Презентация Интегрированные социально-педагогические проекты с использованием арт-технологий для обучающихся с ОВЗ
Интегрированные социально- педагогические проекты с использованием арт-технологий в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Областное государственное казённое образовательное учреждение"Школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья № 18" Ульяновск 2016 г. Творческая группа проектов: АГАЕВА И.В. - социальный педагог, учитель музыки;ЗАХАРОВА М.В. – учитель трудового обучения;СИДОРОВА Т.А. – учитель общеобразовательного цикла Специально организованное обучение способно приводить в движение внутренние резервные процессы развития. Для продвижения (особых) детей в их самореализации, для усвоения ими социально значимых знаний, умений и навыков существенно важным является, не всякое, а личностно ориентированное обучение и воспитание, основополагающими факторами которого являются:• предоставление специальных условий для реализации интересов и способностей воспитанников;• обеспечение связей умственной и практической деятельности в совокупности с положительными эмоциональными переживаниями. В целях повышения качества, разнообразия и эффективности предоставления образовательных услуг в школе-интернате № 18 уже в течении шести лет ежегодно разрабатываются и реализуются интегрированные социально-педагогические проекты для обучающихся с выраженными ограничениями здоровья. Проект Срок действия (уч.год) Содержание Цветы Победы 2009-2010 Изготовление коллекции праздничных платьев . Хореографическая композиция-дефиле в честь 65-летия со Дня Победы. Сказка Пришла 2010-2011 Иготовление костюмов, декораций и аксессуаров и театрализованное представление по сказке «Золотой ключик» Делу- время... 2011-2012 Пошив костюмов.Иготовление костюмов, декораций и аксессуаров. Тематическое театрализованное представление, пляска. Уютный дом 2012-2013(практическая деятельность по изготовлению предметов обихода продолжается по настоящее время) Изготовление предметов для создания домашнего уюта: покрывала, подушки, занавеси, сумки, коврики, тапочки, панно и др.Тематическое театрализованное представление, пляска. Герань 2013-2014
2014-2015
2015-2016 Обучение способам ухода и размножения комнатных растений на примере пеларгонии. Выращивание растений для дальнейшего применения : в подарок, для украшения пришкольного участка и клумб. Изготовление цветочных панно из ткани и малых архитектурных форм из подручного материала: телята из пластиковых бутылок, плетень, и др. Проведённые в 2009-2010 учебном году исследования в рамках проекта «Цветы Победы» показали , что применение арт-технологий в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии , является эффективным способом коррекции и адаптации и благоприятно воздействует на психическое состояние обучащихся 2010-2011
Изготовление костюмов, декораций и аксессуаров и театрализованное представление по сказке «Золотой ключик» 2012-2013
Изготовление предметов для создания домашнего уюта: покрывала, подушки, занавеси, сумки, коврики, тапочки, панно и многое другое.Тематическое театрализованное представление, пляска. В рамках изучения учебных предметов творческой группой учителей разработан внутришкольный интегрированный проект содержание деятельности основано на следующих принципах:- соответствие возрасту и возможностям обучающихся с нарушением интеллекта; - связь с жизнью, с проблемами;- соответствие учебному программному материалу. Лабораторные и практические работы адаптированы к условиям школы и подобраны с учетом особенностей обучения детей с ОВЗ. Деятельность по проекту будет реализовываться поэтапно в течение учебного года на протяжении трёх лет обучения (7,8,9 классы) при условии прохождения ежегодного шага в обычной дидактической триаде:: усвоение, усовершенствование, закрепление. 2013-2014
2014-2015
2015-2016
Цель проекта: формирование готовности к социальным действиям для активной интеграции в социум учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: обучение приёмам разведения и выращивания комнатных растений на примере пелларгонии ; обучение рукоделию для создания домашнего уюта, включение обучащихся с разным уровнем ограничений возможностей здоровья в коллективную творческую деятельность; развитие целесообразной активности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в процессе совместной творческой и трудовой деятельности; формирование понимания результативности собственной целенаправленной деятельности (экономия семейного бюджета, возможность заработать); расширение общественно-полезного опыта социального взаимодействия педагогического коллектива и учащихся с разным уровнем ограничений возможностей здоровья; формирование ответственного поведения. Ожидаемые результаты Проект максимально адаптирован к индивидуальным возможностям каждого ребёнка–участника проекта и будет активно способствовать формированию готовности к социальным действиям, для активной интеграции в социум обучащихся со значительными ограничениями возможностей здоровья Содержание проекта поможет оптимизировать процесс формирования позитивных детско-взрослых отношений и будет способствовать оздоровлению микроклимата в школьном социуме. Коллективная творческая деятельность послужит гуманизации межличностных взаимоотношений , реализации способностей и защите интересов учащихся, а так же включению их в социально полезную деятельность. Обьект социально –педагогической работы- обучающиеся с умеренной умственной отсталостью с 7 по 9 классы. Срок реализации : 3 года. Конечный продукт деятельности (ежегодно):- цветочные композиции из комнатных растений для школьных помещений и для цветников на пришкольном участке,- предметы домашнего обихода:подушки, панно, сумочки и др.,- музыкальные театрализованные представления Состав творческой группы группы Функциональные обязанности 1 Агаева И.В., социальный педагог, учитель музыки Идея проекта. Координация деятельности по подготовке конечного продукта. Социально-психологическая поддержка участников в процессе реализации проекта. 2 Захарова М.В., учитель трудового обучения (швейное дело) Методическая работа по адаптации содержания практической деятельности учащихся к требованиям программы Ремесло 5-9 кл. (Шитьё и рукоделие). Руководство и помощь в изготовлении декоративных элементов. Фото и видеоматериалы по проекту. Изготовление и размещение видеоролика итогового выступления учащихся в интернете. 3 Сидорова Т.А., учитель, классный руководитель. Методическая работа по адаптации содержания практической деятельности учащихся к требованиям программы . Осуществление совместной с учащимися деятельности по выращиванию комнатных растений и изготовлению кашпо для них.Привлечение родителей к сотрудничеству . № Виды работ Сроки Исполнители Примечание 1. Выбор и утверждение вида и формы представления конечного продукта. Обсуждение плана и детализация этапов работы. Сентябрь Агаева И.В Творческая группа. 2 Черенкование побегов. Укоренение черенков в воде и в грунте. Сентябрь Сидорова Т.А. Распределение и размещение по сорту и цвету. 3 Мотивирование на продолжение работы , улучшению качества и повышение ответственности за результаты. октябрь Агаева И.В., Захарова М.В. Сидорова Т.А Групповое мероприятие и индивидуально. 4 Привлечение к сотрудничеству родительской общественности 7,8,9В классов Нояб-дек Агаева И.В., Сидорова Т.А. Обратная связь. Передача знаний и умений. 5 Уход , наблюдение. сравнение Постоянно в течении года Агаева И.В., Сидорова Т.А Полив, рыхление, размещение 6 Взаимопосещение уроков с целью включения обучающихся в активную трудовую деятельность. Нояб-март. Агаева И.В.,ЗахароваМ.ВСидороваТ.А Выявление сильных и слабых сторон учеников для определения доли участия 7 Изготовление декоративных и живых цветочных композиций Оформление цветников январь-февраль ЗахароваМ.ВСидороваТ.А Сравнение преимуществ живых и искуственных 8 Представление результатов работы на родительском собрании, на фестивале. Март Апрель Агаева И.В., Выставка. 9 Совещания по мере накопления наработок или возникновения проблем. Весь период существования группы Все члены творческой группы. Оформление документации, фотоотчётов. 10 Подведение итогов, анализ, релаксация, обратная связь(впечатления учащихся , педагогов , родителей ) Май Захарова М.В. Сидорова Т.А Агаева И.В. Фото материалы по этапам работы и результатам деятельности. 11 Накопление фото и видео материалов Фотосессия в период наиболее пышного цветения. В течении года Все члены творческой группы. Оформление альбома. Усложнение содержания понятийного аспекта и практических навыков в процессе реализации. Первый год Второй год Третий год Практические навыки и умения Помещение черенка в жидкий грунт в стаканчике, полив и рыхление с помощью взрослого. Черенкование взрослых растений, взятых с ранее оформленной клумбы.Сортировка по цвету.Подготовка жидкого грунта. Самостоятельный полив и рыхление с дозированной помощью взрослого. Самомтоятельная практическая деятельность по черенкованию, подготовке стаканчиков и грунта, высадке, уходу за растениями Понятийный аспект Можно самим размножать и выращивать комнатные растения.Их можно подарить. Ими можно украсить комнату или клумбу. Разнообразие сортов и цветовой гаммы растений. Экономическая выгода деятельности.Жизнь и развитие растений зависят от правильного постоянного ухода за ними. Потребность комнатных растений в поливе , рыхлении, подкормке, месторасположении.Наиболее декоративный вид у пелларгонии при выращивании в летнее время вне ппомещений. Конечный продукт деятельности Подарок для близких -выращенное растение. оформление клумбы на пришкольном участке (плетень, поделки из подручных материалов) Оформление клумб - вазонов у центрального входа в школу, участие в выставке областного фестиваля. Подготовка жидкого грунта Помещение черенка в жидкий грунт в стаканчике Уход за растениями Полив и рыхление с помощью взрослого. Мотивирование на продолжение работы , улучшению качества и повышение ответственности за результаты. Изготовление цветочных панно из ткани, кашпо для цветочных горшков Изготовление малых архитектурных форм из подручного материала: телята из пластиковых бутылок, плетень, и др. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализация своих прав на неё с обоюдной пользой для себя и окружающих. Создание специальной среды и активное включение в неё ребёнка будет способствовать его развитию. Понятие «зоны ближайшего развития», введенное в психологию Л.С. Выготским, в определённой мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной. Музыкально-ритмическая деятельность служит трамплином для стимуляции учебной и трудовой деятельности учеников, если в основу идеи планируемой проектной деятельности положен процесс подготовки и организации детских театрализованных представлений в конце учебного года, на которых демонстрируются изделия и достижения воспитанников. Родители и опекуны принимали активное участие в выращивании герани Все вместе собирали различные сорта герани Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. – 2007. № 1. – с. 16-22.Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. Бгажнокова И.М. (под ред.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Москва: Просвещение, 2010. - 290 с. 4-е издание, исправленное и дополненноеМонтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет «Центрполиграф» 2011 г.ISBN: 978-5-227-02701-6Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики «АСТ», «Астрель» 2005 г.ISBN: 5-17-031934-7, 5-271-11751-0Фотографии. Захарова М.В., Сидорова Т.И. Используемые ресурсы