 65-летия со Дня Победы. Сказка Пришла 2010-2011 Иготовление костюмов, декораций и аксессуаров и театрализованное представление по сказке «Золотой ключик» Делу- время... 2011-2012 Пошив костюмов.Иготовление костюмов, декораций и аксессуаров. Тематическое театрализованное представление, пляска. Уютный дом 2012-2013(практическая деятельность по изготовлению предметов обихода продолжается по настоящее время) Изготовление предметов для создания домашнего уюта: покрывала, подушки, занавеси, сумки, коврики, тапочки, панно и др.Тематическое театрализованное представление, пляска. Герань 2013-2014
2014-2015
2015-2016 Обучение   способам  ухода и размножения  комнатных растений на примере пеларгонии. Выращивание растений для дальнейшего применения : в подарок, для украшения пришкольного участка и клумб. Изготовление цветочных панно из ткани  и малых архитектурных форм из подручного материала: телята из пластиковых бутылок, плетень, и др. Проведённые в 2009-2010 учебном году  исследования  в рамках проекта «Цветы Победы» показали , что применение арт-технологий  в работе с детьми,  имеющими отклонения в развитии , является эффективным способом коррекции и адаптации и благоприятно воздействует на психическое состояние обучащихся 2010-2011
 Изготовление костюмов, декораций и аксессуаров и театрализованное представление по сказке «Золотой ключик» 2012-2013
 Изготовление предметов для создания домашнего уюта: покрывала, подушки, занавеси, сумки, коврики, тапочки, панно и многое другое.Тематическое театрализованное представление, пляска. В рамках изучения  учебных предметов творческой группой учителей разработан внутришкольный интегрированный  проект содержание деятельности основано  на следующих принципах:- соответствие возрасту  и возможностям обучающихся с нарушением интеллекта;  - связь с  жизнью, с  проблемами;- соответствие  учебному  программному материалу. Лабораторные и практические работы адаптированы к условиям школы и подобраны с учетом особенностей обучения детей с ОВЗ. Деятельность по проекту будет реализовываться поэтапно в течение учебного года на протяжении трёх лет обучения (7,8,9 классы) при условии прохождения ежегодного шага в обычной  дидактической  триаде:: усвоение,  усовершенствование,  закрепление. 2013-2014
2014-2015
2015-2016
 Цель  проекта: формирование готовности к социальным действиям для активной интеграции в социум учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  Задачи:  обучение  приёмам разведения и выращивания комнатных растений на примере пелларгонии ;  обучение рукоделию для создания домашнего уюта,  включение  обучащихся с разным уровнем ограничений возможностей здоровья в коллективную творческую деятельность;  развитие целесообразной активности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в процессе совместной творческой и трудовой  деятельности;  формирование понимания результативности собственной целенаправленной деятельности (экономия семейного бюджета, возможность заработать);  расширение общественно-полезного опыта  социального взаимодействия педагогического коллектива и учащихся с разным уровнем ограничений возможностей здоровья;  формирование ответственного поведения. Ожидаемые   результаты  Проект максимально адаптирован к индивидуальным возможностям каждого ребёнка–участника  проекта и будет активно способствовать формированию  готовности к социальным действиям, для активной интеграции в социум обучащихся со значительными ограничениями возможностей здоровья Содержание проекта поможет оптимизировать процесс формирования позитивных детско-взрослых отношений  и будет способствовать оздоровлению микроклимата в школьном социуме.  Коллективная творческая  деятельность послужит гуманизации межличностных взаимоотношений , реализации способностей и защите интересов учащихся, а так же включению их в социально полезную деятельность. Обьект социально –педагогической  работы- обучающиеся с умеренной умственной отсталостью с 7 по 9 классы. Срок реализации  : 3 года. Конечный продукт деятельности (ежегодно):-  цветочные композиции из комнатных растений для школьных помещений и для цветников на пришкольном участке,-  предметы домашнего обихода:подушки, панно, сумочки и др.,-  музыкальные театрализованные представления Состав  творческой группы группы Функциональные обязанности 1 Агаева И.В., социальный педагог, учитель музыки Идея проекта.  Координация деятельности по подготовке конечного продукта.  Социально-психологическая поддержка участников в процессе реализации проекта. 2   Захарова М.В., учитель трудового обучения  (швейное дело) Методическая работа по адаптации содержания практической деятельности учащихся к  требованиям программы Ремесло 5-9 кл.  (Шитьё и рукоделие). Руководство и помощь в изготовлении  декоративных элементов. Фото и видеоматериалы по проекту. Изготовление и размещение видеоролика  итогового выступления учащихся в интернете. 3 Сидорова Т.А., учитель, классный руководитель. Методическая работа по адаптации содержания практической деятельности учащихся к  требованиям программы . Осуществление   совместной с учащимися  деятельности по выращиванию комнатных растений и изготовлению кашпо для них.Привлечение родителей к сотрудничеству . № Виды  работ Сроки Исполнители Примечание 1. Выбор и утверждение вида и формы представления конечного продукта. Обсуждение плана и детализация этапов работы.                                       Сентябрь Агаева И.В Творческая группа. 2 Черенкование побегов.  Укоренение черенков в воде и в грунте. Сентябрь Сидорова Т.А. Распределение и размещение по сорту и цвету. 3  Мотивирование на продолжение работы , улучшению качества и повышение ответственности за результаты. октябрь Агаева И.В., Захарова М.В. Сидорова Т.А   Групповое мероприятие и индивидуально. 4 Привлечение  к сотрудничеству родительской общественности   7,8,9В классов   Нояб-дек Агаева И.В.,  Сидорова Т.А. Обратная связь. Передача знаний и умений. 5 Уход , наблюдение. сравнение Постоянно в течении года Агаева И.В., Сидорова Т.А Полив, рыхление, размещение 6 Взаимопосещение  уроков с целью включения обучающихся в активную трудовую деятельность. Нояб-март. Агаева И.В.,ЗахароваМ.ВСидороваТ.А Выявление сильных и слабых сторон учеников для определения доли участия 7 Изготовление декоративных и живых цветочных композиций Оформление цветников январь-февраль ЗахароваМ.ВСидороваТ.А Сравнение преимуществ живых и искуственных 8 Представление результатов  работы  на родительском собрании, на фестивале. Март  Апрель Агаева И.В., Выставка. 9 Совещания  по мере накопления наработок или возникновения проблем. Весь период существования группы Все члены творческой группы. Оформление документации, фотоотчётов. 10 Подведение итогов, анализ, релаксация, обратная связь(впечатления учащихся , педагогов , родителей ) Май Захарова М.В. Сидорова Т.А Агаева И.В. Фото материалы по этапам работы  и результатам деятельности. 11 Накопление фото и видео материалов Фотосессия в период наиболее пышного цветения. В течении  года Все члены творческой группы. Оформление альбома. Усложнение содержания понятийного аспекта и практических навыков  в процессе реализации. Первый год Второй год Третий год Практические навыки и умения Помещение черенка в жидкий грунт в стаканчике, полив и рыхление с помощью взрослого. Черенкование взрослых растений, взятых с ранее оформленной клумбы.Сортировка по цвету.Подготовка жидкого грунта. Самостоятельный полив и рыхление с дозированной помощью взрослого. Самомтоятельная практическая деятельность по  черенкованию, подготовке стаканчиков и грунта, высадке, уходу за растениями Понятийный аспект Можно самим размножать и выращивать комнатные растения.Их можно подарить. Ими можно украсить комнату или клумбу. Разнообразие сортов и цветовой гаммы растений. Экономическая выгода деятельности.Жизнь и развитие растений зависят от правильного постоянного ухода за ними. Потребность комнатных растений в поливе , рыхлении, подкормке, месторасположении.Наиболее декоративный вид у пелларгонии при выращивании  в летнее время вне ппомещений. Конечный продукт деятельности Подарок для близких -выращенное  растение. оформление клумбы на пришкольном участке (плетень, поделки из подручных материалов) Оформление клумб - вазонов у центрального входа в школу, участие в выставке областного фестиваля. Подготовка жидкого грунта Помещение черенка в жидкий грунт в стаканчике Уход за растениями Полив и рыхление с помощью взрослого. Мотивирование на продолжение работы , улучшению качества и повышение ответственности за результаты. Изготовление цветочных панно из ткани, кашпо для цветочных горшков Изготовление малых архитектурных форм из подручного материала: телята из пластиковых бутылок, плетень, и др.  Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализация своих прав на неё с обоюдной пользой для себя и окружающих. Создание специальной среды и активное включение в неё  ребёнка будет  способствовать его развитию.  Понятие «зоны ближайшего развития», введенное в психологию Л.С. Выготским, в определённой мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной. Музыкально-ритмическая деятельность служит трамплином для стимуляции учебной и трудовой деятельности учеников, если в основу идеи планируемой проектной деятельности  положен процесс    подготовки и организации детских театрализованных представлений в конце учебного года, на которых демонстрируются изделия и достижения воспитанников.  Родители и опекуны принимали  активное участие в выращивании герани Все вместе собирали различные сорта герани Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. – 2007. № 1. – с. 16-22.Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. Бгажнокова И.М. (под ред.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Москва: Просвещение, 2010. - 290 с. 4-е издание, исправленное и дополненноеМонтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет «Центрполиграф» 2011 г.ISBN: 978-5-227-02701-6Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики «АСТ», «Астрель» 2005 г.ISBN: 5-17-031934-7, 5-271-11751-0Фотографии. Захарова М.В., Сидорова Т.И. Используемые ресурсы