«Во всем мне хочется дойти до самой сути» (поэтический вечер, посвященный творчеству Б.Л.Пастернака) (для ОВЗ)
«Во всем мне хочется дойти до самой сути»
(поэтический вечер, посвященный творчеству Б.Л.Пастернака)
Музыка: Моцарт
Ведущий 1
«Художник – вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, от клочка бумаги, от очертаний теней, от паутины», - сказал Пабло Пикассо. Эти слова можно с полным правом отнести к Борису Леонидовичу Пастернаку, которого еще в 20-е годы считали одним из лучших поэтов 20-го века.
Его творчество – памятник бурной трагической эпохи нашей истории, и вместе с тем оно является одной из вершин мировой поэзии.
Гамлет (по кассете)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авве Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Ведущий 2
Поэт в начале творческого пути – это человек, любящий живую суть, мир, который он представляет, как огромное гнездо, сплетенное из земли и неба, жизни и смерти, и открытием этого была сила живого обновляющего слова в стихотворении «Февраль»
Чтец 1
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Ведущий 3
В истории русской литературы есть имена-камертоны, само звучание которых призывает думать о людях, чьи судьбы потрясали столетия спустя. И сегодня как в чистом бриллианте преломляется луч, являя глазу мгновенные вспышки и ослепительный след творчества Бориса Леонидовича Пастернака
(по кассете)
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад, Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тупого лука.
Ведущий 1
Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. На улицах, не зная, кто он, прохожие, в особенности – женщины, невольно оглядывались на него. Молодость долго не покидала Пастернака. Лет до шестидесяти он был строен, подвижен и гибок. А глаза очень долго смотрели на всех с юношеской простотой.
Чтец 2
О, знал бы я, что так бывает,
Когда спускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость – это Рим, который, Взамен туристов и колес,
Не чистки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлее раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и судьба.
Ведущий 2
Пастернак был москвичом. Но подлинной Родиной и творческой атмосферой Пастернака были и остались Вселенная и Вечность. Более близких границ он при его дальнозоркости не замечал.
Чтец 3
В кашне, ладонью затворяясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
- Какое, милые, у нас,
Тысячелетье на дворе?
Чтец 4
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По.
Ведущий 3
Все в стихах Пастернака диктовало чувство, было от его чистой души и открытого сердца, стихи слагались поэтической личностью с ее жизненным опытом, литературным образованием и художественным восприятием постоянно меняющегося мира.
Чтец 5
Я жаждал воли и покоя,
А годы шли примерно так,
Как облако над мастерскою,
Где горбился его верстак.
Я должен ни единой долькой
Не отступиться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Чтец 6
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечность заложник
У времени в плену.
Ведущий 1
Родился Борис Леонидович Пастернак 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в Оружейном переулке.
«Ощущения младенчества складывались из элементов испуга и восторга», - писал он позже. В доме царило господство музыки и краски. За пределами квартиры густо царил городской быт бульваров, каретных заведений, извозчиков, нищих, странников… Он был по существу воспитан Москвой.
Ведущий 2
Пастернак окончил классическую гимназию в 1908 году и затем учился на философском отделении историко-филологического факультета консерватории.
В сущности, Борис Леонидович Пастернак оказался не только потенциальным музыкантом и потенциальным философом, но и профессиональным живописцем. Начиная с детских лет и до последних дней, он всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях.
Чтец 7
Как тогда, четверть века назад,
На заре молодых верояний,
Золотишь ты мой ранний закат
Светом тех же великих начатий.
Ведущий 3
В 1922 году вышел первый сборник стихов Бориса Леонидовича «Сестра моя – жизнь». Эта книга принесла ему мировую известность и самим им воспринималась как утверждение своей собственной позиции.
Ведущий 1
«Мне стало совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали.
Ведущий 2
Взволнованно, как большое событие своей собственной жизни, переживал он все, что творилось в природе – все ее оттепели, закаты, снега и дожди, - и радовался им бесконечно. Таков был Борис Леонидович на самом деле: чрезмерная впечатлительность, необузданность чувств, порывистость.
Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Чтец 8
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда,
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Чтец 9
Иней
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухийШутом маскарадным одет.
Ведущий 3
Сегодня я – новый житель, открываю Пастернака и чтобы понять его – еду в Переделкино, поселок недалеко от Москвы, ныне - Московский район. И мне чудится, что вот-вот возникает Борис Леонидович возле ступеньки с большой вязанкой хвороста – моложавый, здоровый, приветливый, быстрый, и я услышу его мажорный, чудный, гудящий, густой баритон.
Ия вижу, как он безоглядно бежит с полотенцем по тропинке, чтобы окунуться в студеную, обжигающую холодом студеную воду Сетуни.
Прохожу мимо его огорода, и опять вижу его, радостно хлопочущего над грядками.
И иду, медленно, стараясь не потревожить мечтания на кладбище.
Время лечит многое, но не все.
Чтец 10
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь,
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях…
Ведущий 1
Запас поэтической энергии Бориса Леонидовича так велик, что прочитав его стихи, уже невозможно смотреть на мир так, как смотрел до этого, понимать мир, как понимал до него, удивляешься его цельности, яркости, необычности, его высокому трагизму.
(по кассете)
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Ведущий 2
Одна из лучших страниц творчества Пастернака – его стихи о любви. Шедевром любовной лирики 20-го века стало его стихотворение «Свидание»
Чтец 11
«Свидание»
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш,
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
За рукава в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка и фигура
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска. Как будто бы железом,
Обмокнуться в сурьму.
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Ведущий 3
В 30-е годы Пастернак оказывается в трагическом положении. Сперва обласканный, названный на I съезде писателей лучшим современным поэтом, он все больше ощущает ужас сгустившейся атмосферы террора. Но он находит силы нравственно и творчески противостоять волчьей схватке обстоятельств.
Ведущий 1
После 1940 года меняется стиль поэзии Пастернака, он становится строже, ясней. И все чаще обращается Пастернак к прозе, он задумывает роман о судьбе своего поколения. «Доктор Живаго». Фоном в романе должна стать бурная и кровавая современная история России, но в историю создания романа ворвалась Великая Отечественная война.
Ведущий 2
В годы Великой Отечественной войны поэт по-новому, особенно остро почувствовал связь с судьбами страны и народа. Поэт надеялся, что военная гроза, сплотившая весь народ и воспитавшая столько героев, очистит общественную атмосферу в стране.
Ведущий 3
В самые тяжелые годы со словами веры и ободрения обратился поэт к своим современникам, он напомнил им о вечной силе добра, символом которого был для него Христос.
Ведущий 1
К сожалению, в последние года Пастернаку суждено было стать жертвой интриг, принявших характер травм по политическим мотивам. Опубликованный помимо воли автора за границей «Доктор Живаго» принес ему Нобелевскую премию в 1958 году и обвинение в антисоветчине – на Родине. Поэт вынужден был отказаться от премии.
30 мая 1960 года поэта Бориса Леонидовича Пастернака не стало.
Чтец 12
«Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
«Снег идет…» (романс по кассете)